Решение Калининградского областного суда от 12 марта 2021 г. N 3а-103/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "П.-И." к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пункта 5630 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, утвержденного приказом от 26 декабря 2019 года N 204; пункта 1532 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, утвержденного приказом от 16 декабря 2020 года N 177, установил:
ООО "П.-И." обратилось в суд 5 февраля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что с 2005 года общество является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 330,3 кв. м, расположенного по <адрес> в г. Калининграде.
Это нежилое помещение включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы, утвержденные приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 и от 16 декабря 2020 года N 177 под пунктами соответственно 5630 и 1532.
По мнению административного истца, нежилое помещение с кадастровым номером N не обладает признаками, установленными статьей 378.2 НК РФ, поскольку названный объект предназначен для использования под склад, а офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания фактически не размещены в данном нежилом помещении, в связи с чем его неправомерное включение в Перечни нарушает права ООО "П.-И." в сфере налогообложения.
В судебном заседании представитель ООО "П.-И." - Т.Р.В. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в настоящее судебное заседание не явился, подал ходатайство об отложении судебного заседания для рассмотрения сторонами вопроса об использовании примирительной процедуры в порядке ст. 137.2 КАС РФ.
Такое ходатайство оставлено судом без удовлетворения, поскольку на основании ч. 12 ст. 213 КАС РФ соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено, а иных оснований для отложения разбирательства дела суд не усматривает.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, с учетом его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 5 этой же статьи определено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных, в том числе, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков) ..." утверждена по состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года кадастровая стоимость упомянутого нежилого помещения установлена в размере 16 294 389,33 руб.
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона области от 27 ноября 2015 года N 480) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона области).
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона области установлены налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, в частности, в 2019 году - 1,5% и последующие годы - 2%.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Под пунктом 5630 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 26 декабря 2019 года N 204 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Под пунктом 1532 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Названные Перечни вступили в силу с 1-го числа очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В то же время, Перечни в оспариваемой части не соответствуют подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и пункту 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций".
Как следует из материалов дела, принадлежащее ООО "П.-И." помещение с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение (л.д. 39-41).
Согласно техническому паспорту БТИ, в том числе экспликации внутренних помещений, встроенные помещения подвала площадью 330,3 кв. м в многоквартирном жилом доме 55-61а по ул. Пролетарской в г. Калининграде (литер XXII из литеры А) предназначены для размещения складов (л.д. 9-14).
Многоквартирный жилой дом с расположенными в нем помещениями расположен на земельном участке с кадастровым номером N из состава земель населенный пунктов, разрешенное использование - под существующий многоквартирный жилой дом, для многоквартирной застройки.
До включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни фактическое обследование не проводилось.
В ходе производства по настоящему административному делу 9 марта 2021 года проведено фактическое обследование указанного нежилого помещения, в ходе которого установлено, что данное помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Данное обстоятельство подтверждено письменным обращением Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 10 марта 2021 года к ООО "П.-И." об урегулировании спорного вопроса путем заключения соглашения о примирении сторон.
Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает ни одному из признаков, приведенных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и аналогичном по содержанию подпункте 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области "О налоге на имущество организаций".
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку по своему содержанию Перечни в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, административные исковые требования ООО "П.-И." подлежат удовлетворению.
Определяя дату, с которой Перечни в оспариваемой части должны быть признаны не подлежащими применению, суд с учетом приведенных положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ полагает необходимым признать Перечни не подлежащими применению с даты начала их применения для целей налогообложения, то есть Перечень, утвержденный приказом от 26 декабря 2019 года N 204, - с 1 января 2020 года, Перечень, утвержденный приказом от 16 декабря 2020 года N 177, - с 1 января 2021 года.
По мнению суда, признание оспариваемых норм не подлежащими применению с момента вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "П.-И." - удовлетворить.
Признать незаконным и не подлежащим применению с 1 января 2020 года пункт 5630 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204.
Признать не действующим и не подлежащим применению с 1 января 2021 года пункт 1532 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 12 марта 2021 г. N 3а-103/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании