Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6 Защита прав человека в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19
В 2020 году вызов человечеству бросило неизвестное ранее заболевание. Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала распространение COVID-19 как пандемию, призвав государства решительно принять необходимые меры в целях прекращения распространения инфекции, спасения жизней и снижения негативных последствий заболевания*(503).
В целях сокращения масштабов инфицирования людей Российская Федерация, как и многие другие государства, ввела запрет на въезд на свою территорию, в регионах вводились ограничения, связанные с передвижением транспорта и населения, работой предприятий, и другие вынужденные меры в рамках режима повышенной готовности*(504), которые затронули трудовые, политические, гражданские и социальные права граждан.
Применение ограничительных мер (дерогации) соответствует международным нормам и стандартам и является не только допустимым, но и обязательным для государств. Так, Европейская социальная хартия закрепляет обязанность государств принимать меры, направленные на "предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний"*(505).
Для обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина в условиях ограничений, таких как право на жизнь и здоровье, право на труд, свобода предпринимательской деятельности, право на образование, свобода передвижения и др., уже с первых дней распространения коронавирусной инфекции был реализован комплекс дополнительных правовых мер, направленных на создание системы гарантий для действия прав человека, оказавшегося в непростых жизненных условиях, в виде компенсационно-восстановительные мер.
Поддержка широких слоев общества осуществлялась в форме отсрочки по налогам, страховым взносам, денежным ссудам, введения льготных кредитов, моратория на банкротство, на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, смягчения требований в лицензировании и иных разрешительных процедурах, поддержки застройщиков и туроператоров, освобождения от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, сохранения заработной платы в нерабочие дни, социальной поддержки семей с детьми, тем, кто потерял работу, и в других формах.
Медицинским и иным работникам, работающим с COVID-19, установлены специальные выплаты до конца 2021 года; специальные социальные выплаты предусмотрены работникам социального обслуживания; определены размеры и порядок осуществления специальных социальных выплат участвующим в борьбе с COVID-19 военным медикам, военнослужащим и работникам силовых ведомств; утверждены повышающие коэффициенты к специальным социальным выплатам медикам и иным работникам, в том числе сотрудникам стационарных организаций социального обслуживания, военнослужащим, сотрудникам и работникам органов власти, оказывающим медпомощь и участвующим в борьбе с COVID-19.
Продлено действие закона, предусматривающего особенности принудительного исполнения судебных актов и возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции; пролонгирован временный упрощенный порядок признания лица инвалидом, беззаявительный порядок назначения ежемесячных выплат на детей семьям с низким доходом; родители детей, пенсионеры, безработные и другие категории граждан могут получать актуальную информацию о полагающихся им выплатах, пособиях или льготах в личном кабинете на портале Госуслуг*(506).
Перечисленные меры позволяют делать вывод о появлении в условиях особого режима жизни людей новой системы правовых инструментариев, имеющих целью компенсировать негативные последствия вынужденных ограничений прав и свобод человека.
Проведенный Минюстом России анализ нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, позволил прийти к выводу, что принимаемые меры предопределялись степенью угрозы жизни и здоровью людей, отвечали конституционным целям охраны их жизни и здоровья, были соразмерны угрозе распространения эпидемии на территории Российской Федерации, а также сопровождались полномасштабной государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан*(507).
В целом поддерживая оценку о соразмерности и обоснованности введения неотложных мер, следует отметить, что имелись факты нарушения прав граждан, в отдельных случаях законодательное регулирование больше, чем необходимо, ограничивало права и свободы, о чем свидетельствуют обращения в адрес Уполномоченного. Например, установленные в Ставропольском, Краснодарском краях правила получения и замены пропусков создавали трудности для передвижения граждан, не снижая при этом угрозу распространения инфекции. Граждане также жаловались на затруднения в реализации мер государственной поддержки, на недостаточный объем помощи.
Деятельность Уполномоченного в условиях распространения коронавирусной инфекции отражена в тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции", в ряде выступлений и публикаций*(508). Поэтому в настоящей главе будут лишь обозначены основные направления и формы проведенной правозащитной работы.
С первых дней введения ограничительных мер в Аппарате Уполномоченного была развернута телефонная горячая линия, активно использовались дистанционные формы общения с гражданами - электронная почта, видео-конференц-связь. За время работы горячей линии поступило более 8000 звонков. Сотрудниками Аппарата незамедлительно оказывалась консультативная помощь, что снимало часть проблем и напряженность ситуации, но часть обращений требовала рассмотрения в рамках текущей деятельности Уполномоченного. Принято к рассмотрению Уполномоченным 2839 таких обращений. Их тематика показана на рис. 80.
Большинство обращений (из которых 18 - коллективных) касалось своевременности полноты предоставления мер социальной поддержки*(509).
Более четверти обращений поступило по вопросам содействия в оказании материальной помощи, установлении группы инвалидности, предоставления услуг в условиях стационара. В особой зоне риска оказались пациенты психоневрологических интернатов (ПНИ), детских домов - интернатов для детей-инвалидов, домов престарелых, где из-за большой скученности людей с ослабленным иммунитетом инфекция распространяется с большей скоростью.
По данным Минтруда России, в весенний период распространения коронавирус нашли у 457 человек в 16 психоневрологических и других интернатах на территории семи регионов России*(510). По состоянию на 21 августа 2020 г. в стационарных организациях социального обслуживания с момента начала эпидемии заболели 13 999 человек, из них 10 027 получателей социальных услуг (3,17% от всего количества проживающих) и 3972 сотрудника организаций (2,1% от всего количества работающих)*(511).
Наиболее проблемные вопросы, с которыми сталкиваются учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, приводящие к массовости заболевания, были обозначены на Координационном совете уполномоченных по правам человека в декабре 2020 года*(512).
По мнению уполномоченного по правам человека в Ленинградской области С.С. Шабанова, никакими средствами индивидуальной защиты нормальную эпидемиологическую обстановку в социальных учреждениях, где проживает несколько сотен человек, не обеспечить; следует ориентироваться на форму сопровождаемого проживания, активизировать работу с регионами по разукрупнению интернатов и переходу на сопровождаемое проживание, реформировать систему соцзащиты (переход от заявительного характера к "проактивному").
Вторая значительная группа обращений поступила по вопросу реализации права на свободу передвижения в условиях ограничительных мер, введения пропускного режима. Граждане не соглашались также с фактами привлечения к административной ответственности за нарушение ограничительных мер (из них 7 являлись коллективными). Тематика обращений представлена на рис. 82. В некоторых субъектах Российской Федерации установленные ограничения фактически заблокировали въезд, выезд, передвижение из-за введения видов пропусков, обязанности их заверять, последующей замены.
Например, в Краснодарском крае красный пропуск давал право передвигаться по всему региону, зеленый - внутри муниципалитета (в г. Краснодаре он был желтый), синий - для транзитного транспорта. Предприниматели должны были предоставить в местные администрации данные на своих сотрудников и договоры с ними; в ряде случаев такая проверка занимала целый день. Это вызвало ажиотаж и большое скопление народа в местных администрациях. Более того, создавало дополнительную угрозу распространения инфекции. Соответствующая информация была незамедлительно передана Уполномоченным в компетентные государственные органы. Впоследствии эти меры были скорректированы (N Е-106 от 09.04.2020).
Несоразмерность ограничительных мер, которая отмечалась в Ставропольском и Краснодарском краях на первоначальном этапе распространения коронавирусной инфекции, стала следствием несовершенства правового регулирования сферы административных правоотношений*(513).
Правительства многих государств вводили жесткие меры по контролю за зараженными и находящимися на карантине. Международная группа экспертов запустила в Сети портал Top10PN, в котором методы борьбы с пандемией в разных странах условно разделены по трем направлениям: "Цифровое отслеживание" (приложения для мобильных устройств, разработанные для определения местонахождения зараженных), "Цензура" (жесткое регулирование контента властью и руководством социальных сетей) и "Физическое наблюдение" (развертывание камер распознавания лиц, оснащенных тепловыми датчиками; использование беспилотников)*(514).
С началом вакцинации дискуссионной темой стало введение COVID-паспортов. Ярые противники их введения апеллируют к опасности того, что сбор персональных данных сопряжен с риском их утечки к лицам, имеющим преступные намерения, или в маркетинговых целях либо приведет к злоупотреблениям властей.
Полагаем, что предложение о введении так называемых "ковид-паспортов" требует максимально серьезной проработки, особенно касающейся целей.
С инициативой идентификации граждан, имеющих иммунную защиту от COVID-19 (переболевшие, вакцинированные), вышли некоторые регионы, например, в Сахалинской области предлагалось ввести специальные бейджи, в Республике Башкортостан - "антиковидный паспорт". Задумывалось, что получившие такой "пропуск" смогут свободнее посещать культурные и спортивные мероприятия, туристические места, получать санаторно-курортное лечение и другие преференции*(515), что, по мнению авторов идеи, будет способствовать популяризации вакцинации.
Вместе с тем в современных реалиях, когда непонятны цели их введения, они могут стать скрытой формой принуждения, породить неравенство*(516) между привитыми от заболевания COVID-19 и не прошедшими вакцинацию, в том числе по причине состояния здоровья (аллергия, беременность и т.д.).
Немногим меньше обращений зарегистрировано по вопросам охраны здоровья и медицинской помощи*(517), из них 18 являлись коллективными. Заявители жаловались на сложности в приобретении средств индивидуальной защиты, в прохождении тестов, на длительность оказания медицинской помощи, на отсутствие гарантий прав медицинских работников и т.п.
Вопросы обеспеченности средствами защиты и лекарственными препаратами поставлены на контроль Уполномоченного с первых дней распространения COVID-19.
Направлялись обращения в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко (N ТМ 11421-25 от 19.03.2020; N ТМ 13456-01 от 10.04.2020; N ТМ 13454-54 от 10.04.2020; N ТМ 13468-25 от 13.03.2020). Запросы и обращения находили понимание у органов власти. Принимались меры по задействованию мобилизационных возможностей и увеличению объемов производства масок и дезинфицирующих средств, по ликвидации острого дефицита масок для защиты органов дыхания, в том числе по их закупке по внешнеторговым контрактам. Организован мониторинг объемов производимой и отгружаемой в субъекты Российской Федерации продукции. В рамках Минпромторга России создан Единый информационный центр управления обеспечения средствами индивидуальной защиты, где проводятся совещания по видео-конференц-связи с субъектами Российской Федерации, в ходе которых решаются вопросы регионов, связанные с поставкой и производством медицинских изделий и оборудования, средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств, что помогло в том числе исправлению ситуации со средствами защиты в Республике Коми (N 4372 от 13.05.2020; N 4369 от 13.05.2020; N 4375 от 13.05.2020; N 4388 от 15.05.2020).
Благодаря оперативным действиям была налажена работа по увеличению объемов производства средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств. Вместе с тем цены на продукцию в условиях рыночной экономики оказались выше, чем были до начала распространения инфекции, а потребность в их приобретении имеется у всех граждан, в том числе с небольшим уровнем дохода.
Предложение Уполномоченного включить в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, медицинские маски и антисептические средства, к сожалению, не было поддержано, но к периоду осенних заболеваний и возобновления распространения инфекции COVID-19 ценообразование было отрегулировано.
В период второй волны пандемии ажиотажный спрос на лекарства был связан со сбоем в системе маркировки лекарственных средств и с недоработками региональных властей, которые медленно заключали контракты на закупку лекарственных препаратов.
В целях исключения дефицита лекарственных средств Правительством Российской Федерации поручено задействовать возможности онлайн-касс, а также создать единый структурированный справочник - каталог лекарств, позволяющий отслеживать их наличие на рынке*(518). Минпромторгом России ведется предметная работа по обеспечению в аптечных сетях необходимого количества препаратов, в том числе антиковидных*(519).
Поступали жалобы на условия размещения в стационарах, недостаточное количество койко-мест для госпитализации, нехватку необходимого оборудования.
Так, 13 октября 2020 г. по горячей линии обратился гражданин Е. с просьбой о содействии в срочной госпитализации сына с диагнозом "пневмония" и температурой 39,5. После обращения Уполномоченного в Министерство здравоохранения Хабаровского края сын гражданина Е. был принят на лечение в городскую больницу N 10 г. Хабаровска (N Е-341 от 13.10.2020).
Выступая 24 ноября 2020 г. на заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова оценила загруженность коечного ковидного фонда в 78%, но отметила, что в некоторых регионах загрузка свыше 90% (город Севастополь, город Санкт-Петербург, Республика Мордовия, Орловская область, Республика Карелия и др.).
16 ноября 2020 г. на очередном заседании Президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации высшим должностным лицам регионов поручено взять на личный контроль вопрос, касающийся создания резерва коек для пациентов с новой коронавирусной инфекцией не менее 20% коечного фонда*(520).
2 декабря 2020 г. Президент Российской Федерации поручил начать масштабную вакцинацию, обеспечив прививками в первую очередь граждан из групп риска. По данным Российского фонда прямых инвестиций, курирующего создание российской вакцины "Спутник V", на 11 января 2021 г. этим препаратом привились более 1,5 млн человек*(521). С 18 января 2021 г. в России началась массовая вакцинация населения от коронавирусной инфекции*(522). Принятые меры должны изменить ситуацию в борьбе с коронавирусной инфекцией.
Следующая группа обращений (в том числе 5 коллективных) касалась защиты прав участников уголовного процесса. Жалобы поступали на избрание и продление меры пресечения в виде заключения под стражу, на затягивание расследования, об изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы*(523).
Гражданка Ч. обратилась в защиту прав своего мужа, который, несмотря на наличие у него тяжелых заболеваний и двух перенесенных операций, был взят под стражу и в течение трех месяцев содержался в СИЗО. В условиях следственного изолятора состояние его здоровья ухудшилось. Уполномоченным направлено ходатайство в адрес председателя Центрального районного суда г. Кемерово с просьбой проявить милосердие и гуманизм и рассмотреть возможность изменения ему меры пресечения на не связанную с лишением свободы. 7 июля 2020 г. судом принято решение о замене меры пресечения на домашний арест (N Ч-303* от 03.07.2020).
Еще одна значительная группа обращений была связана с просьбами о защите прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания (из них 21 - коллективное). Граждане, отбывающие наказание, их родственники, адвокаты просили о содействии в переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания ближе к месту жительства, о поддержке их ходатайства об УДО. Поступали жалобы на недопуск в исправительные учреждения адвокатов, членов ОНК. Родственники хотели знать о принимаемых мерах по недопущению распространения коронавируса в учреждениях УИС, просили оказать содействие в медицинском обследовании или лечении своих близких*(524).
O поддержке ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания при его рассмотрении в Батайском городском суде Ростовской области обратился гражданин К., отбывавший наказание в УФИЦ при ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области. Уполномоченный поддержала это ходатайство, которое было удовлетворено судом (N К-121 от 17.04.2020).
Большая по численности группа обращений поступила в защиту прав граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, в том числе 41 коллективное*(525), поскольку многие россияне с началом пандемии коронавируса оказались изолированы в иностранных государствах по причине отмены авиарейсов в связи с введенными ограничительными мерами.
При поступлении обращения незамедлительно направлялся запрос в оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, одновременно с этим информировались заявители.
Так, оказано содействие в отправке в г. Владивосток членов экипажа судна БМРТ "Данко" (11 российских граждан), оказавшихся на карантине из-за коронавируса в порту Аланга, Индия (N Д-204 от 14.04.2020), в вывозе 170 туристов из ЮАР (N К-1066* от 07.05.2020 и N КЛ-974* от 20.04.2020); возвращены в Российскую Федерацию жители Челябинской области, оставшиеся в Таиланде (г. Паттайя) по причине отмены рейсов (81 человек) (N КЛ-962* от 17.04.2020); из Таиланда возвращены 15 жителей Владимирской и 23 жителя Нижегородской областей (N КЛ-1002* от 23.04.2020). Соответствующую поддержку получили наши граждане, оказавшиеся в этот период также в Объединенных Арабских Эмиратах, Республике Корее, США, Танзании и в других странах.
В целях поддержки соотечественников, не имеющих возможности вернуться на Родину в связи с распространением коронавирусной инфекции, было принято решение о помощи из расчета 2400 руб. на одного взрослого и 1600 руб. в день на ребенка в возрасте до 14 лет*(526). По вопросам реализации права на указанную социальную поддержку к Уполномоченному поступило 48 обращений в отношении 123 россиян. Из них 34 содержали просьбы о содействии в ее получении. Заявители сообщали, что ими подавалось заявление на портал Госуслуг, однако они даже ответа по своему заявлению не получили. 11 жалоб поступило в связи с отказом в оказании социальной помощи, в трех обращениях граждане жаловались, что полученные ими денежные выплаты не соответствовали количеству дней, проведенных на территории иностранных государств.
По каждому такому обращению проводилась необходимая работа, по результатам которой выявлено, что основными причинами отказов являлись отсутствие подтверждения достоверности предоставленных личных данных проверочными мероприятиями МВД России, отсутствие данных о возвратных проездных документах, ошибки при заполнении заявлений на портале Госуслуг.
При содействии Уполномоченного удалось оказать помощь по 17 обращениям, касающимся вопросов выплаты социальной поддержки.
Ситуация, сложившаяся в связи с распространением COVID-19, обострила востребованность помощи российским гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации за пределами Российской Федерации.
Новые правила оказания экстренной помощи российским туристам за рубежом и правила расходов на это денежных средств из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, кроме непосредственной транспортировки российских граждан из страны временного пребывания, подразумевают оплату гостиницы до начала перевозки, трансфер и хранение багажа, экстренную медицинскую помощь, неотложную правовую поддержку и иные виды содействия*(527). В результате нового регулирования ожидается повышение защищенности прав российских граждан на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации со стороны государства при необходимости оказания им экстренной помощи.
В условиях непростой экономической ситуации обострились вопросы реализации трудовых прав и права на защиту от безработицы*(528). Десятая часть обращений коронавирусной тематики касалась этих вопросов, в том числе 18 коллективных жалоб. Граждане жаловались на лишение заработка, невыплату заработной платы, понуждение к уходу в отпуск за свой счет либо необоснованное привлечение к труду в период введения ограничительных мероприятий, на необоснованное увольнение и на сложности в получении статуса безработного.
На горячую линию поступила жалоба С., имеющей двоих детей (7 и 9 лет), на отказ в трудоустройстве и оказании материальной помощи службой социальной защиты г. Тулы. После обращения Уполномоченного в Минтруд Тульской области заявительнице было оказано содействие в постановке на учет в "Центре занятости Тульской области" и назначении пособия по безработице, а также предложены подходящие вакансии (N С-544 от 01.05.2020).
Материальное неблагополучие, вызванное распространением коронавируса, обусловило специфику обращений, связанных с жилищными отношениями*(529). За помощью обращались граждане, оказавшиеся в трудной ситуации, у которых имелись обязательства по оплате съемного жилья, ипотечному кредиту, участники долевого строительства. Жаловались также на увеличение платы за коммунальные услуги, отключение горячего водоснабжения, низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ, несоблюдение работниками сферы ЖКХ санитарно-эпидемиологических требований и др. Тематика данной категории обращений (из них 19 коллективных) представлена на рис. 85.
На горячую линию поступил звонок жителя г. Москвы М. с просьбой о помощи. По сообщению заявителя, он попал в трудную жизненную ситуацию в связи с мерами, принимаемыми ввиду распространения вирусной инфекции COVID-19. Ему было нечем платить за квартиру, он практически был лишен средств к существованию, поскольку пенсия является его единственным доходом, а судебными приставами по решению суда с нее взыскивалось 50%. Уполномоченным было направлено мотивированное обращение Директору ФССП России Д.В. Аристову, в результате чего с учетом сложившихся условий постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 апреля 2020 г. размер удержаний из пенсии М. снижен до 25% (N М-443 от 16.04.2020, к N М-443 от 28.04.2020, к N М-443 от 18.05.2020).
230 обращений (из них 16 коллективных) касались миграционных вопросов: выезда из Российской Федерации, обеспечения прав лиц, находящихся в ЦВСИГах, подтверждения законности нахождения на территории Российской Федерации и тому подобных вопросов*(530).
Обращения приходили от граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туниса, Узбекистана, Украины, Эстонии и др., а также от граждан Российской Федерации, имеющих также гражданство иностранного государства, по вопросу пересечения государственной границы Российской Федерации.
Часть обращений коронавирусной тематики поступила по вопросам защиты права на образование в условиях введения ограничительных мероприятий (2%)*(531). Заявители в основном затрагивали вопросы проведения экзаменов, продления выплат стипендии, мобилизации студентов-медиков, равных условий при поступлении на бесплатные места, обеспечения практических занятий в профессиональных образовательных организациях и др.
На горячую линию поступило коллективное обращение студентов Всероссийской академии внешней торговли, которые были не согласны с проведением государственного экзамена в условиях коронавируса и просили изменить форму приема экзамена с очной на дистанционную. В связи с обращением Уполномоченного в Минэкономразвития России вопрос решен положительно. Экзамен проведен дистанционно (N 13702-32 от 18.04.2020).
Кроме названных выше, на горячую линию поступали жалобы на нарушение требований эпидемиологической безопасности в период подготовки и проведения общероссийского голосования и единого дня голосования*(532), а также просьбы об организации личного приема.
В целях защиты прав граждан в адрес органов прокуратуры, других государственных органов и муниципальных органов направлено 1869 мотивированных обращений Уполномоченного о проведении проверок и принятии мер реагирования, об оказании адресной помощи гражданам в реализации их прав. По 970 обращениям заявителям даны подробные правовые консультации и необходимые разъяснения.
По наиболее актуальным проблемам защиты прав граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции направлялись обращения к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
27 марта 2020 г. по результатам обобщения информации, представленной уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченным было направлено обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой оказать содействие в организации участия института уполномоченных по правам человека в реализации мер по противодействию распространению коронавируса. По итогам рассмотрения большинство уполномоченных были включены в состав координационных штабов при главах регионов.
Об имеющихся сложностях межведомственного взаимодействия при оказании помощи нашим соотечественникам было направлено письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину. В дальнейшем были выработаны эффективные подходы к оказанию содействия россиянам по выезду из зарубежных стран и возвращению домой, которые впоследствии нашли отражение в новом, установленном Указом Президента Российской Федерации порядке действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций*(533).
В результате принятых мер положительное разрешение из числа принятых к рассмотрению получили 187 жалоб, оказана адресная помощь в восстановлении прав 1594 граждан, всего же ощутили положительный эффект в общей сложности более 5 тыс. человек.
Во взаимодействии с компетентными государственными органами решен ряд системных вопросов: продление документов миграционного учета*(534); выезд россиян, постоянно проживающих на законных основаниях в иностранном государстве, к постоянному месту жительства*(535); снятие отдельных ограничений на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации*(536); включение в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, некоммерческих образовательных частных учреждений, осуществляющих общеобразовательную деятельность, но не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и некоторых других*(537).
В условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции требовалось оперативно реагировать на обращения граждан, что определило новые формы работы института Уполномоченного. В специально организованном для данной ситуации чате все сотрудники Аппарата Уполномоченного видят срочные жалобы, которые в течение суток в режиме удаленного доступа рассматриваются ими и по электронной почте направляются в компетентные органы для принятия необходимых мер*(538).
Со всеми уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации была установлена связь в режиме онлайн, оказывалась оперативная помощь гражданам, обратившимся на горячую линию к любому из региональных уполномоченных*(539).
Двусторонние консультации Уполномоченного с иностранными омбудсменами и обмен опытом содействия соблюдению государством обязательств по международным соглашениям в области прав человека также проводились посредством видео-конференц-связи*(540). Не остановилась работа Евразийского альянса омбудсменов. Проблемы правозащиты на фоне пандемии COVID-19 поднимались на онлайн-заседании ЕАО 29 апреля 2020 г. Защите прав человека в условиях второй волны COVID-19, обмену лучшими правозащитными практиками и вопросам социальной поддержки уязвимых категорий населения было посвящено заседание ЕАО 8 ноября 2020 г. Уроки пандемии COVID-19 и новые реалии правочеловеческого измерения обсуждались 17 ноября 2020 г. на IV Международной конференции "Защита прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов"*(541).
Анализ накопленного опыта и "уроков пандемии" позволил сформулировать предложение о создании механизма межгосударственного взаимодействия по организации возвращения граждан в страну гражданской принадлежности в условиях ограничительных мер, вводимых при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с распространением опасных инфекционных заболеваний. Главы национальных правозащитных институтов согласились с выводом Уполномоченного о востребованности соответствующего международно-правового акта (конвенции)*(542).
25 ноября 2020 г. в Доме прав человека прошла научно-практическая конференция "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика", организованная Уполномоченным совместно с Научно-образовательным центром по правам человека*(543). На конференции был поднят важный вопрос, связанный с неопределенностью правовых норм, отсутствием четких критериев разграничения правового регулирования между Российской Федерацией и ее субъектами, коллизии между уровнями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ограничения прав. Сделан вывод о необходимости выработки новых правовых механизмов, соответствующих современной действительности, но базирующихся на фундаментальных основах права, новой модели вариативного правового регулирования в экстраординарной ситуации.
Теме "Защита прав человека в период пандемии и поэтапного снятия ограничительных мер: опыт и проблемы" посвящено заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека 24 ноября 2020 г., по итогам которого были сформулированы и направлены в адрес органов власти рекомендации уполномоченных по правам человека. Омбудсмены обсудили вопросы введения мер карантинного и ограничительного характера, их влияния на права человека и пришли к выводу, что установление ограничительных мер было оправданно*(544). Отметили, что с учетом ситуации в экономике и на рынке труда принимались необходимые меры, что позволило адресно получать помощь тем, кто в ней особенно нуждается. Объединившая волонтеров и партнеров от бизнеса акция "МыВместе", направленная на поддержку пожилых, маломобильных граждан, медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса, доказала единство российского общества и его способность консолидироваться в сложные времена*(545).
Важный урок пандемии заключается в том, что обеспечение прав человека в условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных распространением опасных инфекционных заболеваний, возможно лишь при условии комплексного подхода. В такой работе нужна координация различных органов и уровней власти. В этой связи важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации от 4 января 2021 г. N 12 "Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний". Он установил полномочия различных ведомств, порядок создания специального координационного центра при Правительстве Российской Федерации и его право создавать по представлению Роспотребнадзора соответствующий оперативный штаб, в обязанностях которого разработка и утверждение плана мероприятий, подготовка предложений о введении ограничительных мер и организация информирования населения.
Кроме того, важно отметить опыт работы региональных уполномоченных по правам человека в составе координационных штабов при главах регионов в период распространения коронавирусной инфекции и рекомендовать расширить практику включения их в состав штабов, создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 января 2021 г. N 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.