Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 1 апреля 2021 г. N 29-мпр/10-мпр
"Об утверждении Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы"
В целях реализации проекта развития непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций Иркутской области, в соответствии со статьей 21 Устава Иркутской области, статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 14 декабря 2020 года N 1043-пп, Положением о министерстве сельского хозяйства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 389/168-пп, приказываем:
1. Утвердить Концепцию развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр образования Иркутской области |
М.А.Парфенов |
Министр сельского хозяйства Иркутской области |
И.П.Сумароков |
Утверждена
приказом министерства образования
Иркутской области,
министерства сельского хозяйства
Иркутской области
от 1 апреля 2021 года N 29-мпр/10-мпр
Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы
Глава 1. Общие положения
Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной политики в направлении комплексного развития сельских территорий Российской Федерации, с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области, отраженными в проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.
Концепция является продолжением Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года N 85-мпр/61-мпр (далее - Концепция 2014 года), и представляет собой новый этап развития непрерывного агробизнес-образования. Проведенный анализ актуального состояния агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области показывает, что основные направления и содержательные линии, обозначенные в Концепции 2014 года, остаются актуальными на 2021 - 2025 годы, но требуют обновления подходов их реализации, а также уточнения в соответствии с современными трендами по достижению целей национальных проектов. В целом целевые ориентиры Концепции одновременно удерживают три ракурса:
1) региональный - создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций обеспечения занятости, повышения уровня и качества жизни сельского населения;
2) муниципальный - формирование муниципальной образовательной экосистемы сельской территории как части региональной образовательной экосистемы;
3) локальный - создание условий для формирования агробизнес-компетенций, личностных качеств обучающихся образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Новизна Концепции состоит в том, что развитие непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы в предстоящий пятилетний период обеспечивается разработкой и реализацией серии комплексных региональных проектов. Каждый такой проект позволит сфокусировать усилия и ресурсы всех заинтересованных институциональных субъектов для построения определенной инновационной практики в рамках стратегической цели Концепции.
Концепция реализуется на основе межведомственного взаимодействия, социального партнерства и сетевого взаимодействия при условии оптимального использования образовательных и производственных ресурсов участников реализации Концепции.
Концепция разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
1) Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
4) распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года);
5) постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
6) постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 772-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы";
7) национальный проект "Образование";
8) национальный проект "Экология";
9) федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
10) национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости";
11) федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография";
12) национальный проект "Цифровая экономика";
13) проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.
Основные понятия и термины:
1) агробизнес-образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство);
2) бизнес-компетенции - набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий обучающемуся высокую мотивацию, уникальность и высокое качество в реализации проектов (в том числе сельскохозяйственных);
3) информальное образование - не имеющее определенной структуры спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, получение информации из средств массовой информации и так далее, когда человек превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития; результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности;
4) компетенция - комплексная характеристика готовности человека применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности;
5) контекстные (специализированные) навыки - навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте: профессиональные навыки (например, программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг);
6) кросс-контекстные навыки - навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;
7) навык - это способность осуществлять определенную деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма;
8) непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества;
9) неформальное образование - любая организация образовательной деятельности вне рамок формальной системы, рассчитанная на мотивированных потребителей и отвечающая их целям;
10) образовательная экосистема - система, состоящая из участников образования (обучающихся), поставщиков образования (педагогических работников), пространства реализации образовательного процесса, системы связей между формальным и неформальным обучением, существующими поставщиками образования и его новыми участниками;
11) предпринимательские компетенции школьников - знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков обучающегося, которые помогут ему эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру;
11) сельская местность - совокупность сельских населенных пунктов;
12) сельские поселения - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
13) сельские территории - территории сельских поселений и межселенные территории;
14) устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель;
15) цифровизация - переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств, перенос в цифровую среду функций и деятельности, ранее выполнявшихся людьми и организациями.
Глава 2. Актуальное состояние агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области
На сельских территориях Иркутской области общеобразовательная организация (далее - школа) всегда играла более значимую роль в жизни школьника, его семьи, сельского сообщества, чем школа в крупном областном центре или даже малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус обусловлен следующими факторами:
1) экономическими (сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства);
2) социальными (сельская школа - сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов);
3) образовательными (сельская школа - порой единственная образовательная организация на селе);
4) культурными (сельская школа - сосредоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни);
5) нравственными (сельская школа - духовный очаг жизни села).
Потенциальные возможности развития сельской школы Иркутской области требуют для своего воплощения целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, а также её собственных усилий в инновационном саморазвитии.
В Иркутской области из 415 поселений 352 (85%) - сельские. Численность населения, проживающего в сельской местности, более 500 тысяч человек, что составляет 21% от общего числа жителей области.
Спецификой региона является преобладание малых (до 100 человек) и средних (до 1000 человек) сельских населенных пунктов, наибольшая доля которых с населением от 50 до 500 человек. Крупных сел (свыше 1000 человек) в структуре всего 7%, но в них проживает 46% сельского населения.
Более половины школ области (53,7%), а это 471 школа, расположены в сельской местности. В области большое количество малокомплектных сельских школ - особенность региональной образовательной системы.
В 2014 году была разработана и утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (приказ министерства образования Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года N 85-мпр/61-мпр).
Реализация проекта осуществлялась по направлениям:
1) создание системы непрерывного агробизнес-образования, развитие единой агробизнес-образовательной среды Иркутской области;
2) обеспечение доступности и качества агробизнес-образования;
3) введение в систему образования Иркутской области агробизнес-образования, осуществляемого с позиции инновационного развития экономики агропромышленного комплекса, улучшения качества жизни в сельских территориях;
4) развитие агробизнес-школы на сельских территориях Иркутской области как фактора социального, духовно-нравственного развития села; как интегративного ядра системы непрерывного агробизнес-образования в целом;
5) обеспечение научно-методических основ развития системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области;
6) информационное и мониторинговое сопровождение развития непрерывного агробизнес-образования.
За пять лет реализации Концепции 2014 года увеличилось количество муниципальных образований, участвующих в проекте, с 13 до 21, количество пилотных площадок увеличилось с 18 до 51 сельской школы (что превышает показатель "дорожной карты" на 25 школ). В школах разработаны и реализуются курсы агробизнес-направленности для обучающихся.
За этот период число участников проекта увеличилось в 3,2 раза и составило 15155 человек, в том числе:
1) обучающихся - 11920 человек;
2) педагогических работников - 1275 человек;
3) других участников проекта (родителей, жителей поселений и других) - 1911 человек;
4) работодателей - 81 предприятие.
В ходе реализации мероприятий Концепции 2014 года были достигнуты следующие результаты:
1) создан орган государственно-общественного управления, обеспечивающий координацию действий всех субъектов системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области - областной совет по агробизнес-образованию (далее - Совет). За период реализации Концепции 2014 года члены Совета на своих заседаниях обсуждали разные аспекты деятельности пилотных площадок, выезжали на базы образовательных организаций. Для координации работы в периоды между заседаниями Совета был создан Совет директоров образовательных организаций - пилотных площадок по реализации непрерывного агробизнес-образования Иркутской области. Для обеспечения научно-методической поддержки пилотных площадок в 2014 году был создан областной ресурсно-методический центр непрерывного агробизнес-образования в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования" (далее - ГАУ ДПО ИО "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования"), определен его функционал и планы работы;
2) сформирован механизм отбора и утверждения пилотных площадок на базе образовательных организаций, их поэтапного введения в проект, создан реестр пилотных площадок;
3) разработан комплекс мероприятий по выявлению лучших практик реализации проекта как для обучающихся, так и для педагогических работников (научно-практические конференции, семинары, выставки, мастер-классы, конкурсы, в том числе конкурс для школьников "Начинающий фермер");
4) функционирует система информационной поддержки развития системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области посредством сайта ГАУ ДПО ИО "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования", сформирован банк методической продукции по различным аспектам агробизнес-образования, разработанной педагогическими работниками школ;
5) сформировано нормативное и инструктивно-методическое обеспечение реализации системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области;
6) обеспечена разработка моделей агробизнес-школ для пилотных площадок реализации проекта "Агробизнес-школа и условия формирования системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области" и процесс тиражирования и популяризации моделей;
7) обеспечено ежегодное повышение квалификации руководителей и педагогических работников, участвующих в реализации проекта по различной тематике, направленной на развитие компетенций, необходимых для реализации задач проекта. За прошедший период более 2000 педагогических работников приняли участие в семинарах, вебинарах по актуальным вопросам развития агробизнес-образования, более 1000 педагогических работников прошли обучение на курсах повышения квалификации;
8) созданы прецеденты межведомственного взаимодействия в решении задач Концепции (межведомственные рабочие группы, коммуникационные площадки и другое);
9) заключено 96 соглашений (договоров) о сотрудничестве образовательных организаций, являющихся пилотными площадками проекта, с сельскохозяйственными товаропроизводителями, что обеспечило возможность способствовать профессиональному самоопределению школьников вовлечением их в активный образовательный и производственный процессы, получению практического опыта производства.
В качестве точки роста, отражающей актуальный уровень вовлеченности школ, расположенных в сельской местности, может быть обозначено возрастающее стремление значительного числа школ, незадействованных в проекте, к получению статуса агробизнес-школы.
В то же время часть задач, поставленных Концепцией 2014 года, до настоящего времени не решена или решена не в полной мере. В числе наиболее острых проблем и дефицитов, сохраняющихся в сфере организации непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области, следует обозначить:
1) отсутствие в действующих целевых программах Иркутской области финансируемых мероприятий по укреплению и развитию учебно-материальной базы агробизнес-школ для реализации задач развития содержания агробизнес-образования, сельскохозяйственного профильного обучения, профессиональной подготовки, производства (подсобных хозяйств);
2) слабая включенность школы в решение задач практического обучения школьников умениям и навыкам предпринимательства. Не сформировалась практика создания самими детьми школьного ученического предприятия; бессистемность и формальный характер соответствующей работы;
3) кадровая проблема, которая в значительной степени выступает первопричиной вышеуказанной трудности (отсутствуют специалисты, отвечающие за сопровождение процессов непрерывного агробизнес-образования в школе. Как правило, этим занимаются представители администрации или педагогические работники, не имеющие специальной подготовки в сфере предпринимательской деятельности, не владеющие современными агротехнологиями);
4) дефицит мотивации основных участников процесса (как обучающихся, так и школьных педагогических работников), связанный в том числе с отсутствием представления о конечном результате;
5) низкий уровень межведомственного взаимодействия (включая образовательные организации различного уровня, предприятия-работодатели, представителей органов местного самоуправления), проявляющийся наиболее заметно на уровне деятельности органов местного самоуправления;
6) несформированность в регионе многоуровневой системы мониторинга и оценки результативности деятельности по развитию непрерывного агробизнес-образования.
В данной ситуации в качестве основных векторов развития региональной системы непрерывного агробизнес-образования на период 2021 - 2025 годов выступают:
1) формирование образовательной экосистемы сельской территории, интегрирующей социальное, производственное, культурное и пространственно-предметное, архитектурное и природное окружение, которое создает условия формирования и развитие базовых компетенций современного преуспевающего жителя села, рачительного хозяина земли;
2) переход от разовых и эпизодических форм агробизнес-образования обучающимися к непрерывной и преемственной системе работы;
3) вовлечение субъектов совместного бытия в разработку и реализацию совместных проектов.
Глава 3. Предпосылки и тенденции развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы
В современных условиях усиливается значимость сельской школы в части формирования у детей самостоятельности, навыков коллективного труда, ответственности за малую Родину. Их развитие позволит выпускнику достойно жить и работать как в селе, так и в городе.
В сельской местности проблемы школьного образования, характерные для всего российского образования, обостряются в связи с ограниченностью ресурсов, малочисленностью, наличием значительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим общее, дополнительное и предпрофессиональное образование жителей сельских муниципальных районов Иркутской области в последние годы делает попытки реформироваться и приспосабливаться к меняющейся социально-экономической среде, потому что "_изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху" (из Послания Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года).
Для сельской местности Иркутской области задачи, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" еще более актуальны, чем для городских школ. Это:
1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
2) возможности для самореализации и развития талантов;
3 комфортная и безопасная среда для жизни;
4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
5) цифровая трансформация.
Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны. Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
Очевидно, что определение направлений совершенствования школьного образования на сельских территориях необходимо осуществлять также во взаимосвязи со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.
Одно из ведущих направлений развития сельских территорий - это диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, малого бизнеса и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел.
Развитие системы непрерывного агробизнес-образования должно идти в логичной параллели с национальными проектами "Демография", "Экология", "Производительность труда и поддержка занятости", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Цифровая экономика Российской Федерации". В содержании Концепции должны быть отражены основные тренды национального проекта "Образование", сформулированные в федеральных проектах "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Социальная активность".
Субъектами системы непрерывного агробизнес-образования Иркутской области определены:
1) Правительство Иркутской области;
2) министерство образования Иркутской области;
3) министерство сельского хозяйства Иркутской области;
4) министерство труда и занятости Иркутской области;
5) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского";
6) Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования";
7) профессиональные образовательные организации Иркутской области;
8) общеобразовательные организации, расположенные на территории Иркутской области.
Система непрерывного агробизнес-образования Иркутской области представлена следующими уровнями общего, профессионального и дополнительного образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование; среднее профессиональное, высшее образование; дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование.
Многообразие задач, возникающих на новом этапе развития, ставит целью формирование многоаспектной образовательной среды сельской школы, органично встроенной в образовательную экосистему муниципалитета, региона, страны и мира в целом. Образование должно разворачиваться внутри образовательных экосистем, а не только внутри образовательных организаций. С этой целью рассматриваются не только глобальные образовательные платформы, позволяющие обучать огромное количество людей по всему миру, но и пространство муниципального образования, которое должно превратиться в образовательную среду, помогающую реализовать принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни. Целью всех изменений, с учетом тенденций, является самоуправляемый ученик, который строит стратегию своего развития, берет ответственность за себя в процессе обучения на протяжении всей жизни.
Образовательная экосистема ориентируется не только на систему общего образования. Ее функционирование возможно только при условии интеграции всех уровней и видов образования, в том числе неформального и информального образования.
Образовательная экосистема включает в себя:
1) развивающиеся глобальные онлайн-платформы, дающие человеку представление о картине Мира (общие и базовые ценности, профессиональные знания), технические решения для персонального обучения, например, игры и симуляции, поддерживающие персональное самообучение как внутри, так и вне образовательных организаций;
2) производственную среду сельскохозяйственных предприятий региона, в том числе отраслевых лидеров, высокотехнологичных и инновационных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств и других;
3) профессионально-образовательную среду образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для предприятий агропромышленного комплекса региона;
4) созданный в городе Тулун Центр опережающей профессиональной подготовки Иркутской области (ЦОПП), одной из задач которого является организация обучения по первой профессии;
5) профессиональные конкурсы для обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и работающей молодежи по компетенциям сельскохозяйственной направленности ("Молодые профессионалы - Ворлдскиллз#", "JuniorSkills");
6) многообразие программ дополнительного образования детей и взрослых, реализуемых на базе образовательных организаций различного типа, а также дистанционно, и имеющих практикоориентированную#, предпрофессиональную или профессиональную направленность (в том числе программы на базе мобильных технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-куб"; программы, реализуемые на базе образовательного центра "Персей" для талантливых детей и молодёжи; в "Точках роста" и другие);
7) сообщества социальной практики, где человек развивается совместно с другими, учащиеся учатся у мастеров своего дела (наставников), реализуют проекты, работают в рабочих командах, занимаются любимым хобби (кружки, группы, форумы, конференции, профессиональные объединения);
8) традиционные образовательные организации (формальные - школы, техникумы, университеты, и неформальные, ориентируемые на детей и взрослых).
Ядром образовательной экосистемы сельской территории являются базовые компетенции, которые формируют образ современного преуспевающего жителя села, рачительного хозяина земли:
1) инициативность, креативность, развитое критическое мышление, готовность к непрерывному самообразованию, освоению новых компетенций;
2) готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям, ориентированным на сохранение и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий;
3) сотрудничество и взаимная ответственность, готовность и способность работать в команде для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни;
4) готовность содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
5) стремление к сохранению и укреплению здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержанию необходимого уровня физической подготовленности;
6) высокая социальная активность и компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, вовлеченность граждан в деятельность органов местного самоуправления, готовность деятельностно участвовать в обсуждении и принятии решений по общественно значимым вопросам;
7) информационная грамотность, готовность решать личные и производственные проблемы с использованием цифровых технологий.
Мировоззренческой и методологической основой Концепции является понимание назревшей в современной ситуации необходимости перехода к всеобщему сотрудничеству субъектов совместного бытия, разработки и реализации совместных проектов. Сотрудничество должно стать ведущим типом отношений в образовательной экосистеме, между обучающимися, между педагогическими работниками, родителями, во взаимодействии школы с окружающими структурами. Именно сельская школа обладает высоким потенциалом для достижения высокого уровня образования через разнообразные, специально организованные и стихийные кооперации с другими (детьми и взрослыми), особенно в условиях разработки и реализации агробизнес-проектов.
Выбор той или иной модели организации школьного обучения обусловлено целями каждого участника реализации Концепции. Цель формируется самим участником (коллективным субъектом) на основе сопоставления внешнего заказа, собственных интересов и потребностей, внешних и внутренних обстоятельств - способствующих и ограничивающих. Цель коррелирует с той или иной моделью организации обучения, позволяя тем самым иметь "собственное лицо", обеспечить в модели конкретное наполнение содержания образования и планируемых образовательных результатов школьников.
Глава 4. Цели развития агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы
1. Стратегическая цель: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций обеспечения занятости, повышения уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов, повышения эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие Иркутской области.
2. Тактические цели:
1) формирование образовательной экосистемы сельской территории, интегрирующей социальное, производственное, культурное и пространственно-предметное, архитектурное и природное окружение, которое создает условия формирования и развитие базовых компетенций современного преуспевающего жителя села, рачительного хозяина земли;
2) расширение и укрепление связей с предприятиями агропромышленного комплекса как основными заказчиками подготовки кадров.
Глава 5. Механизмы реализации Концепции
В целях реализации Концепции применяются нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические и информационные механизмы.
Нормативно-правовые механизмы: разработка, утверждение и внедрение комплекса нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов регионального, муниципального, локального уровня, закрепляющих принятые управленческие решения по реализации Концепции.
Организационно-управленческими механизмами являются:
1) совершенствование в муниципальных образованиях, расположенных на сельских территориях Иркутской области, условий для обеспечения непрерывного агробизнес-образования на основе его ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и вовлечения социальных институтов;
2) эффективная организация межведомственного взаимодействия в реализации Концепции, заключение соглашений о сотрудничестве между предприятиями, школами и профессиональными образовательными организациями, формирование системы наставничества;
3) системное изучение и распространение передового опыта работы субъектов образовательной экосистемы, участвующих в реализации Концепции, продвижение лучших проектов и программ в области непрерывного агробизнес-образования;
4) организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Концепции.
Финансово-экономические механизмы реализации Концепции включают:
1) создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности образовательных организаций, расположенных на сельских территориях Иркутской области, в направлении развития агробизнес-компетенций обучающихся;
2) обеспечение многоканального финансирования системы непрерывного агробизнес-образования за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
3) создание гибкой системы материального стимулирования качества работы организаций и работников по развитию непрерывного агробизнес-образования.
Информационные механизмы предполагают:
1) использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Концепции;
2) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Концепции с привлечением региональных, муниципальных средств массовой информации, социальных сетей.
Глава 6. Комплексные региональные проекты
Работа по реализации комплексных региональных проектов в рамках данной Концепции включает в себя:
1) формирование рабочей группы проекта;
2) разработку нормативно-правового и организационно-методического обеспечения;
3) определение пилотных площадок для апробации проекта и формирование команд;
4) повышение квалификации пилотных команд;
5) пилотную апробацию проекта и его корректировку;
6) внедрение проекта в масштабах региона;
7) перевод в режим функционирования.
В период 2021 - 2025 годов в Иркутской области реализуются следующие комплексные региональные проекты:
1) выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность обучающихся, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса;
2) создание условий для развития исследовательской, лабораторно-опытнической деятельности обучающихся для самореализации и развития их талантов;
3) формирование воспитательной среды, ориентированной на формирование базовых ценностей рачительного хозяина земли;
4) вовлечение общественно-деловых объединений, участие представителей работодателей в управлении развитием образовательной организации;
5) формирование готовности школьников планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, проектировать карьеру (в том числе прохождение профессиональных проб и получение первой профессии).
Глава 7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
При успешной реализации Концепции предполагается:
1) формирование образовательной экосистемы сельской территории, интегрирующей социальное, производственное, культурное и пространственно-предметное, архитектурное и природное окружение, которое создает условия формирования и развития базовых компетенций современного преуспевающего жителя села, рачительного хозяина земли;
2) качественное развитие сельской школы как фактора социального, духовно-нравственного развития села, как "стержня" системы непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области;
3) увеличение доли сельских школьников, педагогических работников, студентов профессиональных образовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по реализации Концепции;
4) увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, вовлеченных в наставничество по форме ученик-работник предприятия сельскохозяйственного профиля;
5) увеличение количества профессиональных проб по профессиям и специальностям агропромышленного комплекса и расширение спектра предприятий сельскохозяйственного профиля, организующих на своей базе профессиональные пробы и другие мероприятия профориентационной направленности;
6) увеличение доли абитуриентов, поступающих в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации на специальности и профессии, востребованные в сельскохозяйственном производстве.
Министр образования Иркутской области |
М.А.Парфенов |
Министр сельского хозяйства Иркутской области |
И.П.Сумароков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 1 апреля 2021 г. N 29-мпр/10-мпр "Об утверждении Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы"
Вступает в силу с 2 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 апреля 2021 г., N 3801202104020005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 19 июня 2024 г. N 55-28-мпр/57-17-мпр
Изменения вступают в силу с 21 июня 2024 г.
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 27 марта 2023 г. N 55-30-мпр/57-15-мпр
Изменения вступают в силу с 30 марта 2023 г.