Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Краснодарского края
от 31.03.2021 N 2215-П
Обращение
депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность в области электроэнергетики, в части развития сетевого комплекса и технологического присоединения
Уважаемый Михаил Владимирович!
По итогам изучения Законодательным Собранием Краснодарского края ситуации, связанной с надежным и качественным обеспечением электроэнергией потребителей Краснодарского края, и сложившихся проблем в отрасли были выявлены правовые коллизии и пробелы в нормативном регулировании, не позволяющие обеспечить своевременное перспективное развитие электросетевого комплекса.
Так, в частности, существенной проблемой, не позволяющей развивать энергетику в Краснодарском крае на должном уровне, является систематическое недополучение необходимой валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями (далее также - ТСО) региона, в том числе системообразующим предприятием края - ПАО "Россети Кубань".
Данная ситуация обусловлена отсутствием единого подхода в определении величины мощности (заявленная или фактическая) при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для регулируемых компаний, что в итоге формирует отклонения ежегодных утверждаемых и фактических балансовых показателей и не позволяет компаниям собрать необходимую выручку.
Стоит отметить, что сетевые организации региона, определенные законодательно как центры компетенций, на протяжении ряда лет формируют показатели заявленной мощности на планируемый период регулирования согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, с учетом фактических величин поступившей электроэнергии (мощности) в сеть, потерь в сетях ТСО и других показателей.
При этом Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации руководствуется при установлении тарифно-балансовых решений прогнозными (без учета фактических данных) показателями максимальной заявленной мощности конечных потребителей региона, намного превышающими показатели принимаемой фактической мощности в сети региона.
Данная ситуация противоречит законодательству Российской Федерации и не позволяет сетевым организациям получать оплату услуг по передаче электрической энергии, обеспечивающую компенсацию расходов по обслуживанию, ремонту объектов электросетевого хозяйства, что в итоге снижает надежность энергоснабжения в регионе.
В связи с этим просим Вас рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 60 раздела V Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, в части формирования прогнозного баланса для территориальных сетевых организаций, в котором необходимо использовать величину заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам ТСО на соответствующий период регулирования, по информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом данных, предоставленных территориальными сетевыми организациями.
Соответственно, с учетом изложенной выше позиции также необходимо будет внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в абзац десятый пункта 7 раздела II Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (предложения прилагаются).
Еще одной проблемой является то, что ежегодно в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 (далее - Правила утверждения СиПР), утверждаются схема и программа перспективного развития электроэнергетики (далее также - СиПР) Краснодарского края на будущий 5-летний период. При этом в соответствии с пунктом 5 раздела I Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977, в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики мероприятия классом напряжения 110 кВ и выше включаются только в том случае, если такие мероприятия предусмотрены схемами и программами перспективного развития электроэнергетики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденными в текущем или предыдущем году, за исключением мероприятий по строительству электросетевых объектов, выполнение которых предусмотрено договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно Правилам утверждения СиПР схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - Системный оператор) и сетевых организаций на основании прогноза спроса на электрическую энергию и мощность, а также сведений о заявках на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей и согласовываются Системным оператором.
При согласовании СиПР Краснодарского края и Республики Адыгея Системный оператор сформировал практику, когда при расчете перспективной нагрузки на энергетические объекты для определения мероприятий по реконструкции и новому электросетевому строительству учитывается только перспективная нагрузка по заключенным договорам на технологическое присоединение без учета планируемой к присоединению мощности по заявкам на технологическое присоединение и инвестиционным проектам, планируемым к реализации на территории субъектов Российской Федерации.
Кроме того, для обоснования мероприятий, включаемых в СиПР по требованию Системного оператора, необходимо наличие указанных мероприятий в утвержденных технических условиях на технологическое присоединение.
Однако включение в технические условия необходимых мероприятий по электросетевому строительству (на основании поступивших заявок на технологическое присоединение) не представляется возможным из-за отсутствия таких мероприятий в инвестиционных программах. В свою очередь, в инвестиционные программы мероприятия не могут быть включены из-за отсутствия их в СиПР.
Как следствие, у сетевой организации отсутствует в полной мере возможность проведения строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства для обеспечения потребности в электроэнергии планируемых к строительству перспективных объектов, предусмотренных планами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии существенных разногласий между органами власти региона, а также субъектами электроэнергетики при разработке и утверждении СиПР. При этом порядок урегулирования таких разногласий Правилами утверждения СиПР не предусмотрен.
В целях исполнения законодательства Российской Федерации, указов и поручений Президента Российской Федерации, обеспечения возможности реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих прав и обязанностей просим рассмотреть возможность внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" необходимо внести изменения в части:
разграничения и четкого определения функций и полномочий лиц, согласовывающих схемы и программы перспективного развития;
исключения неоднозначного толкования формулировок в Правилах утверждения СиПР;
установления порядка урегулирования разногласий при разработке, согласовании и утверждении СиПР.
Кроме того, в связи с отсутствием на сегодняшний день единого для всех субъектов электроэнергетики методологического подхода к определению дефицита трансформаторной мощности центров питания и объемов необходимой реконструкции при согласовании СиПР и инвестиционных программ со стороны Министерства энергетики Российской Федерации целесообразно получить разработку и утверждение методических указаний по разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации с четким определением в них:
задач и принципов формирования схемы и программы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации;
порядка разработки и согласования СиПР субъекта Российской Федерации;
регламента взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, субъектов электроэнергетики и других участников при разработке СиПР субъекта Российской Федерации;
требований к объему проработки и содержанию СиПР субъекта Российской Федерации.
Необходимо также внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" в части:
разграничения и четкого определения функций и полномочий лиц, согласовывающих проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
исключения неоднозначного толкования полномочий и дублирования функций лиц, согласовывающих проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
наделения субъекта Российской Федерации особым статусом с правом превалирующего голоса по вопросам развития электроэнергетики в пределах региона (объекты регионального и местного значения).
Данные системные решения позволят сбалансировать интересы всех субъектов электроэнергетики и позволят избежать негативного сценария развития ситуации в регионах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.