Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 марта 2021 г. N 3.1-05/1078
на проект федерального закона N 1057340-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1057340-7) был внесен в Государственную Думу 17 ноября 2020 года сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, О.В. Савастьяновой и был принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года в первом чтении, 23 марта 2021 года - во втором чтении, 24 марта 2021 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ).
В Федеральном законе N 67-ФЗ предусматриваются следующие изменения.
Устанавливается, что председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
Помимо этого предусматривается возможность досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, назначенного по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, по ее мотивированному представлению, внесенному в орган, назначивший этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, а также в период избирательной кампании, период кампании референдума, в которых участвует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Орган, назначивший члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, в отношении которого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации внесено представление о досрочном прекращении его полномочий, информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о принятом решении.
Помимо этого закрепляется право Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования.
Также закрепляется, что для федеральной территории Центральной избирательной комиссией Российской Федерации формируется отдельная территориальная избирательная комиссия, которая является избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, и вышестоящей избирательной комиссией по отношению к иным избирательным комиссиям, сформированным на федеральной территории, а при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации - нижестоящей комиссией по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на территории которого создана федеральная территория (в случае формирования окружной избирательной комиссии - к окружной избирательной комиссии).
Закрепляется, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах в органы публичной власти федеральной территории устанавливается федеральным законом.
Помимо этого указывается на создание контрольно-ревизионных служб при избирательной комиссии, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, а также закрепляется, что порядок выплаты вознаграждения специалистам в таких контрольно-ревизионных службах устанавливается данной избирательной комиссией.
Помимо этого предусматривается право избирательной комиссии, организующей выборы, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, на принятие решения о том, что отдельные сведения о зарегистрированных кандидатах в бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде. Аналогичное право соответствующей комиссии предусматривается в отношении фамилии, имени, отчества кандидатов в случае, если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных списков кандидатов.
Устанавливается, что решением соответствующей избирательной комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования может быть увеличено, но не более чем на 2 переносных ящика при наличии установленных Федеральным законом N 67-ФЗ условий.
Закрепляется, что решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии, сформированной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для федеральной территории, или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, за исключением случаев, когда обжалуемые решения или действия (бездействие) связаны с осуществлением указанной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации.
В Федеральном законе N 67-ФЗ и Федеральном законе N 19-ФЗ понятие "член Совета Федерации" заменяется понятием "сенатор Российской Федерации".
В Федеральном законе N 19-ФЗ предусматривается, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.
Также в Федеральном законе N 19-ФЗ уточняются положения, связанные с ограничением права на замещение должности Президента Российской Федерации более двух сроков.
В Федеральном законе N 20-ФЗ закрепляется, что депутатом Государственной Думы может быть гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации.
Помимо этого в Федеральном законе N 20-ФЗ предусматриваются изменения, в соответствии с которыми расширяется перечень ограничений пассивного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы.
Предусматривается, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, осужденный к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Предусматривается при этом, что если срок действия данного ограничения, истекает в период избирательной кампании до дня голосования, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
Устанавливается, что председатель территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Уточняется перечень документов, направляемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с копиями заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в соответствующие окружные избирательные комиссии (указанный перечень дополняется копиями документов, подтверждающих сведения о принадлежности кандидатов к выдвинувшим их политическим партиям, иным общественным объединениям (в случае представления указанных документов)).
Уточняются правила, касающиеся определения начала агитационного периода для кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу как политической партией, так и в порядке самовыдвижения.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения статей 37, 63, 66 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона), статей 42, 63, 79, 83 Федерального закона N 20-ФЗ (в редакции Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.