Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 марта 2021 г. N 03-05-04-02/22241
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу применения в отношении Банка России пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.
Согласно пункту 20 статьи 396 НК РФ орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.
Абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Законом N 86-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплено исключительное право Центрального банка Российской Федерации на осуществление денежной эмиссии. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный банк Российской Федерации не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не входит в перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, и не относится к федеральным органам исполнительной власти.
При этом необходимо принять во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 14.12.2000 N 268-О, согласно которой статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Аналогичной позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.07.2001 N 10-П, относя Центральный банк Российской Федерации, как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, к органам государственной власти.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 07.08.2002 N 100 пв-02 отмечает, что Центральный банк Российской Федерации является государственным органом.
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Департамента, положения пункта 20 статьи 396 НК РФ распространяются на Центральный банк Российской Федерации.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению ФНС, Банк России должен представлять в налоговый орган сведения о кадастровых номерах своих участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, ежегодно до 1 марта.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 марта 2021 г. N 03-05-04-02/22241
Текст письма опубликован не был