Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 5 мая 2018 г. N 196
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 7 апреля 2021 г. N 146)
Положение
о региональной системе оповещения Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи, порядок создания, в том числе совершенствования, а также задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РСО).
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Марий Эл (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов и доведение сигналов оповещения и экстренной информации в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
2. РСО входит в систему оповещения населения в включается в систему управления гражданской обороной и ТП РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности РСО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых в Республике Марий Эл, по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. РСО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Положение о системах оповещения населения).
5. На РСО оформляется паспорт по форме согласно приложению N 2 к Положению о системах оповещения населения.
II. Назначение и основные задачи РСО
6. РСО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТП РСЧС.
7. Основной задачей РСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
органов управления, сил и средств гражданской обороны и ТП РСЧС;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее - Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в Республике Марий Эл;
сил гражданской обороны и ТП РСЧС Республики Марий Эл;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
людей, находящихся на территории Республики Марий Эл.
8. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС.
III. Порядок задействования РСО
9. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления гражданской обороны и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы Республики Марий Эл, а также органов управления и сил гражданской обороны и ТП РСЧС.
10. Решение на задействование РСО принимается Главой Республики Марий Эл.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти Республики Марий Эл устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Республики Марий Эл.
11. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования РСО.
В автоматическом режиме функционирования РСО включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) РСО.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РСО осуществляется оперативным дежурным республиканского государственного казенного учреждения "Информационный центр Республики Марий Эл" (далее - РГКУ "Информационный центр Республики Марий Эл"), уполномоченным на включение (запуск) РСО, с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с пункта управления оповещением РГКУ "Информационный центр Республики Марий Эл, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной и приоритетный режим функционирования РСО - автоматизированный.
12. Непосредственные действия (работы) по задействованию РСО осуществляются оперативным дежурным РГКУ "Информационный центр Республики Марий Эл".
13. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС.
14. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
15. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Правительственной комиссией Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
16. РГКУ "Информационный центр Республики Марий Эл", а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС, органы повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
17. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, Республики Марий Эл.
IV. Порядок создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности РСО
18. РСО в Республике Марий Эл создается заблаговременно в мирное время.
19. Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл по решению Правительства Республики Марий Эл организует совершенствование, реконструкцию (при необходимости) и поддержание в состоянии постоянной готовности существующей РСО.
20. В целях обеспечения устойчивого функционирования при создании, совершенствовании и реконструкции РСО предусматривается:
доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;
комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
размещение используемых для оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах оповещения;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения;
применение систем передачи данных для доведения сигналов и информации оповещения до органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны муниципальных образований в Республике Марий Эл, и членов Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
21. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
22. Для обеспечения непрерывного и своевременного оповещения и информирования населения используются заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.
23. Запасы мобильных (возимых и носимых) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном и муниципальном уровнях, исходя из потребностей.
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с Комитетом гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл.
Одновременно с определением номенклатуры и объемов накопления резервов технических средств оповещения определяется порядок использования, хранения и пополнения запаса резервных изделий, централизованных на данном уровне управления.
24. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения в Республике Марий Эл организуются и проводятся в соответствии с заранее разработанными планами и графиками следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения в Республике Марий Эл с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
25. Комплексные проверки готовности РСО, муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения (далее - МСО) и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТП РСЧС и органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Правительственной комиссии Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РСО, МСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
26. Технические проверки готовности к задействованию РСО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
27. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
28. Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл планирует и осуществляет проверки готовности РСО и КСЭОН.
Все виды проверок проводятся по согласованию с операторами связи, оказывающими услуги местной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания, редакциями телеканалов и радиоканалов, печатных средств массовой информации и сетевых изданий.
29. Эксплуатационно-техническое обслуживание оборудования РСО и КСЭОН осуществляется РГКУ "Информационный центр Республики Марий Эл".
Эксплуатационно-техническое обслуживание осуществляется организациями, проводящими эксплуатационно-техническое обслуживание по договору, либо техническим обслуживающим персоналом организации, эксплуатирующей систему оповещения.
V. Руководство организацией оповещения
30. Общее руководство организацией оповещения в Республике Марий Эл осуществляется Главой Республики Марий Эл.
Непосредственное руководство организацией оповещения, на республиканском уровне, осуществляется Комитетом гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл.
31. Комитет гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл:
разрабатывает тексты речевой информации для оповещения и информирования населения и организует их запись на магнитные и иные носители информации;
обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры оповещения;
организует и осуществляет подготовку персонала дежурно-диспетчерских служб;
планирует и проводит тренировки по передаче информации и сигналов оповещения;
представляет заявки в филиал в Республике Марий Эл публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") на выделение соединительных линий и каналов связи от рабочих мест основного и запасного пунктов управления оповещением к объектам вещания.
32. Филиал в Республике Марий Эл ПАО "Ростелеком" и его структурные подразделения:
обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;
организуют и осуществляют подготовку эксплуатационного персонала подведомственных объектов связи и вещания.
33. Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл":
обеспечивает постоянную готовность технических средств радио- и телевизионного вещания к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
обеспечивает постоянную готовность персонала своих объектов радио- и телевещания к оповещению и информированию населения.
34. Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл":
обеспечивает постоянную готовность технических средств радио- и телевизионного вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
определяет по заявкам Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл порядок функционирования телерадиовещательных станций при проведении оповещения населения;
организует и осуществляет подготовку эксплуатационного персонала своих объектов радио- и телевещания;
обеспечивает постоянную готовность персонала своих объектов радио- и телевещания к оповещению и информированию населения.
35. Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" и другие организации проводного вещания и эфирного телерадиовещания независимо от их организационно-правовых форм организуют и обеспечивают:
подготовку к оповещению обслуживающего персонала объектов вещания;
по заявкам Комитета гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл запись речевых сообщений оповещения на магнитные носители.".
<< Раздел II Раздел II |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2021 г. N 146 "О внесении изменений и признании утратившими... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.