Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8 Международное сотрудничество
8.1. Международный компонент защиты прав человека
В 2020 году все мировое сообщество отметило несколько важнейших исторических событий, благодаря которым на международном уровне удалось прийти к единому пониманию по ключевым аспектам правозащитной повестки.
Прошло 75 лет со дня окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций (далее - ООН). С первых дней своего существования ООН занималась разработкой основных стандартов в области прав человека, которые служили бы интересам всех народов и всех наций - универсального кодекса, к которому может присоединиться любое государство. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе пленарного заседания юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 22 сентября 2020 г., сегодня как никогда важно "беречь мир, содействовать устойчивому развитию народов и континентов, помогать в преодолении локальных кризисов; последовательно адаптироваться к реалиям современного мира, который становится все более сложным, многополярным, многомерным"*(585).
75 лет назад закончилась Великая Отечественная война, в которой, благодаря, в первую очередь, советскому народу, одержана сокрушительная победа над нацизмом. Война оставила глубокий след в истории каждой семьи, повлияла на судьбы миллионов людей. Поэтому в сегодняшнем неустойчивом мире вопросы исторической памяти актуальны как никогда. Историческая память распространяется не только на прошлое, но и определяет нашу позицию по отношению к сегодняшним проблемам, ставит задачи на будущее. Историческая память является непреодолимым барьером на пути тех, кто пытается фальсифицировать историю, навязать миру ложный взгляд на историческое прошлое, отнять победу у победителей и уравнять их с побежденными. В ряде государств объявлена война памятникам борцам с нацизмом и фашизмом. В этой связи весьма своевременно дополнение Конституции Российской Федерации ст. 67 1, ч. 3 которой гласит: "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается".
Противодействие героизации нацизма должно стать одним из лейтмотивов международного сотрудничества в деле защиты прав человека. Заслуживает поддержки принятие 18 декабря 2019 г. Генеральной ассамблеей ООН резолюции "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости"*(586). Ключевой задачей стран - членов ООН должно стать выполнение содержащегося в данной резолюции требования "противодействовать любому чествованию нацистской организации СС и всех ее составных частей, в том числе путем принятия мер в законодательной области и в сфере образования с тем, чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание совершенных в ее ходе преступлений против человечности и военных преступлений".
В ноябре 2020 года мировое сообщество отмечало 70-летие Конвенции о защите прав человека и основных свобод (или Европейской конвенции по правам человека), закрепившей основополагающие и неотъемлемые гарантии и ориентиры для жителей Европы. Разработка Европейской конвенции по правам человека была вызвана необходимостью создать механизм коллективной защиты прав человека и его основных свобод для европейского сообщества. В ней получили развитие основные положения, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, и предложен путь их реализации на основе морально-нравственных ценностей, которые являются общим достоянием народов континента на основе принципов уважения человеческого достоинства и верховенства права.
Концептуальная идея Европейской конвенции по правам человека - закрепление абсолютных ценностей, которые не должны отменяться ни при каких обстоятельствах. Она стала эффективным международно-правовым инструментом защиты прав человека; способствовала формированию единого мировоззрения людей на европейском пространстве, основанного на уважении человека, его прав и свобод, нетерпимости к нарушениям в этой сфере, философии устойчивого развития общества на всех направлениях.
В 2020 году все государства мира без исключения столкнулись с принципиально новым вызовом - пандемией коронавируса СOVID-19, которая внесла существенные коррективы в работу международных и национальных правозащитных организаций. Впервые за несколько десятилетий ЕСПЧ отменил все запланированные слушания, временно прекратил работу Совет ООН по правам человека.
Важную роль в организации работы Уполномоченного в период борьбы с распространением пандемии сыграли рекомендации и инструментарии, разработанные на универсальном и региональном международном уровнях: "Комплексное реагирование Организации Объединенных Наций на COVID-19: спасение людей, защита общества, эффективное восстановление"*(587); доклад Генерального секретаря ООН "Общая ответственность, глобальная солидарность"*(588); Руководство Генерального секретаря Совета Европы для государств-членов: "Соблюдение принципов демократии, верховенства права и прав человека в период эпидемиологического кризиса COVID-19"*(589); рекомендация ПАСЕ 2180 (2020) "Влияние пандемии COVID-19 на права человека и верховенство права"*(590); заявление ЕКПП о принципах обращения с лицами, лишенными свободы в контексте пандемии COVID-19*(591), и другие.
Пандемия коронавирусной инфекции существенно повлияла на характер обращений, поступивших к Уполномоченному из-за рубежа. В этот сложный период Уполномоченный, находясь на прямой связи с зарубежными коллегами-омбудсменами, в том числе и посредством телемостов, в тесном контакте с МИД России, другими компетентными органами страны оказывала помощь гражданам России и иностранных государств. Благодаря этому помощь получили сотни человек.
Возобновление гуманитарного диалога в правозащитной сфере, выстраивание доверительных отношений и снижение напряженности между участниками международных процессов - ключевая задача мирового сообщества на сегодняшний день. Эффективно преодолеть разрушительные последствия распространения нового заболевания можно лишь сообща при условии укрепления связей между пострадавшими народами и государствами.
Вопросы взаимодействия омбудсменов и международных организаций нашли отражение в тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции". Эта проблематика стала ключевой во время встречи Уполномоченного с Комиссаром Совета Европы по правам человека Дуней Миятович, прошедшей в режиме видеоконференцсвязи 22 июня 2020 г., и очной встречи с Генеральным секретарем Совета Европы Марией Пейчинович-Бурич, состоявшейся в Доме прав человека 20 октября 2020 г.
С учетом беспрецедентного уровня проблем, с которым столкнулись российские и иностранные граждане в связи с введенными во всем мире ограничительными мерами, представляется своевременной разработка международно-правового акта (например, конвенции), который бы регламентировал механизмы международного и межгосударственного сотрудничества в вопросах соблюдения и защиты прав и свобод человека в условиях пандемии и в других чрезвычайных ситуациях, вызванных распространением опасных инфекционных заболеваний. Указанный документ должен определить порядок действий международных организаций и национальных органов, формы их взаимодействия в условиях чрезвычайных ситуаций*(592).
В своей международной правозащитной деятельности Уполномоченный опирается на двусторонние соглашения о взаимодействии, подписанные с коллегами из 16 иностранных государств, а также использует возможности своего участия в рамках интеграционных площадок омбудсменов.
Системные вопросы правозащитной деятельности явились предметом обсуждения на организованной Уполномоченным Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", получившей с 2019 года статус ежегодной. В прошлом году она состоялась 17 ноября 2020 г. в режиме онлайн. В мероприятии приняли участие омбудсмены 18 зарубежных государств, члены Евразийского Альянса Омбудсменов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители международных организаций, органов государственной власти Российской Федерации, гражданского общества. Конференция была посвящена обмену опытом реализации положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а также вопросам обеспечения прав человека в условиях пандемии COVID-19.
Участники мероприятия подчеркнули важность соблюдения международных стандартов прав и свобод человека, высказались за формирование единого мировоззрения людей на евразийском пространстве, основанном на уважении человека, его прав и свобод, нетерпимости к их нарушениям. Особое внимание участники форума уделили социальным правам, приверженности социальной ориентации государственной политики стран мира и международных объединений.
В итоговом документе Конференции нашли свое отражение актуальные задачи, а также практические предложения по совершенствованию правозащитной работы, которые были сформулированы, в том числе на основе практической деятельности Уполномоченного в 2020 г. Важнейшие среди них: защита прав и свобод человека и гражданина в условиях вооруженных конфликтов и в "серых зонах" на основе принципов объективности и беспристрастности; создание Постоянной комиссии омбудсменов по вопросам мониторинга и защиты прав человека в конфликтных зонах; усиление контроля за использованием персональных данных в условиях цифровизации; расширение механизмов по защите прав соотечественников, находящихся в местах принудительного содержания за рубежом*(593).
В 2020 году Уполномоченный активно использовала в правозащитных целях площадку Евразийского Альянса Омбудсменов (далее - ЕАО), на которой осуществлялся обмен опытом, вырабатывались согласованные предложения, решались конкретные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина*(594).
Постоянно развиваются международные механизмы обеспечения и защиты прав человека. Важным событием для Российской Федерации стало ее избрание делегатами Генеральной Ассамблеи ООН в качестве члена Совета ООН по правам человека сроком на три года, начиная с 1 января 2021 г. Уверена, что вклад Российской Федерации в деятельность Совета ООН по правам человека повысит эффективность международной правозащитной дипломатии.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, следует признать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина продолжают иметь место практически во всех государствах. Об этом свидетельствует анализ обращений граждан, сведений, поступающих от омбудсменов других государств, опросы общественного мнения, информация из официальных источников и СМИ.
Эти факты освещены в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "О ситуации с правами человека в отдельных странах"*(595), а также страновых докладах международных правозащитных организаций, в том числе докладах Amnesty International*(596) и Human Rights Watch*(597).
Большую обеспокоенность у омбудсменов вызывают войны и вооруженные конфликты, нищета, недостаточные качество и доступность образования и здравоохранения, несоразмерность применения силы против участников акций протеста, случаи применения бесчеловечного обращения с задержанными и заключенными, жестокости и насилия.
Осенью 2020 года мы стали свидетелями страшных событий, произошедших в Нагорном Карабахе. Благодаря российской миротворческой миссии кровопролитие было прекращено, но в результате вооруженного конфликта пострадали тысячи людей. В настоящее время особую актуальность представляет объединение усилий национальных правозащитных учреждений Азербайджана и Армении для оказания помощи по обмену пленными, поиску без вести пропавших людей, оказанию другой необходимой гуманитарной помощи.
К катастрофическим последствиям в области прав человека приводит проводимый рядом государств курс на сегрегацию общества. Несмотря на активное привлечение внимания к проблеме дискриминации на международном пространстве, в данной сфере до сих пор остается нерешенным вопрос русскоязычного национального меньшинства, испытывающего системное ограничение права на образование и культурное самоопределение в странах ближнего зарубежья, и в особенности, в странах Прибалтики и в Украине. Принятая государственными органами Латвии в 2018 году реформа образования, по итогам которой школы национальных меньшинств полностью переходят на преподавание предметов на латышском языке, лишает большое количество людей возможности культурной самоидентификации. С подобной проблемой уже долгий срок пытается бороться русскоязычное сообщество, проживающее на территории Украины, столкнувшееся с системным давлением государственных органов в отношении права на пользование родным языком.
Стоит отметить, что резонанс, вызванный имеющимися проблемами в отношении национальных меньшинств в вышеупомянутых государствах, констатировали Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее - ПАСЕ) и Европейская комиссия за демократию через право (далее - Венецианская комиссия)*(598).
Подобное развитие событий требует совместного подхода к решению проблем правовой дискриминации не только русскоязычных меньшинств в странах бывшего СССР, но и всех ущемляемых языковых сообществ, оказавшихся отделенными от национальных и культурных взаимосвязей в результате геополитических процессов XX века.
На протяжении 2020 года фиксировались факты воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов. Они имеют место в различных странах и по отношению к журналистам разных государств. Давлению подвергаются и российские журналисты.
В частности, американская полиция применила слезоточивый газ против корреспондента "РИА Новости" Михаила Тургиева.
Давлению подвергаются журналисты зарубежных представительств российского информационного агентства Sputnik.
Угрозы, публикации персональных данных журналистов, призывы арестовать активы агентства в зарубежных странах, блокировать его работу уже имели место в Великобритании и Эстонии, а теперь происходят и в Турции*(599).
К сожалению, международные общественные организации предпочитают обходить стороной тему гонений на российских журналистов. В частности, в рейтинге свободы прессы, подготовленном в апреле 2020 года организацией "Репортеры без границ", не нашлось места описанию ситуации с закрытием бюро агентства Sputnik в Эстонии.
В этих реалиях поддерживается политика углубления интеграции омбудсменов и национальных правозащитных институтов на универсальном и региональном уровнях в целях расширения обмена опытом, выработки единых подходов к защите прав человека. Особые надежды в этой области Уполномоченный возлагает на Евразийский Альянс Омбудсменов.
В 2020 году укрепился международно-правовой каркас деятельности омбудсменов. Вслед за Венецианскими принципами защиты и укрепления института омбудсмена*(600), принятыми Европейской комиссией за демократию через право на 118 пленарной сессии 16 марта 2019 г., и Рекомендацией Комитета министров Совета Европы "О совершенствовании института омбудсмена"*(601), принятой на 1357 заседании 16 октября 2019 г., 16 декабря 2020 г. Генеральная ассамблея ООН консенсусом утвердила Резолюцию A/RES/75/186 "Роль институтов омбудсмена и посредника в поощрении и защите прав человека, благого управления и верховенства права"*(602). Признавая и уважая прогрессивные наработки международного сообщества в этой области, Уполномоченным проведена масштабная работа по обновлению законодательства об уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, которое позволяет федеральному и региональным уполномоченным по правам человека эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Продолжился диалог Уполномоченного с международными правозащитными организациями по широкому спектру вопросов. В течение 2020 года состоялись встречи Уполномоченного с Генеральным секретарем Совета Европы Марией Пейчинович-Бурич; экс-председателем ЕСПЧ Линосом-Александром Сицильяносом; Комиссаром по правам человека Дуней Миятович; председателем ПАСЕ Хендриком Дамсом; директорами Генеральных директоратов Совета Европы.
Сотрудничество Уполномоченного с Советом Европы в 2020 году приобрело также новые формы в виде совместных проектов и программ правового просвещения*(603).
Вместе с тем приходится констатировать, что правозащитная сфера по-прежнему испытывает политическое давление, когда судьбы конкретных людей уходят на второй план. Нередко со стороны отдельных государств предпринимаются попытки использовать идеалы борьбы за права человека как рычаг воздействия на оппонентов для достижения экономических, политических и репутационных целей.
Примером может служить информационное воздействие со стороны отдельных государств, обвиняющих другие страны в сокрытии или неправдоподобном отражении статистики о распространении заболевания, а также об уровне смертности из-за пандемии.
Не изжита санкционная политика, наибольший ущерб от которой ложится на плечи обыкновенных людей, далеких от геополитической борьбы. В этой связи мы становимся свидетелями парадокса, когда действия, якобы направленные на защиту прав и свобод человека, на деле становятся преградой для их реализации. Ярким примером является запрет для жителей Крыма на получение шенгенских виз для въезда не территорию стран Европейского Союза, водная блокада полуострова.
Тенденция политизации вопросов правочеловеческой тематики субъектами международных отношений должна быть ограничена с тем, чтобы сохранить уровень доверия, который позволит эффективно оказывать помощь людям, более всего в ней нуждающимся.
8.2. Взаимодействие с международными организациями
Правозащитная деятельность - мощный консолидирующий фактор, стимулирующий государства к объединению усилий перед глобальными проблемами современности. В 2020 году продолжено развитие правозащитной дипломатии по линии взаимодействия с международными организациями и объединениями омбудсменов.
На фоне масштабного кризиса, вызванного пандемией COVID-19, а также иными геополитическими событиями в целях повышения гарантий защиты прав человека, восстановления нарушенных прав граждан, продвижения российских правозащитных достижений и обмена лучшими практиками деятельности омбудсменов продолжено многопрофильное сотрудничество Уполномоченного с органами ООН, Совета Европы, универсальными и региональными интеграционными объединениями омбудсменов - Евразийским Альянсом Омбудсменов, ГАНРИ и его Европейской сетью, Международным и Европейским институтами омбудсменов.
Взаимодействие Уполномоченного с международными организациями и ассоциациями омбудсменов традиционно характеризовалось высоким уровнем доверия и взаимопонимания, многообразием форм. Важнейшие из них: участие в совместных проектах; представление альтернативных докладов и комментариев в договорные органы по правам человека; проведение рабочих встреч с представителями ООН и Совета Европы; организация совместных мероприятий; деятельность по исполнению решений ЕСПЧ; взаимодействие по отдельным правозащитным вопросам.
Тематика подобного взаимодействия включает широкий круг вопросов правозащитной повестки - защита прав человека в условиях пандемии; системные проблемы нарушения отдельных групп российских соотечественников, проживающих за рубежом и находящихся в местах лишения свободы; дискриминация русскоязычного населения в Прибалтике и на Украине; ограничение прав журналистов; борьба с героизацией нацизма и неофашизма; защита прав человека на историческую память; нарушения прав жителей Крымского полуострова; ретроспективный анализ соблюдения прав человека в русле 75-летия Великой Победы и учреждения ООН, 70-летия принятия Европейской конвенции по правам человека и другие повестки.
В 2020 году продолжалась работа Уполномоченного с международными правозащитными организациями и интеграционными объединениями омбудсменов по защите прав российских граждан, которые на протяжении долгих лет все еще не могут добиться справедливости и находятся в местах лишения свободы за рубежом. Среди них - Александр Ярошенко, Виктор Бут, Олег Никитин, Александр Винник, Богдана Осипова и другие.
В рамках сотрудничества с ООН были подготовлены два альтернативных доклада: о соблюдении Российской Федерацией Международного пакта о гражданских и политических правах, направленный в Комитет ООН по правам человека (май 2020 года)*(604), и о соблюдении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, представленный в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (июнь 2020 года)*(605).
Продолжилось сотрудничество Уполномоченного с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ ООН), в ходе которого осуществлялись совместные программы по правовому просвещению. Среди них особое место занимает магистерская программа "Международная защита прав человека", осуществляемая Уполномоченным с УВКПЧ ООН и Консорциумом университетов России с 2016 года в виде совместных лекций, практических занятий, мастер-классов, семинаров и круглых столов.
28 октября 2020 г. Уполномоченный выступила с лекцией, в том числе посредством видео-конференц-связи, перед студентами 15 ВУЗов (МГПУ, МГЮА, МГИМО, РАНХиГС, МПГУ, РУДН и др.) об основных направлениях деятельности института российского омбудсмена, его роли в системе государственных органов, осуществляющих защиту прав человека на национальном уровне.
Вместе с УВКПЧ ООН проводились также семинары для уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
29 октября 2020 г. в семинаре, посвященном международным механизмам защиты прав человека, приняли участие 64 региональных уполномоченных по правам человека. Центральное место в дискуссии заняли вопросы роли национальных правозащитных учреждений в укреплении национальной системы защиты прав человека посредством международных инструментов и механизмов, практики работы договорных органов по правам человека системы ООН на примере Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации.
Результаты работы в этом направлении высоко оценены Верховным комиссаром ООН по правам человека М. Бачелет, которая в своем годовом докладе по правам человека, опубликованном в мае 2020 г., отметила "рост осведомленности и знания об использовании международных правозащитных механизмов национальным институтом защиты прав человека Российской Федерации", а также вклад российского Уполномоченного в дело продвижения международных норм в области защиты прав человека*(606).
Осуществляя развитие международного многостороннего сотрудничества, Уполномоченный нередко обращается к руководителям международных организаций по вопросам защиты российских граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию за рубежом. Порой совместными усилиями удается добиться положительных результатов.
Уполномоченным направлялись обращения Верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет в защиту прав российских граждан, захваченных пиратами на судах "Джиблоо" и "Рио Митонг" у берегов Экваториальной Гвинеи и удерживаемых на территории Нигерии с мая 2020 г. В октябре 2020 г. моряки судов "Джиблоо" и "Рио Митонг" Алексей Перфильев, Валентин Нечай и Вячеслав Сечин обрели свободу. Это освобождение стало возможным благодаря действию дипломатов посольства России в Абудже, нигерийских властей, судовладельческой компании, работе институтов защиты прав человека на национальном и международном уровне (N ТМ42133-52 от 23.09.2020).
Более года российские власти боролись за освобождение арестованных в Ливии российских социологов М. Шугалея и С. Суэйфана, которых безосновательно обвинили во вмешательстве во внутренние дела и выборы в Ливии. В защиту их прав Уполномоченный обратилась к Специальному докладчику ООН по вопросу о пытках; в прокуратуру Западной Ливии; Министру МВД Западной Ливии; Министру юстиции Западной Ливии; в Международный Красный Крест; к Главному прокурору Международного Уголовного Суда. В результате общих усилий в декабре 2020 г. российские граждане были освобождены и вернулись на Родину (N ТМ38318-52 и N ТМ38320-52 от 07.09.2020).
Дополнительные возможности для расширения сотрудничества со специализированными органами ООН, наращивания усилий правозащитной дипломатии на площадках ООН появились в связи с избранием Российской Федерации в состав Совета ООН по правам человека.
В юбилейный год главного европейского правозащитного документа, Европейской конвенции по правам человека, принципиальную роль играло взаимодействие с органами Совета Европы. Были реализованы совместные проекты, проведены рабочие встречи с представителями Совета Европы, оказывалась конкретная помощь гражданам, оказавшимся в беде на территории иностранных государств.
В июне 2020 года Уполномоченный включена в Межведомственную комиссию Российской Федерации по делам Совета Европы*(607), а в августе 2020 года стала членом Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность судьи ЕСПЧ от Российской Федерации, созданной на основе поручения Президента Российской Федерации*(608).
В январе 2020 года Уполномоченный приняла участие в Ежегодном открытии года ЕСПЧ. В рамках визита в г. Страсбург состоялись рабочие встречи с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич; экс-председателем ЕСПЧ Л.А. Сицильяносом; Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович; председателем ПАСЕ Х. Дамсом.
В ходе встречи в г. Страсбурге с председателем ПАСЕ Х. Дамсом было отмечено, что благодаря принятым в России в 2020 г. законам, предусматривающим компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, до 40% российских жалоб могут быть удовлетворены в национальных судах, что позволит сократить сроки восстановления нарушенных прав. В качестве положительной практики был назван также закон о кратном зачете времени содержания под стражей, по итогам принятия которого было освобождено более 100 тысяч осужденных. Уполномоченный обратила внимание председателя ПАСЕ Х. Дамса на непрозрачность продвижения очереди рассматриваемых жалоб российских граждан, на отсутствие понятных для них мотивов отказов в признании жалоб приемлемыми.
Несмотря на объективные сложности, вызванные пандемией, была продолжена практика проведения консультаций с Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович по актуальным вопросам правозащитной повестки.
Уполномоченный в 2020 г. дважды провела переговоры с Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович, в ходе которых обсуждались вопросы правопросветительского и законотворческого характера, были даны пояснения относительно оснований привлечения к уголовной ответственности российских граждан, судьбой которых была обеспокоена Комиссар.
Важное значение в 2020 году придавалось взаимодействию Уполномоченного с Парламентской ассамблеей Совета Европы (далее - ПАСЕ) - консультативным органом межпарламентского сотрудничества, который принимает резолюции и рекомендации по самым актуальным вопросам. Несмотря на то что в 2019 году удалось преодолеть длительный институциональный кризис в ПАСЕ, весьма актуальным остается вопрос о неприемлемости ограничения полномочий национальных делегаций и необходимости достижения полного паритета между ними в целях выработки объективных подходов к вопросам защиты прав и свобод человека в Европе. К сожалению, нам до сих пор приходится сталкиваться с двойными стандартами в подходах к правозащитной работе со стороны зарубежных партнеров.
15 октября 2020 г. Уполномоченный приняла участие в заседании Комитета ПАСЕ по равенству и недискриминации по вопросам обеспечения прав крымско-татарского населения Республики Крым, в ходе которого до Комитета была доведена информация о тематике обращений крымчан и их проблемах в сфере защиты прав, затронуты вопросы обеспечения прав представителей крымско-татарского народа. Уполномоченный особо отметила нарушение прав и свобод крымчан на свободу передвижения со стороны ряда европейских государств из-за невозможности получить шенгенские визы, а также реализовать право на человеческое достоинство ввиду энергетической, водной и экономической блокады Крыма со стороны Украины, что противоречит фундаментальным принципам и нормам международного права. К сожалению, диалог в рамках указанного заседания пришлось вести в агрессивной обстановке, ввиду чего его вряд ли можно назвать объективным и беспристрастным. Представители крымско-татарского народа, проживающие в Крыму, не были допущены к участию, несмотря на неоднократные предложения руководства российской делегации в ПАСЕ, направленные в адрес председателя Комитета. Уполномоченный надеется, что попытки донести до международного сообщества реальную картину ситуации с правами крымских татар на полуострове*(609) будут восприняты.
Вместе с тем мы чувствуем, что риторика диалога постепенно меняется, растет интерес к институту Уполномоченного со стороны международных органов и стремление к конструктивному диалогу. Такой импульс дал первый официальный визит в Россию Генерального секретаря Совета Европы М. Пейчинович-Бурич в октябре 2020 года, в рамках которого прошло торжественное открытие курсов повышения квалификации для государственных служащих и судей по теме "Реализация международных и конституционных гарантий прав человека в российском праве и правоприменительной практике" в МГИМО.
Конструктивный диалог, состоявшийся с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич в г. Москве в Доме прав человека, вселяет надежду на продолжение взаимовыгодного сотрудничества, основы которого были заложены предыдущим Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом. Особое внимание в ходе встречи было уделено вопросам систематической дискриминации русского и русскоязычного населения в Украине, закрытия русскоязычных школ и распространенности феномена негражданства в Прибалтике, попыток фальсификации истории Второй мировой войны. Госпожа Бурич высоко оценила вклад Уполномоченного в продвижение и принятие закона, благодаря которому стал возможен перевод осужденного в исправительное учреждение вблизи его места жительства или проживания близких родственников, назвав это "историческим шагом" защиты прав в России.
Активно развивается сотрудничество с Генеральным директоратом по правам человека и верховенству права Совета Европы и его директором К. Якумопулосом.
Одним из результатов взаимодействия стала подготовка совместного двуязычного сборника лучших практик деятельности омбудсменов стран - членов Совета Европы. Эта публикация представляет обновленный свод общеевропейских стандартов создания и функционирования института омбудсмена, включая лучшие национальные практики их деятельности. Издание может быть использовано в практической и научно-педагогической работе, посвященной развитию и защите прав и свобод человека, широким кругом юристов, включая правозащитников, НКО и ОНК*(610). Практика российского Уполномоченного отражена в разделах сборника, посвященных вопросам рассмотрения обращений и приема граждан, совершенствования правовой основы деятельности, сотрудничества с административными органами, профессиональной подготовки квалифицированных кадров в рамках НОЦ и по другим темам. Отмечена работа Уполномоченного по подготовке заключений по конкретным запросам Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, внесению предложений о пересмотре судебных решений и участию в выработке рекомендаций по важным вопросам судебной практики.
Наряду с совместными мероприятиями эффективным направлением взаимодействия с Советом Европы остается реализация правозащитных проектов. Весной 2020 года успешно завершился проект "Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы", который осуществлялся Уполномоченным совместно с Советом Европы, Минтрудом России, МИДом России и Европейским союзом. В рамках его реализации осуществлен комплекс мероприятий в двух ключевых областях: предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин и расширение участия женщин в общественно-политической жизни общества. Они включали в себя семинары на федеральном и региональном уровнях, проведение наставнических сессий для женщин, тренинги для представителей СМИ, конкурсы на лучшую социальную рекламу и на лучший репортаж, посещение кризисных центров для женщин, ознакомительные поездки для иностранных экспертов на территории России и российских экспертов - на территории иностранных государств.
По итогам реализации проекта подготовлены два научных отчета. Первый из них - по вопросам предотвращения и борьбы с насилием в отношении женщин и домашним насилием, в том числе в ситуациях социального неблагополучия в Российской Федерации. Он основан на анализе российской нормативно-правовой базы, включает в себя обобщение передовых практик иностранных государств в этой области, содержит информацию о предпринятых Российской Федерацией мерах по профилактике и борьбе с насилием в отношении женщин*(611). Второй отчет посвящен достижению сбалансированного участия женщин и мужчин в принятии политических и общественных решений в Российской Федерации. В нем проанализированы ситуации, связанные с участием женщин в политической и общественной жизни в Российской Федерации, а также обобщение общеевропейских практик в этой области*(612).
В связи с тем, что Национальная стратегия действий Российской Федерации в интересах женщин рассчитана на период до 2022 г., а также учитывая чрезвычайную актуальность женской проблематики, по завершении проекта достигнута договоренность о его пролонгации на условиях сохранения партнерства Уполномоченного и Совета Европы.
В настоящее время вместе с Советом Европы и Минюстом России осуществляется финальный этап согласования проекта "Улучшение режима и защита прав наиболее уязвимых групп в пенитенциарной системе", который направлен на повышение эффективности защиты прав наиболее уязвимых групп заключенных - инвалидов, лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, психическими расстройствами, женщин, в том числе беременных и имеющих малолетних детей, пожилых лиц и несовершеннолетних. В рамках него планируется изучить возможности учреждения в Российской Федерации института Национального превентивного механизма без присоединения к Факультативному протоколу к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно рекомендациям Уполномоченного, содержащимся в его ежегодных докладах.
Одновременно с этим Уполномоченный поддерживает продвижение в России образовательной программы ХЕЛП, направленной на повышение профессиональной подготовки юристов, укрепление их знаний о стандартах Совета Европы и практике их применения, в частности по таким направлениям, как защита прав женщин и инвалидов*(613).
В 2020 году на интенсивность развития и формы взаимодействия национальных институтов государственной правозащиты с международными организациями оказало влияние распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19. Основной социальной, политической и правовой проблемой в условиях пандемии Совет Европы назвал "способность соблюсти баланс между эффективностью принимаемых мер по борьбе с заболеванием и сохранением основополагающих европейских ценностей, таких как демократия, верховенство права и права человека"*(614).
Важным аспектом совместной правозащитной работы с Советом Европы является мониторинг реализации исполнения решений ЕСПЧ на основе принципа субсидиарности.
В настоящее время на контроле Уполномоченного остается реализация Российской Федерацией решения ЕСПЧ по делу "Свинаренко и Сляднев против Российской Федерации". В 2019 г. впервые Уполномоченным в КМСЕ по данному делу было направлено заключение с позицией о необходимости изменения процедуры содержания граждан в клетках в залах судебных заседаний*(615). Несмотря на то что законопроект, который запрещает помещать подозреваемых, обвиняемых или подсудимых в защитные кабины в процессуальной зоне залов судебных заседаний, а также использовать иные конструкции, препятствующие общению указанных лиц с адвокатом (защитником), был внесен в Государственную Думу еще в 2018 г.*(616), он до сих пор не рассмотрен.
В этой связи представляется целесообразным рекомендовать Государственной Думе ускорить рассмотрение соответствующего законопроекта. При этом полагаем, что его реализация может на первоначальном этапе не предполагать физического устранения существующих клеток из залов судебных заседаний, что снизит расходы на его исполнение*(617).
Эффективной формой международного многостороннего сотрудничества становится Евразийский Альянс Омбудсменов (далее - ЕАО), учрежденный в 2017 году. В 2020 году состоялось два заседания ЕАО, в ходе каждого предметами обсуждения становились актуальные вопросы в сфере продвижения и защиты прав человека.
В режиме видеоконференции 29 апреля 2020 года прошло заседание ЕАО, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончанию Второй мировой войны. В мероприятии приняли участие главы национальных институтов защиты прав человека Армении, Ирана, Киргизии, Сербии, Таджикистана, России, Казахстана, Узбекистана, Национального центра по правам человека в Республике Узбекистан и Национальной комиссии по правам человека Монголии.
Основной темой встречи стало обеспечение права на историческую память в контексте этих великих событий. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, "забвение уроков истории недальновидно и крайне безответственно..."*(618). В итоговом документе заседания ЕАО его члены выразили серьезную обеспокоенность по поводу героизации в наши дни нацистского движения и неонацизма и подчеркнули, что международные гуманитарно-правовые последствия Второй мировой войны, включая создание ООН и международной системы защиты прав человека на универсальном и региональном уровнях, являются цивилизационным достижением и ценностью для всего мирового сообщества*(619).
По результатам мероприятия в 2020 году в образовательных учреждениях на пространстве Евразийского Альянса Омбудсменов проведена серия мероприятий в рамках созданного Уполномоченным широкомасштабного проекта "Единый урок прав человека "Год памяти и славы", а также прорабатывается вопрос о введении в курсы школьных программ для учеников средних и старших классов на регулярной основе уроков с изучением исторических письменных документов, фото-, кинодокументов, а также свидетельств современников и лучших образцов художественного творчества по вопросам Великой Отечественной (Второй мировой) войны.
18 ноября 2020 г. также в дистанционном формате прошло IV заседание Евразийского Альянса Омбудсменов, на котором были рассмотрены вопросы расширения сотрудничества в рамках ЕАО, механизмы защиты прав человека в условиях "второй волны" COVID-19, лучшие практики социальной поддержки уязвимых категорий населения, в Альянс принят Омбудсмен Республики Казахстан Э. Азимова. Особое внимание члены ЕАО уделили актуальным проблемам защиты прав мигрантов и лиц без гражданства: трудностям при продлении иностранными гражданами своего статуса, проблемам въезда и выезда с территории стран в ситуации эпидемиологических ограничений, условий в центрах временного содержания иностранных граждан, вопросам продления виз, жалобам на депортацию и другим. По итогам заседания ЕАО его членами вынесены практические рекомендации в адрес национальных органов государственной власти.
На протяжении 2020 года участники ЕАО оказывали взаимную помощь в практическом разрешении конкретных жизненных ситуаций граждан государств - членов Альянса.
27 марта 2020 г. поступило обращение от Защитника прав человека Республики Армения А. Татояна с просьбой оказать содействие в воссоединении армянской семьи, которая вследствие карантинных мероприятий оказалась в трудной жизненной ситуации: родителям пришлось вылететь в Ереван, а их несовершеннолетние дети остались в г. Уфе. По просьбе Уполномоченного уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан Р.Ф. Каюмов лично посетил детей, проверил их состояние, а также доставил им необходимые продукты питания. Благодаря слаженному взаимодействию омбудсменов России и Армении, уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, органов государственной власти обоих государств 5 апреля двое детей вылетели из Уфы в Москву, а 6 апреля благополучно добрались до Еревана к своим родителям (вх. N КЛ-931* от 08.04.2020).
В конце 2019 г. поступило обращение от гражданина Российской Федерации Т. с жалобой на незаконное привлечение его к уголовной ответственности правоохранительными органами Киргизской Республики за совершение преступления. Со слов заявителя, в период с 1987 по 1993 г. он проходил службу на территории Киргизии. В апреле 1993 г. Т. самостоятельно уехал из Киргизии и через два дня прибыл в Управление кадров сухопутных войск России в Москве, где обратился с рапортом о продолжении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прокуратура г. Ош Киргизской Республики возбудила уголовное дело в отношении Т. по факту самовольного оставления воинской части и дезертирства. В результате обращения Уполномоченного в адрес Омбудсмена Киргизской Республики Т.Б. Мамытова проведена проверка, по итогам которой 27 января 2020 г. уголовное дело в отношении Т. было прекращено (вх. N 2470 от 17.02.2020).
В качестве перспектив деятельности ЕАО на 2021 год определены: совместные приемы граждан, в том числе в режиме видеоконференций; совместные посещения центров временного содержания иностранных граждан; проведение анализа законодательной регламентации инструментария, используемого при рассмотрении жалоб граждан омбудсменами-участниками ЕАО; создание периодического электронного издания "Вестник Евразийского Альянса Омбудсменов"; разработка методики мониторинга обеспечения прав различных категорий граждан; проведение очередного заседания ЕАО в июне 2021 года по теме "Защита прав инвалидов: опыт работы омбудсменов ЕАО"; продолжение совместной работы по развитию официального сайта ЕАО; проведение взаимных стажировок омбудсменов и сотрудников их аппаратов.
В рамках взаимодействия с интеграционными сообществами омбудсменов большое значение приобрела работа, направленная на обновление Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-участникам относительно функционирования национальных институтов защиты прав человека*(620).
5-6 февраля 2020 г. в Брюсселе представители Уполномоченного приняли участие в консультациях Европейской сети ГАНРИ (ЕНРИ) с тем, чтобы обсудить проект обновленной Рекомендации, предоставляющей национальным правозащитным институтам дополнительные гарантии их деятельности.
Важной сферой сотрудничества омбудсменов в многостороннем формате является обмен правозащитным опытом, совместные обсуждения насущных проблем правочеловеческой повестки. Лучшими практиками своей деятельности омбудсмены поделились на IV Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в которой по приглашению Уполномоченного приняли участие руководители и представители ключевых международных организаций: ООН, Совета Европы, Евразийского Альянса Омбудсменов, ГАНРИ, Европейского института омбудсмена, Международного института омбудсмена и др.
В общей сложности Уполномоченный и его представители приняли участие в 14 международных тематических конференциях и семинарах. Конференции были посвящены вопросам распространения информации о равенстве и разнообразии (сентябрь 2020 г., организован Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью), правовой поддержки граждан в условиях пандемии, практики работы уполномоченных по правам человека, соразмерности ограничительных мер в период борьбы с COVID-19 (июль 2020 г., организован Уполномоченным совместно с Программным офисом Совета Европы в России), роли национальных правозащитных институтов в укреплении сотрудничества в области прав человека, демократии и верховенства права в Европе (декабрь 2020 г., организован ЕНРИ), изменения климата (декабрь 2020 г., организован ГАНРИ) и другим.
Продолжалось участие представителей Уполномоченного в проекте Европейской сети ГАНРИ по защите прав человека в конфликтных и постконфликтных ситуациях, а также в семинарах-тренингах, посвященных роли национальных правозащитных институтов в деле исполнения решений ЕСПЧ.
В июле 2020 г. ЕНРИ опубликовала доклад о состоянии законности и защищенности прав человека в Европе, в котором нашли отражение итоги деятельности Уполномоченного по актуальным вопросам правозащиты в России. Доклад содержит информацию о гарантиях прав человека в контексте осуществления законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечении плюрализма СМИ и деятельности правозащитных организаций*(621).
В 2020 году особую актуальность приобрело сотрудничество и обмен опытом с коллегами омбудсменами из зарубежных стран по вопросам защиты прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Для продолжения диалога между национальными правозащитными институтами в период пандемии в рамках ГАНРИ и ЕНРИ созданы специальные онлайн-платформы. На протяжении 2020 года Уполномоченным регулярно размещалась информация о проводимой работе на указанных интернет-ресурсах, изучался передовой опыт иностранных коллег.
Летом 2020 года Уполномоченный стала полноправным членом Международного института омбудсменов (далее - МИО) с правом голоса. Полагаем, что сотрудничество на площадках МИО расширит обмен лучшими практиками в области защиты прав человека и повысит уровень эффективности защиты российских граждан за рубежом.
Уполномоченный намерен и дальше развивать партнерство с международными организациями универсального и регионального уровней, интеграционными объединениям омбудсменов в целях повышения гарантий защиты прав человека, восстановления нарушенных прав граждан и обмена передовым правозащитным опытом.
8.3. Сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран и защита прав соотечественников за рубежом
Плодотворной формой сотрудничества Уполномоченного в целях восстановления прав граждан остается двусторонний формат взаимодействия с независимыми национальными правозащитными институтами, которые наделены правом напрямую обращаться к государственным органам в интересах прав гражданина (в том числе и граждан других стран и лиц без гражданства). Омбудсмены наделены также полномочиями по беспрепятственному посещению мест принудительного содержания. Таким образом, открывается еще один путь отстаивания законных прав и интересов российских граждан с помощью зарубежных коллег-омбудсменов, минуя бюрократические барьеры.
Взаимодействие с зарубежными коллегами-омбудсменами осуществляется в разных формах: проведение проверок и принятие мер реагирования по обращениям омбудсменов в защиту прав конкретных граждан; проведение рабочих встреч и консультаций; взаимный обмен опытом и лучшими практиками по защите прав и свобод человека и гражданина; участие в конференциях, симпозиумах и в других мероприятиях по правозащитной тематике, проводимых сторонами; участие в мероприятиях, проводимых международными организациями, членами которых являются омбудсмены, и др.
С 16 коллегами из зарубежных государств взаимодействие осуществляется на основе соглашений (см. рис. 93).
Достигнуты договоренности о подписании в 2021 г. двусторонних соглашений с национальными институтами Болгарии, Южной Кореи, Катара, Управлением по вопросам прав человека пресс-канцелярии Госсовета Китайской Народной Республики. Данный формат договорных отношений, как показывает практика, существенно повышает уровень защищенности граждан России и граждан стран-партнеров, оперативность в оказании помощи гражданам.
Традиционно основной формой сотрудничества омбудсменов является оказание помощи друг другу в рассмотрении поступивших жалоб. В общей сложности в 2020 году Уполномоченный направила 486 обращений своим зарубежным коллегам в защиту прав граждан России, находящихся за рубежом (в 2019 году - 128). В свою очередь, омбудсмены иностранных стран 257 раз обращались к Уполномоченному с просьбой об оказании помощи гражданам их государств на территории Российской Федерации (в 2019 году - 204).
В течение года особо тесное взаимодействие осуществлялось с Защитником прав человека Республики Армения А. Татояном, Омбудсменом Азербайджанской Республики С. Алиевой, Омбудсменом Киргизской Республики Т. Мамытовым, Защитником граждан Республики Сербии З. Пашаличем, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека Л. Денисовой, Уполномоченным по правам человека Республики Казахстан Э. Азимовой и другими.
На первый план двустороннего международного взаимодействия омбудсменов в 2020 году вышли вопросы защиты прав человека в условиях пандемии*(622). Введенные ограничения затруднили реализацию права на передвижение, в одночасье разделили семьи, осложнили положение иностранных граждан - трудовых мигрантов, желающих вернуться на родину, а также иностранных граждан, вынужденно ограниченных в свободе передвижения на территории страны пребывания. По этой причине защита прав мигрантов явилась одним из важных направлений деятельности Уполномоченного в контексте двустороннего сотрудничества с зарубежными омбудсменами*(623).
В общей сложности по вопросам оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с противодействием распространению опасной инфекционной болезни, Уполномоченным отправлено 325 обращений в адрес коллег и получено 231 обращение от омбудсменов в отношении иностранных граждан. Просьбы касались самых разных вопросов - от оказания содействия в возвращении граждан в страну постоянного пребывания до помощи в обеспечении предметами первой необходимости. Статистика этих обращений в период пандемии отражена на рис. 103.
Вполне объяснимо, что больше всего в период пандемии было просьб о содействии в перемещении из страны в страну.
К Уполномоченному обратился Защитник прав человека (омбудсмен) Республики Армения А.А. Татоян с просьбой оказать содействие находящейся на территории России гражданке Армении П. в оформлении для ее несовершеннолетней дочери С., находящейся на территории Армении, вида на жительства в Российской Федерации. В условиях правил, установленных в связи с пандемией, без наличия вида на жительство дочь не могла воссоединиться с матерью. После обращения Уполномоченного в Главное управление по вопросам миграции МВД России вопрос был решен положительно (N 8956 от 15.07.2020).
В июне 2020 г. гражданка России Ш. обратилась с просьбой оказать содействие в возвращении из Российской Федерации в Азербайджанскую Республику к ее годовалой дочери. В ходе рассмотрения ее обращения российский Уполномоченный обратилась к Омбудсмену Азербайджанской Республики С.Я. Алиевой. В результате совместной работы 12 августа 2020 г. Ш. удалось вылететь из России в Азербайджан (N ТМ 26390-52 от 13.07.2020).
Много взаимных обращений было по вопросам оказания содействия в обеспечении прав граждан, подвергающихся уголовному или административному преследованию.
К Уполномоченному обратился Омбудсмен Киргизской Республики Т. Мамытов в защиту прав О., привлеченного к уголовной ответственности. Данная жалоба была направлена для проверки доводов заместителю прокурора г. Москвы, по итогам которой в связи с допущенными нарушениями при расследовании уголовного дела нарушениями закона 8 октября 2020 г. внесено требование об устранении нарушений федерального законодательства, которое было удовлетворено (N ИЧ 42128к-24 от 23.09.2020).
Как и в предыдущие годы, двустороннее сотрудничество осуществлялось по вопросам защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Просьбы касались рассмотрения жалоб на неудовлетворительные условия содержания в учреждениях УИС, непредставление медицинской помощи, а также передачи осужденных для дальнейшего отбывания наказания в страну их гражданской принадлежности.
В связи с введением карантинных мер по COVID-19 от Уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека поступил запрос об обеспечении мер профилактики в отношении граждан Украины, содержавшихся в учреждениях УИС г. Москвы и Московской области. По инициативе Уполномоченного была проведена проверка, результаты которой показали, что ФСИН России в целях недопущения возникновения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией, среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, был организован комплекс необходимых санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, ориентированных на выяснение эпидемического анамнеза, общего самочувствия подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также сотрудников учреждений, регулярно проводятся измерения температуры тела, соблюдение масочного режима. В отношении обвиняемых граждан Украины, о которых писала омбудсмен, было сообщено, что они находились под наблюдением медицинских работников медицинских частей учреждений, в которых они содержатся под стражей. Им проводились клинико-лабораторные и инструментальные исследования, консультации врачей-специалистов. Состояние их здоровья оценивалось как удовлетворительное, признаков заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у них не имелось, в контакте с инфицированными лицами они не находились. На них распространялись все карантинные и профилактические мероприятия. Соответствующая информация была оперативно доведена до сведения украинской коллеги (N Д-194 от 26.03.2020).
В 2020 г. российский гражданин Александр Винник экстрадирован во Францию после двух с половиной лет пребывания в греческих тюрьмах без предъявления обвинения. В критической ситуации, когда состояние здоровья А. Винника вызывало самые серьезные опасения, Уполномоченный обратилась к Защитнику прав Французской Республики (омбудсмену). По просьбе Уполномоченного, пользуясь своим мандатом, французский омбудсмен направила своего представителя, который лично встретился с российским гражданином с целью осуществления контроля за условиями его содержания под стражей и мониторинга состояния здоровья (вх. N 12452 от 18.08.2020).
Обращения по вопросам социальных выплат, трудового законодательства (жалобы на незаконное увольнение, неполучение заработной платы), просьбы оказать содействие в воссоединении с семей, в получении документов и в решении иных трудных жизненных ситуаций также становились предметом взаимного рассмотрения.
К Уполномоченному поступило обращение М. по вопросу выплат пособия по возмещению вреда здоровью, причиненного ему в связи с трудовым увечьем, полученным в период работы на ЧПКП "ЗИРГОМ", Республика Узбекистан. М. получил травму 14 января 1976 г., решение Хамзинского суда о выплате пособий вступило в законную силу 20 января 1980 г. Однако, как указывал заявитель в своем обращении, им были получены единовременные выплаты в неполном объеме. Уполномоченный неоднократно обращалась к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману) У.Н. Мухаммадиеву с просьбой оказать возможное содействие М. в получении причитающихся ему выплат. Благодаря взаимодействию Уполномоченного с узбекским коллегой указанная сумма направлена заявителю по его домашнему адресу (N 1866 от 31.01.2021).
К Уполномоченному обратился Омбудсмен Кыргызской Республики Т.Б. Мамытов в интересах И. с просьбой оказать содействие в получении имеющейся информации, копий документов или фотографий его дедушки, первого лидера большевиков г. Пишпека А.И. Иваницына. Для проведения проверки Уполномоченным направлен запрос в Государственный архив Российской Федерации, в результате чего выявлены сведения о его участии в революционном движении в период до 1917 г. (исх. N 6335-Т от 15.07.2020).
Больше всего взаимных обращений поступило в рамках взаимодействия с украинской коллегой. Это объяснимо, ибо много украинских и российских граждан оказались заложниками сложных украинско-российских отношений.
Однако несмотря на очевидную политизацию вопросов украинско-российского сотрудничества со стороны наших партнеров, взаимодействие между двумя омбудсменами продолжалось и в 2020 году. Обращения касались различных вопросов - уголовного преследования, содержания в местах отбывания наказания, установления местонахождения граждан, социального обеспечения, получения документов и т.д.
В связи с обращением Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в отношении осужденного Г. о неудовлетворительном состоянии его здоровья Уполномоченным направлено ходатайство во ФСИН России о проведении его медицинского освидетельствования. В результате осужденный Г. 3 февраля 2020 г. был освидетельствован врачебной комиссией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко". Результаты обследования в гражданском медицинском учреждении показали, что имеющиеся у Г. заболевания не входят в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Вместе с тем ему организовано необходимое лечение в амбулаторных и стационарных условиях МЧ-3 и учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. В настоящее время состояние здоровья Г. медицинскими работниками МЧ-3 оценивается как удовлетворительное, о чем было сообщено омбудсмену Украины (к Г-113 от 17.04.2020, Г-508 от 30.05.2020, к Г-113 от 26.05.2020, КЛ-2221 от 22.06.2020).
Институт российского омбудсмена открыт для любых обращений своих зарубежных коллег в защиту прав граждан своих стран. Однако необходимо отметить тенденцию, при которой количество обращений украинского омбудсмена преобладает над качеством ее запросов. Возникает ощущение, что украинский коллега не столько заинтересована в решении проблем конкретных людей, сколько в желании как можно громче заявить о своей политической позиции, публичная презентация которой полностью соответствует экстравагантной политической культуре соседней страны. При этом Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека предпочитает не замечать многочисленных нарушений прав человека у себя на родине, в том числе тотальной дискриминации своих русскоязычных сограждан. Оценку этой вопиющей ситуации дают и российские официальные органы, и международные правозащитные институты*(624).
Нередко за помощью к Уполномоченному обращались не только зарубежные коллеги-омбудсмены, но и представители других зарубежных органов власти и организаций.
Так, в связи с обращением первого заместителя мэра города Ашкелон Государства Израиль Софьи Бейлиной относительно судьбы гражданки Израиля Наамы Иссахар в январе 2020 г. Уполномоченный посетила ПФРСИ при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Московской области, где встретилась с Наамой Иссахар, осужденной к наказанию в виде лишения свободы сроком на 7,5 лет за незаконный оборот наркотиков, и оказала ей помощь в подготовке необходимых для помилования документов. В конце января 2020 г. Президент Российской Федерации подписал указ о помиловании израильтянки, и она вернулась домой к семье (N Н-640 от 04.12.2019).
В 2020 году, несмотря на карантинные меры, продолжилась практика взаимного участия омбудсменов в проводимых сторонами мероприятиях правозащитной тематики. В основном в режиме онлайн.
12 августа 2020 г. Уполномоченный приняла участие в работе Самаркандского веб-форума по правам человека "Молодежь 2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека", организованного Национальным центром по правам человека Республики Узбекистан. В ходе мероприятия участники обсудили роль молодого поколения в обеспечении мира и безопасности, реализации целей устойчивого развития и выявления ключевых проблем в области прав человека.
11 декабря 2020 г. представитель Уполномоченного принял участие в Международной онлайн-конференции "Цифровизация деятельности омбудсмена: инновационные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека", приуроченной к 25-летию института Омбудсмена Республики Узбекистан и Международному дню прав человека. Организатором мероприятия выступил институт Омбудсмена Узбекистана.
Омбудсмены из 18 государств мира приняли участие в IV Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" (ноябрь 2020 г.), посвященной 70-летию Европейской конвенции по правам человека и защите прав человека в условиях пандемии.
Пандемия коронавируса изменила традиционные форматы общения омбудсменов, в результате чего преимущественной формой взаимодействия стали контакты посредством видеоконференций и по телефону. Проведено более 20 таких консультаций с зарубежными коллегами, в ходе которых рассматривались вопросы оказания помощи друг другу в разрешении конкретных жалоб граждан, осуществлялся обмен опытом работы, обсуждались пути решения имеющихся проблем (Армении, Узбекистана, Сербии и др.).
В рамках двустороннего сотрудничества, как в целом в масштабах всей правозащитной работы Уполномоченного, важное место занимала работа по защите прав соотечественников за рубежом.
В настоящее время община российских соотечественников, проживающих за пределами России, насчитывает приблизительно 30 млн, из которых около 15 млн проживают в странах ближнего зарубежья. Из них на Украине проживает около 7 млн, в Казахстане - около 5 млн, в Белоруссии - более 1 млн, в Узбекистане - около 1 млн, в остальных странах и регионах мира - более 12,5 млн человек. Основными странами компактного проживания соотечественников являются: Германия, США, Израиль, Латвия, Эстония, Канада, Греция, Аргентина, Литва, Австралия и Великобритания.
В 2020 году общественный запрос на усиление защиты прав соотечественников нашел отражение в новой редакции Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 69 которой гласит: "Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности".
Для соотечественников за рубежом установлен ряд преференций. Они имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, органы публичной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию. Соотечественники также вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека.
В 2020 году продолжалось совершенствование государственной политики в вопросах соотечественников. Принят ряд законов, направленных на упрощение процедуры приема в гражданство Российской Федерации, упорядочение порядка постановки на учет на территории России соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию, и на решение некоторых других вопросов в сфере миграции*(625).
Наряду с этим нужно признать, что наши соотечественники за рубежом нередко сталкиваются с нарушениями своих прав и свобод, гарантированных международным правом, со стороны государственных органов и должностных лиц зарубежных государств. Соотечественники обращаются также за помощью к Уполномоченному в решении различных вопросов на территории Российской Федерации. Всего в 2020 году к Уполномоченному поступило 996 обращений (в 2019 году - 1283; 2018 - 621) от соотечественников либо от других лиц в защиту их прав, в том числе 739 обращений от российских граждан, находящихся за рубежом.
Особенностью 2020 года стало резкое расширение географии обращений. Так, к Уполномоченному, помимо традиционных стран проживания русскоязычной диаспоры, поступило 427 жалоб и обращений из 53 стран "дальнего зарубежья" (в 2019 - из 37 стран; в 2018 - из 31 страны). Из стран ближнего зарубежья, представленного 16 государствами, обратилось 659 заявителей.
Информация о странах ближнего и дальнего зарубежья, из которых поступило наибольшее количество обращений, отображена на рис. 95 и 96.
Граждане Российской Федерации и русскоговорящие обращались к Уполномоченному по различным вопросам. Их тематика представлена на рис. 97.
Самая большая часть обращений, исходя из особенностей года, сопровождаемого по всему миру ограничительными мерами на въезд и выезд граждан, была связана оказанием содействия в возвращении на Родину - 347 обращений, из них 226 поступило в период действия ограничительных мер в период распространения коронавирусной инфекции. При этом из стран дальнего зарубежья пришло 238 обращений, из стран ближнего зарубежья - 109.
В июне 2020 г. к Уполномоченному поступило обращение об оказании содействия гражданке России Б. в возвращении из Итальянской Республики ее несовершеннолетнего сына М., 09.12.2012 г. р., после прохождения им срочного лечения. После действий, предпринятых Уполномоченным, ребенок возвращен на Родину к семье (N Б-1046* от 16.06.2020).
Постепенное разрешение российскими властями вопроса вывоза детей - граждан Российской Федерации из зон конфликта Сирии и Ирака способствовало значительному снижению общего количества таких обращений по сравнению с 2019 годом (551).
Второе место по удельному весу заняли обращения по вопросам оказания помощи по уголовным и административным делам. Граждане обращались к Уполномоченному с жалобами по поводу уголовного преследования, ареста и задержания, привлечения к уголовной ответственности, сложностей в привлечении адвокатов и по другим вопросам.
В ноябре 2020 г. обратился гражданин Российской Федерации А. в защиту прав и законных интересов своего отца, гражданина Российской Федерации, который 5 ноября 2020 г. находился в г. Шуша Нагорного Карабаха, откуда не успел эвакуироваться, а на следующий день был штурм, после чего не выходил на связь длительное время (N Г-1242 от 23.11.2020). В результате предпринятых МИДом России политико-дипломатических усилий гражданин Российской Федерации Г. был освобожден азербайджанскими властями (вх. N 798 от 21.01.2021). 18 января 2021 г. в адрес Уполномоченного поступила благодарность от сына Г. за участие в освобождении его отца, который после 64 дней плена в Азербайджанской Республике 10 января 2021 г. благополучно вернулся в г. Москву.
Не прекращали волновать заявителей социальные вопросы. В 2020 году Уполномоченный рассматривал обращения относительно: выплаты социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; возмещения вреда здоровью, наступившего в ходе трудовой деятельности; предоставления социальной поддержки на территории иностранного государства как ребенку-сироте; перерасчета пенсионных выплат; проведения освидетельствования в органах медико-социальной экспертизы, в том числе в отношении продления срока инвалидности без посещения учреждений МСЭ и др.
К Уполномоченному поступило обращение М. по вопросу выплат пособия по возмещению вреда здоровью, причиненного ему в связи с трудовым увечьем, полученным в период работы на ЧПКП "ЗИРГОМ", Республика Узбекистан. М. получил травму 14 января 1976 г., решение Хамзинского суда о выплате пособий вступило в законную силу 20 января 1980 года. Однако, как указывал заявитель в своем обращении, им были получены единовременные выплаты в неполном объеме. Уполномоченный неоднократно обращалась к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману) У.Н. Мухаммадиеву с просьбой оказать возможное содействие М. в получении причитающихся ему выплат. 5 февраля 2020 года заявитель подтвердил по телефону, что 4 декабря 2019 г. получил указанный перевод (N 1866 от 31.01.2020).
Несмотря на ограничительные меры, закрытие границ и сокращение масштаба международных перемещений населения, оставались актуальными вопросы оказания помощи лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Заявители этих категорий обращений жаловались на условия содержания в местах лишения свободы, просили оказать помощь в освобождении от ареста или отбывания наказания, в переводе в другое пенитенциарное учреждение, обращались по вопросам пересмотра судебных решений, возвращения для отбывания наказания в Россию.
В связи с поступившими обращениями в защиту прав и законных интересов гражданина Российской Федерации журналиста Р.А. Попкова, задержанного 7 ноября в Республике Беларусь, Уполномоченный обратилась к Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцеву. В результате оперативных действий консульского отдела Посольства Российской Федерации в Минске Р.А. Попков был освобожден белорусскими властями до истечения срока административного ареста, передан консульским сотрудникам Российской Федерации, которые сопроводили гражданина на территорию Российской Федерации (N ТМ 50407-52 от 16.11.2020).
Категория обращений по вопросам оказания помощи в разрешении семейных вопросов содержала просьбы о содействии в возвращении в Российскую Федерацию детей, имеющих два гражданства, в разрешении спора об опеке над детьми после состоявшегося развода или в процессе развода, в выплате пособий на детей после состоявшегося развода родителей, жалобы на запрет на свидание с несовершеннолетним ребенком, проживающим в семье одного из родителей, вопросы воссоединения семьи, в том числе в период ковидных ограничений.
В мае 2020 г. на горячую линию обратилась российская гражданка П. с просьбой оказать содействие в возвращении с территории Грузии малолетнего ребенка, рожденного суррогатной матерью. С целью оказания содействия заявительнице в разрешении сложившейся ситуации Уполномоченным направлены обращения в МИД России. В результате 18 июня 2020 г. П. получено разрешение в порядке исключения въехать на территорию Грузии. По информации, поступившей от заявителя, 15 июля 2020 г. она вместе с ребенком благополучно вернулась на территорию России (П-460 от 26.05.2020).
В общей сложности по итогам рассмотрения обращений наших соотечественников удалось оказать содействие 619 гражданам в реализации их прав по 72 индивидуальным жалобам и по 5 жалобам оказано содействие неопределенному кругу лиц. Положительно разрешено 19 коллективных жалоб.
2020 год оказался временем, полным новых вызовов, которые требовали быстрых и решительных действий со стороны Уполномоченного. Особенности года сказывались на географии жалоб и обращений, их тематике и необходимости срочного вмешательства Уполномоченного. Несомненно, многое из того, что нас волновало в 2020 году, пройдет вместе с положительной динамикой эпидемиологической ситуации. К сожалению, мониторинг Уполномоченного говорит о том, что существуют правозащитные вопросы, актуальность которых только нарастает.
К сожалению, приходится констатировать, что некоторыми странами продолжен курс на дискриминационное преследование граждан Российской Федерации властями. Власти США отказываются взаимодействовать с российскими правоохранительными органами на основе Договора о взаимной правовой помощи 1999 года*(626). Договор, направленный на достижение целей сотрудничества и взаимной помощи, усилиями американской стороны все более приобретает декоративный характер. Задержания происходят тайно, исподтишка и без убедительной доказательной базы. Дело доходит до откровенных похищений, как это было в 2010 году с Константином Ярошенко в Либерии и в 2014 году с Романом Селезневым на Мальдивах. Алексей Бурков, Виктор Бут, Егор Крючков, Олег Никитин и многие другие стали жертвами циничной и противозаконной охоты за гражданами России.
Граждане Российской Федерации продолжают подвергаться в некоторых странах дискриминации по признаку родного языка, места проживания, принадлежности к деятельности российских организаций и другим основаниям. Так, в странах Прибалтики, вопреки многочисленным рекомендациям и резолюциям Совета Европы и ОБСЕ, продолжается политика языковой и культурной дискриминации российских граждан и соотечественников - массово закрываются школы с преподаванием предметов на русском языке. К примеру, в Латвии с момента приобретения страной независимости было закрыто 125 русских школ, то есть 57% от общего числа школ с преподаванием предметов на русском языке. В Литве за 29 лет проведения образовательной реформы число русских школ сократилось с 85 до 30, а количество учащихся - с 76 тыс. до 13,5 тыс.
В Литве, Латвии и Эстонии в разной степени, но продолжает существовать законодательно закрепленный особый правовой статус для лиц без гражданства, "неграждан". Большинство лиц без гражданства в странах Прибалтики - лица, родившиеся в СССР и оставшиеся жить на территории этих стран после распада СССР. Этот статус ограничивает таких лиц в политических, экономических и социальных правах. В Латвии к категории "неграждан" на сегодняшний день относится 216,9 тыс. жителей страны (около 11% населения), в Эстонии - 75,6 тыс. (около 6%).
Вопреки здравому смыслу, в нарушение прав подавляющего числа граждан страны и рекомендаций международных органов, продолжается политика тотальной украинизации в сопредельном с Россией государстве. В 2020 году истек "мораторий" на неприменение статьи 30 абсурдного Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". При этом данные опроса Киевского международного института социологии (КМИС) в ноябре 2020 года показывают, что 49,8% украинцев считают русский язык историческим достоянием своей страны, которое необходимо развивать*(627).
За прошедший год ярко проявилась тенденция воспрепятствования профессиональной деятельности российских журналистов на территории зарубежных стран, о чем говорилось в параграфе 2.6 настоящего доклада.
Уполномоченный намерена и дальше укреплять двусторонние контакты со своими зарубежными коллегами в целях обеспечения органами иностранных государств общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.