Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
Костромской области
от "1" апреля 2021 г. N 163-а
Подпрограмма
"Оздоровление Волги"
Раздел I. Паспорт подпрограммы
1. Ответственный исполнитель подпрограммы "Оздоровление Волги" (далее - подпрограмма) - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
2. Соисполнители подпрограммы - департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
3. Участники подпрограммы - администрация городского округа город Кострома, администрация городского округа город Волгореченск, предприятия и организации водопроводно-канализационного комплекса Костромской области.
4. Программно-целевые инструменты подпрограммы отсутствуют.
5. Цель подпрограммы - улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области.
6. Задача подпрограммы - сокращение объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области, прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод.
7. Сроки, этапы реализации подпрограммы - 2019 - 2024 годы. Этапы реализации подпрограммы не предусмотрены.
8. Объемы и источники финансирования подпрограммы на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, - общий объем средств, направляемых на реализацию подпрограммы, составляет 2 074 493,0 тыс. рублей.*, в том числе:
средства федерального бюджета 1 771 449,5 тыс. рублей,
средства областного бюджета 17 892,4 тыс. рублей,
средства местных бюджетов 16 191,1 тыс. рублей;
внебюджетные источники 268 960,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы за счет всех источников по годам реализации составит:
в 2019 году 54 400,0 тыс. рублей;
в 2020 году 719 510,4 тыс. рублей;
в 2021 году - 315 936,3** тыс. рублей;
в 2022 году - 245487,4 тыс. рублей,
в 2023 году - 314 914,6 тыс. рублей;
в 2024 году 424 244,3 тыс. рублей;
итого 2 074 493,0 тыс. рублей;
в том числе за счет федерального бюджета:
в 2020 году - 668 086,6 тыс. рублей;
в 2021 году - 267 958,7** тыс. рублей;
в 2022 году - 197 295,0 тыс. рублей,
в 2023 году - 265 959,2 тыс. рублей;
в 2024 году 372 150,0 тыс. рублей;
итого - 1 771 449,5 тыс. рублей;
за счет областного бюджета:
в 2020 году - 6 748,3 тыс. рублей;
в 2021 году - 2 706,7** тыс. рублей;
в 2022 году - 1 992,9 тыс. рублей,
в 2023 году - 2 686,5 тыс. рублей;
в 2024 году 3 758,0 тыс. рублей;
итого - 17 892,4 тыс. рублей;
за счет местных бюджетов:
в 2019 году 14 400 тыс. рублей;
в 2020 году - 675,5 тыс. рублей;
в 2021 году - 270,9** тыс. рублей;
в 2022 году - 199,5 тыс. рублей;
в 2023 году - 268,9 тыс. рублей;
в 2024 году 376,3 тыс. рублей;
итого - 16 191,1 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников:
в 2019 году 40 000,0 тыс. рублей;
в 2020 году 44 000,0 тыс. рублей;
в 2021 году 45 000,0 тыс. рублей;
в 2022 году 46 000,0 тыс. рублей;
в 2023 году 46 000,0 тыс. рублей;
в 2024 году 47 960,0 тыс. рублей;
итого 268 960,0 тыс. рублей.
________________
* Объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению при формировании (изменении) федерального, областного бюджетов на соответствующий финансовый год и на плановый период.
** С учетом планируемого переноса недоиспользованного остатка субсидии 2020 года, предоставленной бюджету Костромской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на разработку проектно-сметной документации по реконструкции Коркинских очистных сооружений.
9. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
в соответствии с паспортом федерального проекта "Оздоровление Волги" - сокращение к 2024 году объема загрязненных хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в реку Волгу, с 33 646,60 тыс. м3 в год до 11 144,8 тыс. м3 в год, прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, на 0,02 км3 в год.
С учетом данных инвентаризации фактического состояния систем очистки сточных вод, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ" (по итогам 2018 года), по итогам реализации мероприятий, включенных в подпрограмму, ожидается снижение к 2024 году объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, включающих хозяйственно-бытовые сточные воды, принимаемые в централизованные бытовые, общесплавные и комбинированные системы водоотведения, и сточные воды централизованных ливневых систем водоотведения, с 57 133,75 тыс. м3 в год до 7719,15 тыс. м3 в год.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы
10. На главной водной артерии Костромской области - реке Волге (Горьковское водохранилище) в результате антропогенного воздействия от хозяйственной деятельности сложилась напряженная экологическая ситуация. В воды реки Волги попадает большое количество загрязненных и недостаточно очищенных стоков, в первую очередь, от предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сливающих стоки в реку, и селитебных территорий. Ситуация осложняется еще и тем, что после строительства водохранилищ на реке Волге резко изменился естественный режим реки, Волга превратилась в череду стоячих озер-водохранилищ. В итоге здесь бурно растет синяя водоросль, а число врожденных уродств у отдельных популяций мальков достигло 100 процентов.
11. Качественный состав в целом по Горьковскому водохранилищу в границах Костромской области представлен солями тяжелых металлов и органическими соединениями, среднее содержание легкоокисляемых органических веществ превышает установленные нормативы.
12. По результатам наблюдений, качество воды стабильно в течение 2014 - 2018 годов оценивается 3 классом и характеризуется как "загрязненная" и "очень загрязненная".
13. Приоритетными мерами по улучшению сложившейся экологической ситуации являются мероприятия по сокращению объема загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу на территории Костромской области, за счет строительства и реконструкции очистных систем водоотведения предприятий-загрязнителей, входящих в число 200 крупнейших объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также на неконтролируемых водовыпусках централизованных систем ливневой канализации.
14. Всего в Костромской области эксплуатируются 44 централизованные системы водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на очистные сооружения канализации - 129 тыс. м3 в сутки. При этом в регионе отсутствуют очистные сооружения с применением технологий удаления азота и фосфора. Доля проб, не соответствующих нормативам (лимитам), составляет 47 процентов. Объем загрязненных хозяйственно-бытовых сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Волги на территории региона, согласно данным, размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" (по итогам 2018 года), составляет 40 773,75 тыс. м3 в год. Кроме того, по данным инвентаризации, сброс в Волгу неочищенных поверхностных вод с селитебных территорий составляет 16 360 тыс. м3 в год.
15. На территории городского округа город Кострома эксплуатируется одна централизованная система водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на очистные сооружения канализации - 106,4 тыс. м3 в сутки.
16. Отведение дождевых и талых вод с селитебных территорий города Костромы осуществляется по централизованной системе ливневой канализации со сбросом поверхностных вод в реку Волгу. Очистные сооружения на водовыпусках централизованной системы ливневой канализации в реку Волгу отсутствуют, т.е. в реку Волгу осуществляется сброс неочищенных поверхностных вод. Суммарный сброс неочищенной сточной воды в реку Волгу по городу Костроме составляет 16 000 тыс. м3 в год.
17. На территории городского округа город Волгореченск имеются две централизованные системы водоотведения. Фактический суммарный приток сточной воды на канализационные очистные сооружения - 3,4 тыс. м3 в сутки. Доля проб, не соответствующих нормативам (лимитам), составляет 27 процентов.
18. Коркинские очистные сооружения канализации в г. Костроме (далее - Коркинские ОСК) относятся к категории "крупные" (40 001-200 000 м3/сутки) и предназначены для приема, очистки и обеззараживания сточных вод, утилизации веществ, содержащихся в сточных водах и их осадке, и выпуска очищенных сточных вод в водоем.
19. Соотношение хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, поступающих на сооружения, составляет 50/50 процентов.
Проектирование и введение в эксплуатацию очистных сооружений производилось 45 лет назад. На момент реализации проектов требования по очистке сточных вод были менее жесткие, по биогенным элементам сток не нормировался. В настоящий момент установлены жесткие нормы на сброс в водоем, нормируется азотная группа загрязнений, фосфор, ХПК, БПК, взвешенные вещества и др.
Для более эффективной работы канализационных очистных сооружений требуются и запланированы подпрограммой реконструкция очистных сооружений, модернизация отдельных узлов технологического оборудования, технологической системы механической и биологической очистки сточных вод с внедрением наилучших доступных технологий в соответствии со справочником ИТС 10-2015.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотведения.
20. Выполнение мероприятия по реконструкции Коркинских ОСК позволит снизить сброс в реку Волгу неочищенных (недостаточно очищенных) хозяйственно-бытовых сточных вод на 78 процентов (по итогам инвентаризации), что гарантированно позволит достигнуть в рамках регионального проекта "Оздоровление Волги" основного показателя, установленного Костромской области федеральным проектом.
21. Сточные воды, сбрасываемые в водный объект с Коркинских ОСК после полной биологической очистки, относятся к категории недостаточно очищенных в соответствии с утвержденными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (приказ Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 5 декабря 2016 года N 532) и Решением о предоставлении водного объекта в пользование на сброс сточных вод, зарегистрированным в Государственном водном реестре (N 44-08.01.03.002-X-РСБХ-2010-00059/00 от 25 мая 2010 года).
Из сведений об использовании воды за 2017 год по форме 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" объем сточных вод категории недостаточно очищенных по планируемым к реконструкции водовыпускам Коркинских ОСК составил 31 938,0 тыс. м3/год, а за 2018 год - 30 574,28 тыс. м3/год.
22. Основные показатели по загрязняющим веществам по Коркинским ОСК за 2018 год приведены в таблице:
Значение показателя |
Ед. изм. |
Наименование загрязняющих веществ |
|||||||
взвешенные вещества |
БПК5 |
ХПК |
азот аммонийный |
азот нитратов |
азот нитритов |
фосфор фосфатов |
медь |
||
Фактические max показатели |
мг/л |
8,6 |
4 |
70,0 |
1,1 |
17,20 |
0,3 |
1,88 |
0,006 |
Проектный показатель |
мг/л |
15 |
11 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
- |
Технологический показатель |
мг/л |
11,9 |
3,84 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
- |
Установленный показатель норматива допустимого сброса |
мг/л |
11,9 |
3,84 |
80 |
2,02 |
17,18 |
0,25 |
2,1 |
0,005 |
23. Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Волгореченске Костромской области.
Муниципальные очистные сооружения г. Волгореченска, реконструкция которых предусмотрена подпрограммой, находятся на консервации с 2012 года.
После реконструкции вышеуказанного объекта капитального строительства все загрязненные стоки, в том числе с промышленной и основной площадок, а также очистных сооружений филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", будут проходить очистку на канализационных очистных сооружениях г. Волгореченска.
Действующие очистные сооружения филиала "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" введены в постоянную эксплуатацию в 1967 - 1972 годах, при этом не обеспечивают качество очистки сточных вод, соответствующее требованиям действующего природоохранного законодательства. Используемое технологическое оборудование очистки морально и технологически устарело.
Мощность реконструируемого объекта - 3 650 тыс. м3/год.
Объект включен в территориальную схему водоснабжения и водоотв
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление администрации Костромской области от 1 апреля 2021 г. N 163-а "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.