Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1 Права и свободы человека и гражданина: общественное восприятие, мониторинг обращений и результаты их рассмотрения
1.1. Права и свободы в общественном восприятии
Общественное мнение - важнейший индикатор социальных процессов, без которого невозможно дать полную оценку ситуации с правами и свободами человека и гражданина. В этих вопросах Уполномоченный опирается на данные Фонда "Общественное мнение" (далее - ФОМ), с которым заключено соответствующее соглашение о творческом сотрудничестве. В 2020 году на восприятие обществом ситуации с соблюдением в нашей стране прав человека оказала влияние пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая поставила под угрозу жизнь и здоровье миллионов людей по всему миру. В 2020 году смертность от пандемии превысила 1,7 млн человек, оказались заражены более 77 млн*(3).
Ограничительные меры, которые пришлось ввести государствам в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, привели к спаду мировой экономики, росту безработицы, снижению уровня жизни населения*(4).
В России с момента введения строгих ограничительных мер и в последующий период (с апреля по ноябрь 2020 года), по данным Росстата, уровень безработицы увеличился с 4,7 до 6,1% и составил 4,6 млн человек*(5). Несмотря на дискомфорт, преобладающая доля граждан с пониманием отнеслась к ограничительным мерам: большинство участников социологического опроса в апреле 2020 года - 64%, указали, что, по их мнению, введение таких мер в регионе, где они проживают, было оправданным*(6).
Одновременно, как показали социологические исследования, часть населения связывает непростой период противодействия COVID-19 с ростом готовности людей помогать друг другу. Те из респондентов, кто сам оказывал помощь другим людям, чаще всего осуществляли это в форме покупки и доставки продуктов, медикаментов, благотворительности*(7). Такие настроения служат благодатной почвой для развития волонтерского движения. И это движение получило широкое распространение.
В течение года проходила общероссийская акция взаимопомощи в ситуации коронавирусной инфекции #МыВместе, в рамках которой были созданы региональные волонтерские штабы по помощи населению во всех 85 субъектах Российской Федерации*(8). В целом же, по данным Росстата, в период строгих ограничительных мер (апрель - июнь 2020 года) в России число граждан старше 15 лет, работающих волонтерами в течение последних 12 месяцев, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 8% и составило 2,7 млн человек*(9).
Оценивая соблюдение прав человека в условиях коронавирусной инфекции, больше 50% респондентов одобрили действия власти: в марте наивысшую оценку дали 59% опрошенных, в начале апреля - 62%, после снижения в мае до 51% - 53%, число положительных отзывов на конец июня возросло до 57%, в первую неделю июля - 54%*(10). В сентябре 2020 года большинство респондентов из утверждающих, что в последние три-четыре года российское общество стало более справедливым, на вопрос "в чем это проявляется" выбрали ответ "Выросла социальная помощь, в том числе при эпидемии коронавируса"*(11).
Вопросы гарантий прав человека россияне традиционно связывают с уровнем обеспечения справедливости. В ходе опроса в 2020 году половина респондентов заявили, что сталкивались с социальной несправедливостью*(12). Чаще всего с несправедливостью в российском обществе сталкиваются люди, нуждающиеся в особой социальной поддержке со стороны государства: пенсионеры, пожилые люди (30%); малоимущие и бедные (14%).
В этой связи по-прежнему актуален вопрос исполнения социальных обязательств государства, которые, как подчеркнул Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., должны осуществляться при любой ситуации и на всей территории страны*(13).
При этом, по мнению населения, для обеспечения социальной справедливости усилий государства недостаточно, необходимо участие граждан. Значительное число опрошенных указывают, что сделать общество более справедливым можно, если: быть активнее, инициативнее (14%); начать с себя, быть добрее друг к другу; проявлять уважение, терпимость (11%); отстаивать свои права (4%)*(14). Такая оценка сигнализирует о запросе общества на развитие социальной активности. Данное обстоятельство, в свою очередь, возлагает на государственные органы ответственные задачи по поддержке институтов гражданского общества.
На протяжении последних лет для граждан наиболее чувствительной остается социальная сфера. В этой связи стали своевременными и получили широкую поддержку населения изменения в Конституцию Российской Федерации, закрепившие дополнительные социальные гарантии, включая индексацию пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также установившие размер МРОТ не ниже величины прожиточного минимума. В ходе опросов ВЦИОМ, проведенных в феврале 2020 года, указанные поправки поддержало рекордное число респондентов - 90-91%*(15).
Принятие поправок по результатам общероссийского голосования 1 июля 2020 г. совпало с ростом индекса социальных оценок ситуации, сложившейся в стране*(16). Как показывают исследования ВЦИОМ, в этот период (май - июль 2020 года) впервые с 2018 года доля респондентов, одобряющих социальную политику государства (34-36%), превысила долю опрошенных, указавших, что социальная политика государства их в целом не устраивает (30-31%)*(17). Такая динамика свидетельствует, что социальный блок поправок к Конституции России оказался реально востребован в обществе. Обеспечение реализации новых конституционных норм - приоритетная задача государства.
Изменения в Конституцию Российской Федерации являются следствием многолетнего развития отечественного конституционализма, они затронули различные сферы жизни общества. Впервые в Конституцию Российской Федерации внесена поправка об исторической памяти, ее цель - сохранение исторических традиций и единства народа, что отвечает ожиданиям граждан. Так, абсолютное большинство россиян (95%) называют победу в Великой Отечественной войне главным событием XX века для России; 92% опрошенных считают необходимым применять эту тему для патриотического воспитания молодежи*(18).
Не менее востребованы, с точки зрения россиян, соблюдение и защита семейных прав. Отношения в семье назвали в числе наиболее значимых сторон жизни 98% наших соотечественников*(19). Именно отношения в семье являются сферой, в которой наши граждане испытывают наивысшую удовлетворенность (88 пунктов, на 16 пунктов выше, чем в 2005 году)*(20).
Среди наиболее значимых прав и свобод респонденты неизменно указывают право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное образование, право на жилище и его справедливую оплату, право на труд, право на социальное обеспечение. В 2020 году в условиях распространения коронавирусной инфекции и борьбы с ней актуальность данных прав для населения страны не только сохранилась, но и получила новое звучание.
В ходе социологического исследования ситуацию в сфере здравоохранения указывал среди проблем, особенно актуальных для его региона, каждый четвертый опрошенный (25%), особенно часто проблема отмечалась жителями Центрального (29%), Южного (28%) и Северо-Западного (27%) федеральных округов*(21). 80% опрошенных россиян полагают несправедливым, что качество медицинских услуг, доступных гражданам, зависит от уровня их доходов*(22).
По мнению россиян, основными задачами по улучшению системы здравоохранения должны стать обеспечение пациентов доступными лекарствами (45%), укомплектование штатов медицинского персонала (39%), расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов на селе и в малодоступных территориях (34%)*(23).
Социологические опросы позволяют говорить о росте престижа профессии врача. По результатам исследования ФОМ, возрастающий престиж врачебной профессии отметили 36% респондентов, при этом большинство из опрошенных увязывает эту тенденцию с распространением коронавируса и геройским поведением медицинских работников в период пандемии. Представляется, тенденция роста значимости медицинских работников могла бы послужить мощным импульсом для развития здравоохранения в нашей стране*(24).
В сфере образования в 2020 году настоящим испытанием стал переход на дистанционное обучение в период пика заболеваемости коронавирусной инфекцией. Граждане, у которых в семьях есть школьники, в большинстве отмечали, что переход на дистанционное обучение отрицательно сказался на уровне знаний учащихся школ (65%). Среди трудностей, с которыми сталкивались школьники при получении образования дистанционно, в ходе опроса наиболее часто отмечалась сложность в разборе новых тем, проблемы с Интернетом, чрезмерная учебная нагрузка*(25).
Критически в 2020 году респонденты оценили ситуацию с высшим образованием. По мнению 45% населения, в настоящее время качество высшего образования можно охарактеризовать как удовлетворительное. В числе проблем, обусловивших такую оценку, граждане указывали распространение платного образования и недостаточное число бюджетных мест, низкое качество преподавания, отсутствие у студентов мотивации к учебе, низкий уровень профессионализма выпускников*(26).
Значимой для граждан остается сфера жилищных прав. Более половины опрошенных (57%) указали, что у их семей есть потребность в улучшении жилищных условий. При этом большинство отметило, что финансовые возможности для такого улучшения у них отсутствуют (80%)*(27).
В числе актуальных проблем жилищной сферы наиболее часто граждане называют высокие цены на услуги ЖКХ: о наличии такой проблемы сообщили 45% респондентов, наиболее часто ее отмечали жители Уральского (51%), Дальневосточного (49%) и Приволжского (48%) федеральных округов*(28).
В сфере трудовых прав в условиях роста безработицы особенно болезненными стали вопросы трудоустройства. В ходе социологического исследования среди работающих россиян примерно треть не исключила вероятности их увольнения. При этом уверенность граждан в том, что в случае увольнения они смогут в течение двух-трех месяцев найти работу примерно с такими же условиями и такой же зарплатой, заметно снизилась*(29).
Доля официально оформленных на работе составила 85% от всех работающих по найму, неофициально - 14%. Изменения по сравнению с замерами предшествовавших лет не вышли за пределы погрешности. При этом доля работающих без договора за год выросла на 5 процентных пунктов, до 32%, что, по мнению респондентов, связано со сложной ситуацией на рынке труда на фоне пандемии, когда работодатели стали чаще прибегать к неофициальному найму, а у работников выбора не остается*(30).
Обоснованное беспокойство людей вызывает и уровень заработной платы, рост которой, по экспертным оценкам, замедлился в период пандемии COVID-19*(31). В ходе социологических опросов в 2020 году проблему низкого размера заработной платы в своем регионе отметили 45% опрошенных (в 2019 году - 44%)*(32). При этом 28% респондентов считают свою заработную плату несправедливой, то есть не соответствующей объему и сложности работы, в то время как справедливой свою заработную плату полагают лишь 24% населения. В этих оценках, однако, наметилась позитивная тенденция: отмечается рост числа граждан, которые полагают свою заработную плату справедливой (с 18% в 2018 году до 24% в 2020 году), и, наоборот, снижение числа недовольных (с 37% в 2018 году до 28% в 2020 году)*(33).
Сохраняют актуальность для граждан вопросы социального обеспечения. Среди проблем, характерных для региона своего проживания, 35% респондентов отметили низкий уровень пенсий, стипендий, пособий, 21% - недостаточное качество социального обеспечения, социальной защиты населения. Указанные трудности чаще всего отмечали жители Уральского федерального округа (соответственно 41 и 25%)*(34).
Актуальность тематики социального обеспечения во многом проистекает, к сожалению, из-за значительных масштабов бедности в российском обществе. В 2020 году число граждан, живущих за чертой бедности, составило 13,5% - или порядка 20 млн человек*(35).
Сохранение социальной напряженности в данном секторе общественных отношений сказывается на статистике поступающих обращений по вопросам социального страхования и социального обеспечения, объем которых, несмотря на некоторое снижение в 2020 году, традиционно продолжает входить в первую пятерку по числу жалоб граждан.
Экологическую обстановку в месте своего проживания назвали благополучной 64% респондентов (+5 процентных пунктов по сравнению с январем 2020 года). Выше показатели в городах Москве и Санкт-Петербурге (69%), селах (69%) и городах с населением менее 100 тыс. жителей (68%). Неблагополучной в своем регионе назвали экологическую ситуацию 34% опрошенных.
41% наших соотечественников считает, что за последний год в месте их проживания ситуация со сбором и вывозом мусора улучшилась; 43% - не изменилась; 13% сообщают об ухудшении*(36). Отсутствие мусора на улицах считают критерием хорошей экологии 17% респондентов, отсутствие мусорных свалок - 10%. Половина россиян (51%) главным признаком хорошей экологической ситуации называют чистоту воздуха, качество которого крайне актуально для жителей городов-миллионников и крупных городов с населением от 500 тыс. до миллиона. О важности чистоты воды и водоемов заявляли 19% опрошенных*(37).
Социологические опросы свидетельствуют, что наряду с личными и социальными правами для граждан значимо право на доступ к правосудию и справедливость судебных решений. 45% респондентов считают, что выносимые судами приговоры чаще несправедливые, противоположного мнения придерживаются 32% опрошенных. Тем не менее в сравнении с результатами опросов предыдущих лет наблюдается некоторое улучшение в оценке деятельности судов*(38). Заметно увеличилась доля респондентов, считающих, что российские суды стали работать лучше, чем несколько лет назад (в 2019 году - 16%, в 2020 году - 29%). Несколько улучшилась и ситуация с оценкой судебных решений: в сравнении с предыдущим годом количество граждан, убежденных, что суды чаще выносят несправедливые решения, снизилось (в 2019 году - 52%, в 2020 году - 45%)*(39).
Следует также отметить, что работа полиции в условиях пандемии была отмечена россиянами положительно: индекс оценки составил 55 пунктов. В зону опроса вошла работа ГИБДД, следователей, миграционных и антинаркотических подразделений. Наиболее высокий индекс доверия у полиции на транспорте (48 пунктов), сотрудников дежурной части (44 пункта), инспекторов по делам несовершеннолетних (40 пунктов), участковых уполномоченных полиции (39 пунктов) и работников уголовного розыска (34 пункта)*(40). Положительно оценили работу полиции в своем регионе 41% (+5 процентных пунктов с прошлого года) россиян; 41% дали средние оценки, негативную оценку выразили 14% опрошенных*(41).
При оценке соблюдения прав отдельных категорий граждан россияне выделяют ряд проблемных точек. Например, самыми распространенными проблемами, с которыми сталкиваются пожилые россияне, названы бедность и низкие пенсии (71%)*(42).
Одной из проблем респонденты назвали дисбаланс оплаты труда, указав, что женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией; 60% опрошенных считают, что женщинам сложнее получить повышение и построить карьеру*(43); 50% респондентов уверены, что женщинам живется тяжелее, поскольку их труд оплачивается меньше, на них лежит забота о домашнем хозяйстве и ответственность за членов семьи*(44).
В период вынужденной самоизоляции, связанной с коронавирусом, приобрела особую остроту тема домашнего насилия, поскольку жертвы (преобладающую часть пострадавших составляли женщины) оказываются запертыми с агрессорами в замкнутом пространстве. При этом 25% россиян оправдывают насилие в семье, считая его внутрисемейным делом, и полагают, что в суде такие дела должны рассматриваться с послаблениями*(45).
В Докладе Уполномоченного за 2019 год подчеркивалось, что сохранение многочисленных системных проблем в правозащитной сфере обуславливает запрос общества на принятие программного документа, который объединил бы комплекс целей, задач, механизмов и средств проведения государственной политики и консолидации усилий гражданского общества по укреплению правового каркаса гарантий прав и свобод человека и гражданина, развитию правового просвещения и правоприменительной практики. Данное предложение не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особое звучание в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, а также масштабной работы по укреплению гарантий прав человека в России, старт которой был дан с внесением изменений в Конституцию Российской Федерации.
В этой системе мер особое внимание должно быть уделено правовой грамотности населения. Важно, чтобы граждане не просто владели информацией о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты, но умели предотвращать ситуации нарушения прав, бороться за свои права.
По данным социологического исследования, индекс правовой грамотности*(46) россиян в 2020 году составил 47 процентных пунктов из 100 возможных*(47). 78% респондентов считают, что необходимо как можно раньше начинать учить детей вопросам правовой грамотности. 48% взрослых россиян хотели бы углубить свои знания о своих правах и способах их защиты, особенно в сфере ЖКХ, медицинских и финансовых услуг.
Защищенность прав человека остается задачей, решение которой требует консолидации усилий органов всех уровней и ветвей власти с правозащитными общественными объединениями и иными институтами гражданского общества. Среди общественных, религиозных организаций, институтов гражданского общества наибольшим одобрением граждан пользуется деятельность Русской православной церкви (56,5%), СМИ (41,2%), Общественной палаты Российской Федерации (37,8%), политических партий (34,1%)*(48). При этом, как показывают социологические опросы, сталкиваясь с нарушениями своих прав, граждане преимущественно ищут защиту со стороны государственных структур - обращаются в правоохранительные органы (30%), в суды (17%). Немалая доля граждан в целях защиты своих прав прибегает к услугам адвокатов, юристов (29%). Гораздо реже россияне обращаются в различные общественные приемные и в правозащитные организации (8-9%). Невысокая популярность таких организаций объясняется целым комплексом причин - граждане недостаточно доверяют им, не верят в эффективность их работы, в возможность получить качественную правовую помощь бесплатно*(49). Указанная тенденция позволяет поставить вопрос о необходимости популяризации правозащитного движения и поддержки его дальнейшего развития со стороны государства.
Социологические исследования имеют огромное значение для правозащитной деятельности: общественное мнение позволяет определить болевые точки в сфере обеспечения прав человека и одновременно наметить пути совершенствования деятельности по защите этих прав.
Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне представляется целесообразным рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации совместно с региональными уполномоченными по правам человека на регулярной основе проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в соответствующих регионах. Соответствующий опыт по линии уполномоченных по правам человека в регионах имеется.
Многими региональными омбудсменами уделяется самое серьезное внимание вопросам учета общественного мнения при выработке предложений по улучшению правозащитной ситуации. Так, одной из основных форм мониторинга соблюдения и защиты прав и свобод в Ярославской области уже не первый год являются проводимые омбудсменом социологические исследования и опросы жителей области*(50). Во Владимирской области при помощи социологов региональным омбудсменом была разработана анкета, которая заполняется в добровольном порядке посетителями аппарата регионального уполномоченного, что позволяет определить восприятие жителями области уровня защищенности их прав и свобод*(51). Уполномоченный по правам человека в Самарской области проводит социологическое исследование совместно с Самарским национальным исследовательским университетом*(52).
В планах Уполномоченного совместно с ВЦИОМ разработать в помощь региональным уполномоченным по правам человека методические рекомендации по проведению социологических опросов.
1.2. Масштабы, динамика и структура обращений
В 2020 году к Уполномоченному поступило 44 087 обращений, из них 1910 (4,3%) - коллективные. На определенное увеличение числа обращений (на 15%) по сравнению с 2019 годом повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, а также внедрение новых форматов приема обращений. Выросло и количество коллективных обращений (на 13,5%). Всего же за 2016-2020 годы к Уполномоченному поступило 205 503 обращений граждан, в том числе 11 102 коллективных (рис. 4).
В 2020 году в сравнении с предыдущими годами сократилось количество обращений, направленных заявителями в адрес Уполномоченного традиционно - по почте России. Вместе с тем произошло увеличение количества обращений, поступивших по электронной почте, что объясняется востребованностью такого канала обращений в период введения ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
Несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции, которая потребовала перевода сотрудников Аппарата Уполномоченного на "удаленку" (на рабочем месте иногда оставалось не более 30%), личный прием граждан не останавливался ни на один день. Большая их часть была переведена в формат видео-конференц-связи. К сожалению, не все люди были готовы к такой форме общения, настаивали на визуальном контакте, иногда даже требовали, чтобы им прислали специальный транспорт.
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, Уполномоченным лично принято более 300 человек, в том числе в ходе приемов по видео-конференц-связи, во время выездов в Республику Татарстан (сентябрь 2020 года) и в Республику Бурятия (ноябрь 2020 года). Всего в режиме личного приема сотрудниками Аппарата принято более 3,5 тыс. граждан*(53).
В телефонном режиме дано свыше 7 тыс. консультаций, которые проводятся ежедневно по всему спектру вопросов правозащитной тематики.
Новеллой в 2020 году стал запуск с 27 марта специальной горячей линии Уполномоченного для оперативного (в течение суток) рассмотрения обращений граждан, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. За 2020 год на нее поступило 2839 обращений.
Кроме того, для оперативности был организован специальный чат. В нем все сотрудники Аппарата даже в период, когда работа Аппарата осуществлялась удаленно, видели срочные жалобы, которые в течение суток рассматривались и по электронной почте направлялись в компетентные органы для принятия необходимых мер.
Кроме того, в 2020 году продолжена доказавшая свою эффективность работа горячих телефонных линий в преддверии значимых событий в общественной жизни. В частности, такие линии действовали накануне и в день Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и в Единый день голосования, на которые поступило 668 звонков.
В соответствии со статьей 21 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" более активно в сравнении с предыдущими годами проводился мониторинг средств массовой информации, включая Интернет, на предмет выявления сообщений о случаях массового и (или) грубого нарушения прав и свобод человека. По результатам мониторинга приняты к рассмотрению более 106 сообщений*(54), по которым были приняты соответствующие меры реагирования.
Динамика и структура обращений к Уполномоченному за 2018-2020 годы применительно к отраслям законодательства отражены на рис. 5.
Анализ рейтинга тематики обращений показывает, что первое место по-прежнему занимают обращения, поступившие по вопросам нарушений уголовно-процессуального законодательства. На втором месте - обращения по вопросам нарушений уголовно-исполнительного законодательства, их количество увеличилось на 11%.
Существенный рост в 2020 году продемонстрировали обращения по вопросам, связанным с нарушениями законодательства об охране общественного порядка и общественной безопасности (в 2,5 раза), законодательства об охране здоровья (на 34%), законодательства о труде (на 29%), международного права (на 26%) и законодательства о браке и семье (на 20%).
Вместе с тем сохранилась положительная тенденция к уменьшению числа обращений по вопросам нарушений законодательства о ЖКХ (на 6,5%), которые в рейтинге обращений занимают третье место. Уменьшилось также количество обращений по вопросам нарушений законодательства в сфере религиозных отношений (более чем в 3 раза), и если в 2019 году они занимали четвертое место в рейтинге, то по итогам прошедшего года они не попали даже в первую десятку. Кроме того, наблюдается уменьшение количества обращений по вопросам нарушений законодательства о земле (на 29,5%), законодательства о социальном обеспечении (на 22,5%) и законодательства об охране окружающей среды (на 20%).
По вопросам обеспечения прав человека при реализации уголовно-процессуального законодательства была четверть всех обращений, поступивших к Уполномоченному. В них граждане просили устранения нарушений порядка проведения дознания и предварительного следствия в части необъективности, неполноты и длительности предварительного расследования (2843, или 24,8%), ходатайствовали о проверке обоснованности привлечения к уголовной ответственности (1670, или 14,6%), сообщали о необоснованных отказах в возбуждении уголовного дела (1706, или 14,9%).
Каждое десятое обращение поступило по вопросам обеспечения прав человека при реализации уголовно-исполнительного законодательства (4625). В этом секторе увеличилось число просьб о переводе в другую колонию для дальнейшего отбывания наказания (639, +14%), жалоб на условия содержания в СИЗО (1294, +24,8%) и в исправительных учреждениях (2396, +7,5%). Больше стали волновать осужденных и арестованных вопросы реализации трудовых прав (90, +109,3%), социального обеспечения (170, +20,6%) и медицинского обслуживания (1035, +10,8%). Немало обращений касалось неправомерных действий персонала (1048, +10,2%), на треть увеличилось количество жалоб на нарушения прав при конвоировании (44, на 37,5%).
Третью позицию в удельном весе занимают обращения по вопросам соблюдения и защиты жилищных прав (4202). Увеличилось количество жалоб от товариществ собственников жилья (69, +34,8%), от граждан, получивших отказ в постановке на жилищный учет, предоставлении жилья из муниципального жилищного фонда (54, +8,8%), в переселении из ветхого и аварийного жилья (24, +10,1%). И наоборот, произошло уменьшение обращений по вопросам проведения текущего и капитального ремонта жилого фонда (65, -34,4%), строительства жилья (109, -34,3%), обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (178, -17,8%), платы за жилье и коммунальные услуги (87, -10,8%).
Четвертую позицию рейтинга занимают обращения по поводу обеспечения прав граждан в сфере социального обеспечения (2136), несмотря на снижение на 22,5%. Уменьшение произошло за счет обращений по следующим вопросам: исчисления, перерасчета пенсий (650, -58,5%); начисления пенсий по инвалидности, в связи с потерей кормильца, иным основаниям (54, -20,4%); признания "Ветераном труда" (45, -41,3%); предоставления льгот инвалидам (186, -68,4%) и установления инвалидности (41, -14,5%). При этом значительно увеличилось количество обращений по вопросам выплаты пенсий (230, +146,5%), отмечается востребованность качества социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (53, +20,6%). Произошел также рост обращений по поводу получения единовременных пособий и материальной помощи (19, +86,4%).
В 2020 году по вполне понятным причинам произошло увеличение обращений граждан по вопросам обеспечения прав в сфере законодательства о трудоустройстве и занятости населения (1550, +30,1%). Рост произошел практически по всему спектру трудовых вопросов, но более всего по вопросам установления статуса безработного - 121 обращение (в 2019 году всего 4 обращения), прекращения трудовых отношений - 392 обращения (+50,2%), рассмотрения коллективных трудовых споров - 134 (+39,6%).
В 2020 году на 10 тыс. человек населения приходилось в среднем по 3 обращения всех видов к Уполномоченному. Если взять только зарегистрированные обращения (без телефонных звонков), то коэффициент интенсивности составляет 2,52. Это несколько меньше, чем в предыдущие годы, что объясняется общим снижением в 2020 году количества письменных обращений.
Общая картина интенсивности обращений к Уполномоченному в разрезе федеральных округов и входящих в их состав субъектов Российской Федерации показана на рис. 6-23*(55).
Выше среднего по стране были показатели интенсивности обращений в Центральном федеральном округе - 3,05 обращения на 10 тыс. населения (в 2019 году - 3,39, снижение на 0,35) и Южном федеральном округе - 2,69 (в 2019 году - 2,79, снижение на 0,09). Показатели в других федеральных округах ниже.
В субъектах Российской Федерации наиболее высокий коэффициент интенсивности обращений с увеличением по сравнению с 2019 годом наблюдался в республиках Коми (4,69) и Крым (3,86), Ямало-Ненецком автономном округе (4,26), Красноярском (2,97) и Хабаровском (2,68) краях, Кировской (4,34) и Брянской (3,29) областях, городе федерального значения Севастополе (2,92). Несмотря на снижение индекса интенсивности по сравнению с 2019 годом, он также является наиболее высоким в республиках Мордовия (3,01, -0,29) и Карелия (2,87, -0,82), Краснодарском крае (2,96, -0,20), Липецкой (3,47, -1,34), Московской (3,10, -0,03) и Архангельской (3,09, -1,86) областях, городе федерального значения Москве (4,26, -0,44).
В сравнении с 2019 годом увеличилась интенсивность обращений из Дальневосточного федерального округа на 0,11 обращений на 10 тыс. населения. По остальным федеральным округам, за исключением Приволжского федерального округа (на уровне 2019 года), наблюдается снижение интенсивности от 0,09 до 0,44 обращений на 10 тыс. населения. В сравнении с 2018 годом увеличилась интенсивность обращений из Дальневосточного (+0,30) и Сибирского (+0,09) федеральных округов (рис. 6).
В Центральном федеральном округе самый высокий индекс интенсивности обращений наблюдался в городе Москве (4,26), Липецкой (3,47), Брянской (3,29) и Московской (3,10) областях.
В 2020 году отмечалось наибольшее увеличение индекса интенсивности обращений, поступивших из Брянской области (+0,91), в связи с увеличением количества обращений по вопросам нарушения прав граждан в сфере трудовых отношений (с 12 до 108 обращений).
В Южном федеральном округе самый высокий коэффициент интенсивности обращений в Республике Крым (3,86), городе Севастополе (2,92) и Краснодарском крае (2,96).
Значительное увеличение интенсивности обращений отмечено в Республике Крым (+0,65), что связано с большим количеством обращений по вопросам защиты жилищных прав граждан (с 58 до 152, в том числе 78 - по вопросу выселения) и социальных прав (вопросы пенсионного обеспечения).
В Дальневосточном федеральном округе наиболее высокий коэффициент интенсивности обращений в округе наблюдался в Хабаровском крае (2,68), Республике Саха (Якутия) (2,46) и Сахалинской области (2,43).
Заметный прирост индекса интенсивности по сравнению с 2019 годом отмечается в Республике Саха (Якутия) (+1,53). Увеличилось количество жалоб, связанных с платой за жилье и коммунальные услуги (33 обращение, в 2019 году вопрос не поднимался), переселения из ветхого и аварийного жилья (с 1 до 22 обращений), отказа в возбуждении уголовного дела (с 3 до 42 обращений), введением ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции (28 обращений). От жителей Сахалинской области (+1,19) стало больше поступать жалоб на оформление административных правонарушений (16 обращений), на нарушение трудовых прав (с 1 до 7 обращений) и прав на охрану здоровья (18).
Число субъектов Российской Федерации, количество обращений из которых было выше среднего показателя относительно прошлого года, увеличилось с 22 до 27. На одном уровне с прошлыми годами коэффициент интенсивности республик Коми (4,69), Крым (3,86) и Карелия (2,87), Ямало-Ненецкого автономного округа (4,26), Краснодарского (2,96) и Ставропольского (2,38) краев, Московской области (3,10), городов федерального значения Москвы (4,26) и Севастополя (2,92).
Более подробный анализ обращений по группам прав, территориальной принадлежности заявителей, интенсивности обращений, а также примеры восстановления прав граждан в 2020 году по регионам содержатся в "Правозащитной карте России", которая размещена на официальном сайте Уполномоченного*(56).
1.3. Основные результаты рассмотрения обращений граждан
На протяжении многих лет сложилась определенная система работы с жалобами граждан, поступающими к Уполномоченному, основанная на требованиях Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"*(57) и Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(58). Однако 2020 год внес серьезные коррективы в установленную схему регистрации и рассмотрения жалоб, принятия оперативных мер реагирования на нарушения прав граждан. Условия противодействия распространению инфекционного заболевания COVID-19 обусловили перебои в доставлении корреспонденции по почте, породили сложности в приеме, регистрации и первичной обработке обращений, существенно ограничили возможности служащих Аппарата по личному (живому) приему заявителей и непосредственному взаимодействию с государственными органами и иными организациями при рассмотрении жалоб, осуществлению по ним проверок.
Однако в этих непростых условиях работа с обращениями граждан не прекращалась, изыскивались внутренние резервы для обеспечения бесперебойного и оперативного их рассмотрения, внедрялись новые технологии деятельности.
В Аппарате была организована горячая линия, на которую по телефону или по электронной почте мог обратиться любой гражданин со своим заявлением. Всего на нее поступило более 2,8 тыс. обращений*(59).
Для незамедлительного рассмотрения срочных жалоб и принятия необходимых мер реагирования, включая направление в компетентные органы соответствующих запросов и писем, был создан специальный чат сотрудников Аппарата, которые в том числе перешли на гибкий график работы*(60).
По результатам работы горячей линии в адрес органов прокуратуры, других государственных органов и муниципальных органов направлено 1869 мотивированных обращений Уполномоченного (преимущественно в электронном виде) о проведении проверок и принятии мер реагирования, оказании адресной помощи гражданам в реализации их прав. По 970 обращениям заявителям даны правовые консультации и необходимые людям разъяснения.
Организация специальной горячей линии по COVID-19 помогла оказать адресную помощь в содействии и восстановлении прав 1594 гражданам, всего же ощутили положительный эффект в общей сложности более 5 тыс. человек*(61).
В целом же важно подчеркнуть, что результаты работы по защите и восстановлению нарушенных прав граждан в 2020 году не только не снизились, но, напротив, улучшились. Благодаря тесному взаимодействию с государственными органами и институтами гражданского общества положительное разрешение получила 1701 жалоба, поступившая к Уполномоченному, в том числе 122 коллективных обращения (рис. 25).
Адресную помощь получили 6492 гражданина. В общей же сложности поддержку Уполномоченного ощутили более 490 тыс. граждан, учитывая положительное решение по 57 жалобам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц. В их числе труженики 18 предприятий, жильцы 21 аварийного дома, жители населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой в Воронежской, Ульяновской и Архангельской областях, Республике Башкортостан и в других регионах.
По сравнению с 2019 годом почти наполовину (на 46%) увеличилось количество положительно разрешенных обращений, принятых к рассмотрению (до 10,2%). Более результативно проводилась работа по рассмотрению жалоб, касающихся обеспечения прав человека в уголовном процессе, при исполнении уголовных наказаний, на международном уровне. Более весомые результаты достигнуты в защите трудовых и семейных прав. Наметились позитивные сдвиги в работе по обеспечению прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях.
Результативными были и личные приемы граждан с выездами в регионы, которые проводились с приглашением руководителей тех органов, на которые жаловались люди.
В ноябре 2020 г. Уполномоченный посетила Республику Бурятия, где удалось решить ряд жизненно важных задач. В рамках рабочей поездки к Уполномоченному обращались жители г. Кяхты и г. Улан-Удэ по вопросам переселения из аварийного жилья и оформления в собственность земли, на которой стоят их дома. Просили о помощи бывшие сотрудники МЧС России и Минобороны России, выселяемые из служебного жилья. Монахи Иволгинского дацана обратились с просьбой о восстановлении теплоснабжения буддийского монастыря. В ходе совещания, проведенного с главами муниципальных образований, были подняты и другие вопросы, в том числе вопрос о нехватке лекарственных препаратов для больных COVID-19, лечащихся амбулаторно. По многим вопросам удалось оказать помощь людям (П-1328 от 06.11.2020).
По поступившим 44 087 обращениям даны 23 449 (с учетом 7072 телефонных звонков) разъяснений заявителям относительно средств и способов защиты своих прав и свобод. В адрес органов прокуратуры, других государственных и муниципальных органов направлено 16 213 мотивированных обращений о проведении проверок и принятии мер реагирования, оказании адресной помощи гражданам в реализации их прав, 2632 запросов о предоставлении сведений, документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалоб*(62).
В ходе рассмотрения обращений граждан сотрудниками Аппарата Уполномоченного изучались уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, прекращенные производством дела и материалы, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, готовились и направлялись в адрес государственных органов (МВД России, ФСИН России, Минтруд России и др.) заключения об устранении причин и условий, способствующих нарушению прав граждан.
Уполномоченный и сотрудники Аппарата в целях мониторинга присутствовали на 103 судебных процессах по уголовным, гражданским и административным делам. Полученные по результатам данные использовались при составлении ходатайств Уполномоченного в вышестоящие судебные органы, прокуратуру и органы ведомственного контроля, а также для консультативно-разъяснительной работы с заявителями.
Адресное содействие в защите прав оказано 677 участникам уголовного процесса по конкретным уголовным делам. В этой области получили положительное разрешение 22 коллективные жалобы и 5 жалоб, затрагивающих права неопределенного круга лиц.
Поступила коллективная жалоба от граждан В., О., И. с просьбой оказать поддержку их сыновьям, осужденным за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, на 6 лет 6 мес., 3 года 6 мес. и 7 лет 6 мес. лишения свободы. Родители, на этапе апелляции, надеялись на смягчение наказания. Принимая во внимание их аргументы, Уполномоченный обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Кировский областной суд с ходатайством о пересмотре апелляционного приговора. Доводы были услышаны, и приговор изменен в части переквалификации деяний осужденных на менее тяжкое деяние со смягчением наказания (N к КЛ-141 от 10.02.2020).
При поддержке ФСИН России, органов прокуратуры и правозащитных организаций оказана адресная поддержка 231 осужденным и лицам, содержащимся под стражей. Положительное разрешение получили 5 коллективных жалоб и 9 жалоб, касающихся прав неопределенного круга лиц, которые в общей сложности затрагивали законные интересы более 6 тыс. человек.
Гражданка Н. обратилась в защиту прав своего мужа, отбывающего наказание в ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия, с просьбой оказать содействие в его переводе ближе к месту проживания родственников. В результате обращения Уполномоченного к директору ФСИН России А.П. Калашникову было принято решение о переводе осужденного в исправительное учреждение ближе к месту проживания его родственников (N Н-447* от 15.07.2020).
В сфере трудовых отношений оказана адресная помощь в защите и восстановлении прав 2415 работникам организаций и иным гражданам. Получили положительное разрешение 74 жалобы, в том числе 8 коллективных, которые в общей сложности затрагивали права и законные интересы свыше 6 тыс. граждан.
Так, были приняты меры по восстановлению прав работников Амурского газоперерабатывающего завода на справедливую и своевременную оплату труда и по снижению социальной напряженности в связи с протестной акцией на предприятии. Уполномоченный направила обращение в прокуратуру Амурской области. В результате принятых мер прокурорского реагирования был осуществлен возврат денежных средств, ранее неправомерно удержанных из заработной платы работников в размере 14,5 млн руб. Таким образом, оказано содействие в защите прав 1236 тружеников (по результатам мониторинга СМИ).
По вопросам соблюдения и защиты жилищных прав удалось оказать адресную помощь 614 гражданам. Положительное разрешение получили также 13 коллективных жалоб и 2 жалобы, касающиеся прав неопределенного круга лиц, которые в общей сложности затрагивали законные интересы более 31 тыс. граждан.
Поступила коллективная жалоба жителей г. Тулуна Иркутской области на нарушение их жилищных прав в связи с отказом органа местного самоуправления в предоставлении им единовременной денежной выплаты на приобретение и (или) строительство жилого помещения, как пострадавшим в результате масштабного паводка, произошедшего на территории города в июне 2019 г. Уполномоченный обратилась к прокурору Иркутской области, а также в региональное министерство строительства, дорожного хозяйства. В результате в 2020 г. квартиры получили 39 семей, остальные 517 семей будут переселены в построенные дома в первом полугодии 2021 г. (N КЛ-611 от 25.02.2020).
Благодаря поддержке компетентных государственных органов удалось оказать содействие в защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь свыше 500 гражданам по 37 жалобам, в том числе по 4 коллективным и по 2 - неопределенному кругу лиц.
На горячую линию обратились пациенты ГУЗ "Тульский областной противотуберкулезный диспансер N 1", в частности А., с жалобой на нарушение санитарных требований и условий содержания в указанном медицинском учреждении, в том числе ненадлежащее питание. В целях защиты прав людей, находящихся в стационаре, Уполномоченный обратилась в Роспотребнадзор. На основании этого обращения в отношении ГУЗ "ТОПТД N 1" проведено административное расследование. За выявленные нарушения требований санитарного законодательства в части организации питания возбуждены дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц по ст. 6.6 КоАП РФ. Таким образом, были восстановлены права более 500 граждан - пациентов ГУЗ "ТОПТД N 1" (N КЛ-2276 от 26.06.2020).
Оказано адресное содействие в восстановлении права на социальное обеспечение 33 гражданам и еще по 2 жалобам - неопределенному кругу лиц.
Жительница Брянской области Л. обратилась за помощью в защиту прав своей матери П., которая является инвалидом I группы. Ей прекратили выплачивать страховую пенсию по старости. В этой связи Л. сначала обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту жительства и, не получив результата, подала жалобу Уполномоченному. Омбудсмен обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации. Проведено служебное расследование, по результатам которого право П. на пенсионное обеспечение было восстановлено. К специалистам Центра по выплате пенсий и обработке информации в Брянской области, допустившим непрофессионализм в действиях и формализм в работе с населением, приведший к нарушению прав гражданки П., применены меры ответственности. Выплаты пенсии заявительницы восстановлены (N Л-178 от 17.03.2020).
В сфере образования оказана помощь в защите и восстановлении прав 78 гражданам по 33 жалобам, в том числе по 2 коллективным.
С криком о помощи обратились жители Республики Бурятия - родители учащихся первого класса (10 человек) МБОУ "Ангоянская средняя общеобразовательная школа". Они жаловались на перевод детей на дистанционное обучение. Заявители указывали, что дистанционная форма обучения неприемлема для первоклассников, так как требует необходимости контроля ребенка со стороны взрослого во время образовательного процесса, отрицательно влияет на их физическое и психическое здоровье, социализацию, снижает качество получаемого образования. В результате обращения Уполномоченного в министерство образования и науки Республики Бурятия было принято решение осуществлять обучение в школе в очном режиме (N КЛ-3148 от 23.10.2020).
Защиту и содействие в восстановлении прав в сфере экологии и природопользования по конкретным жалобам получили более 3,5 тыс. граждан. Положительно разрешено 47 жалоб, в том числе касающихся прав неопределенного круга лиц. Это позволило реализовать свои законные интересы в общей сложности свыше 213 тыс. граждан.
Жители с. Долгоруково Липецкой области оказались в сложной ситуации, когда из-за действий завода по производству растительных масел ООО "Альтаир" им пришлось жить в условиях загрязненного воздуха. Люди подали жалобу Уполномоченному. Согласившись с доводами заявителей, Уполномоченный направила жалобу для проведения проверок в органы прокуратуры и Роспотребнадзора. В ходе проверок установлено, что контроль за выбросом загрязняющих веществ в атмосферу на заводе не ведется, а законодательство в части обращения с отходами производства не соблюдается. В этой связи прокуратурой в адрес общества внесено представление об устранении нарушений, оно привлечено к административной ответственности, а виновное должностное лицо ООО "Альтаир" - к дисциплинарной (N КЛ-3648 от 24.10.2019).
Удалось оказать адресную помощь 624 гражданам (в том числе по 19 коллективным жалобам и по 5 жалобам, касающимся неопределенного круга лиц) по вопросам въезда на территорию России и выезда с территории России российских и иностранных граждан, соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, оказано содействие в возвращении около двух тысяч соотечественников из аэропорта г. Бангкока, которые обращались на горячую линию Уполномоченного.
В период распространения коронавирусной инфекции к Уполномоченному поступили обращения от омбудсменов в Ивановской области С.А. Шмелевой и в Ярославской области С.А. Бабуркина с просьбой оказать содействие в возвращении на родину граждан Российской Федерации, находящихся в Танзании. В целях содействия коллегам и помощи людям Уполномоченный направила письмо заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой с просьбой принять необходимые меры для возвращения граждан на родину. В результате был организован вывозной рейс из Танзании в Россию и эвакуированы 121 российский гражданин и 6 граждан Украины (N КЛ-954 от 14.04.2020; КЛ-954* от 22.04.2020; КЛ-954* от 27.04.2020).
По обращениям граждан и заинтересованных лиц, региональных и зарубежных коллег осуществлялась помощь в реализации прав находящихся на территории России иностранных граждан.
Из-за прекращения авиасообщения в период мировой пандемии на государственной границе Российской Федерации в районах автомобильных пунктов пропуска скопились тысячи людей, желающих выехать на родину. Самая сложная ситуация была в Самарской и Оренбургской областях, где единовременно собрались граждане республик Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, чтобы транзитом через Казахстан следовать в страны своей гражданской принадлежности. Люди съехались из 20 регионов России, и в связи с тем, что Казахстан не давал разрешение на въезд, на границе мог случиться коллапс. В рамках международного взаимодействия Уполномоченный обратилась к руководству ОАО РЖД за помощью в транспортировке людей и к омбудсменам вышеназванных стран. Благодаря принятым властями мерам вернулись к себе на родину более 12 000 иностранцев (N КЛ-1111* от 16.05.2020).
Предложения Уполномоченного по вопросу легализации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не смогли своевременно выехать из России ввиду введения ограничений в период пандемии, нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"*(63).
53 человека по 48 жалобам получили помощь в реализации права на обращение граждан в органы публичной власти.
Житель Амурской области Л. пожаловался на бездействие межрайонной инспекции ФНС России N 6, сотрудники которой направили ему требование об уплате налога простым почтовым отправлением, чем нарушили нормы налогового законодательства. В связи с заявлением Уполномоченный обратилась в адрес прокурора Амурской области. По его распоряжению прошла проверка доводов заявителя, которой установлено нарушение пункта 6 статьи 69 части первой НК РФ, где сказано, что требование об уплате налогов должно направляться: лично под расписку, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В целях восстановления нарушенных прав заявителя начальнику межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Амурской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, решения о принудительном взыскании налога и штрафов отменены (N Л-885 от 06.12.2019).
Эффективная работа телефонной горячей линии, действующей в период подготовки и проведения Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации с 8 июня по 1 июля 2020 г., позволила оказать оперативное содействие 28 гражданам по 28 обращениям в реализации их права на участие в голосовании.
По горячей линии обратилась жительница Хабаровского края с жалобой на то, что члены избирательной комиссии УИК N 290 проигнорировали ее просьбу выехать на дом для голосования ее матери (лежачая больная) и мужа (63 года). Во взаимодействии с аппаратом уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае организовано голосование всей семьи заявителя на дому.
Пандемия привела к вынужденным ограничениям свободы собраний, в том числе поставила под угрозу проведение значимых для граждан публичных мероприятий. Удалось оказать содействие в восстановлении нарушенных прав по 3 обращениям, в том числе по 1 - в отношении неопределенного круга лиц.
Исполнительный директор общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" Е.Б. Жемкова обратилась за помощью в связи с трудностями в организации и проведении акции "Возвращение имен". При взаимодействии Уполномоченного и столичных властей акция памяти состоялась 29 октября 2020 г. и прошла в комбинированном формате. В связи с эпидемиологической обстановкой велась онлайн-трансляция (и запись) со всех акций 2020 года, которые проходили в России и в мире, и где зачитывались имена погибших в период репрессий людей (N 17597 от 13.10.2020).
Для обсуждения актуальных проблем соблюдения и защиты прав человека и гражданина и выработки соответствующих предложений по их решению проводились с участием экспертного сообщества, представителей государственных органов и институтов гражданского общества круглые столы, конференции, заседания Экспертного совета при Уполномоченном*(64).
Так, 14 августа 2020 г. Уполномоченным проведен круглый стол на тему "Права и ответственность отцов".
Актуальным проблемам защиты прав граждан в сфере ЖКХ, а также выработке рекомендаций по совершенствованию механизма их защиты был посвящен круглый стол 20 февраля 2020 г.
27 февраля 2020 г. прошло расширенное совещание Уполномоченного "Соблюдение прав человека при конвоировании из СИЗО в суд, а также при этапировании к месту отбывания наказания".
25 ноября 2020 г. в Доме прав человека прошла научно-практическая конференция "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика", организованная Уполномоченным совместно с Научно-образовательным центром по правам человека на базе МГЮА им. О.Е. Кутафина.
В 2020 году по результатам экспертно-аналитической работы Уполномоченного в адрес государственных органов направлено 47 предложений по вопросам совершенствования законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Они нашли отражение в 17 нормативных правовых актах, принятых в 2020 году, включая 13 федеральных законов и 4 подзаконных акта. Всего же за 5 лет (2016-2020 годы) предложения Уполномоченного учтены в 62 принятых нормативных правовых актах, включая 45 федеральных законов*(65).
Так, приняты федеральный закон, установивший порядок учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам*(66) (от 6 февраля 2020 г. N 11-ФЗ); федеральный закон, предусматривающий право осужденного на перевод в исправительное учреждение, расположенное вблизи места жительства осужденного или его близких родственников*(67) (от 1 апреля 2020 г. N 96-ФЗ); федеральный закон, относящий детей-сирот к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило распространить на них дополнительные меры государственной поддержки*(68) (от 8 июня 2020 г. N 178-ФЗ).
Несмотря на достигнутые результаты, эффективность деятельности могла бы быть выше, если бы в полной мере реализовывался весь правовой инструментарий Уполномоченного. Планируется, в частности, более широко использовать право обращения в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в т.ч. неограниченного круга лиц) и в Конституционный Суд Российской Федерации - с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным в конкретном деле.
Повышению результативности будет способствовать внедрение автоматизированной информационной системы "Логика СЭД" в Аппарате Уполномоченного, что создаст единое информационное пространство для хранения и обработки документов, автоматизирует внешний (канцелярию, обработку входящей и исходящей корреспонденции) и внутренний документооборот (служебные записки, нормативные и организационно-распорядительные документы).
Представляется, что более оперативно и эффективно осуществлять возложенные на уполномоченных по правам человека полномочия по защите прав и свобод граждан позволит создание цифрового профиля уполномоченных по правам человека (Государственной информационной системы уполномоченных по правам человека "ГИС "УПЧ")*(69).
Важно также осуществлять дальнейшее совершенствование законодательства об институте уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, в части расширения компетенции Уполномоченного.
Так, заслуживает изучения зарубежный опыт о наделении омбудсмена полномочиями по вынесению обязательных для государственных органов решений, рассматривать жалобы граждан на действия (бездействие) не только органов публичной власти, их должностных лиц, но и организаций, выполняющих общественно значимые функции.
В Киргизии, например, органы власти должны в месячный срок устранить выявленные в представлении омбудсмена нарушения прав и свобод человека и гражданина. Закон Монголии позволяет Национальной комиссии по правам человека требовать или рекомендовать прекратить деятельность, нарушающую права и свободы человека. Генеральная инспекция Исламской Республики Иран по результатам работы готовит соответствующий доклад с предложениями и рекомендациями, которые обязательны для исполнения. В противном случае суд может приговорить официальное лицо к тюремному заключению сроком от трех месяцев и одного дня до шести месяцев или отстранить от государственной службы на срок от трех месяцев до одного года. Защитник граждан Республики Сербия имеет право публично рекомендовать увольнение должностного лица.
В мировой практике работы омбудсменов есть примеры рассмотрения жалоб не только на действия публичных органов власти, но и в рамках частноправовых отношений. Например, в Республике Армения защитник прав человека следит за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а в установленных законом случаях - организациями, осуществляющими полномочия, делегированные государственными органами и органами местного самоуправления; организациями, действующими в сфере публичной службы.
Практиками и учеными, в том числе мною, предлагаются и другие новеллы: наделение Уполномоченного правом давать обязательные для учета государственными органами заключения на законопроекты и иные нормативные правовые акты; закрепление в КоАП РФ права Уполномоченного обжаловать в суде и в вышестоящем органе постановления и решения по делам об административных правонарушениях; предоставление ему права делегировать отдельные полномочия служащим Аппарата по выполнению определенных полномочий или поручений и др.*(70)
<< Назад |
Глава 2 >> Защита гражданских и политических прав и свобод |
|
Содержание Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год от 1 апреля 2021 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.