Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 марта 2021 г. N 3.1-05/1080
на проект федерального закона N 992354-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект федерального закона (проект N 992354-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 21 июля 2020 года и принят Государственной Думой 15 декабря 2020 года в первом чтении, 23 марта 2021 года - во втором чтении и 24 марта 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности религиозных объединений.
Федеральным законом устанавливается запрет для определенных категорий лиц быть руководителем, участником религиозной группы по аналогии с запретом, установленным для лиц данных категорий быть учредителями, участниками религиозных организаций. Так, согласно Федеральному закону не может быть руководителем, участником религиозной группы: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ); лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; физическое лицо, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ, до отмены такого решения.
Федеральным законом предусматривается представление один раз в год (вместо одного раза в три года) в Минюст России уведомления о продолжении деятельности религиозной группы по утвержденной Минюстом России форме, а также обязанность Минюста России выдавать лицу, уведомившему о начале или продолжении деятельности религиозной группы, письменное подтверждение о получении и регистрации уведомления.
Определяется, что сведения о вероисповедании могут содержаться в наименованиях только тех юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Иные юридические лица, за исключением юридических лиц, зарегистрированных в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании. Юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании на основании письменного согласия централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Федеральным законом устанавливается право централизованных религиозных организаций устанавливать в своих уставах запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
Предусматривается право духовных образовательных организаций проводить аттестацию для священнослужителей и составляющих религиозный персонал религиозных организаций лиц, прошедших в зарубежных образовательных организациях (центрах) обучение по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций.
Реализация Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.