Interstate System for Standardization. Interstate technical committees for standardization. Rules of organization and function
МКС 01.120
Дата введения - 1 апреля 2021 г. *
Взамен ГОСТ 1.4-2015
------------------------------
*Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.
------------------------------
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 536 "Методология межгосударственной стандартизации"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2020 г. N 58)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Институт стандартизации Молдовы |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2020 г. N 1406-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.4-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2021 г.
5 Взамен ГОСТ 1.4-2015
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила создания и деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации, а также включает единое положение о комитете (см. приложение А) и методику оценки эффективности деятельности комитета.
Установленные в разделе 5 правила создания межгосударственных технических комитетов по стандартизации распространяются только на вновь создаваемые комитеты. Остальные положения предназначены также для комитетов, которые созданы до введения в действие настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
ГОСТ 1.6-2019 Межгосударственная система стандартизации. Программа межгосударственной стандартизации. Правила формирования, принятия, внесения изменений и осуществления мониторинга реализации
МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 Межгосударственный классификатор стандартов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
Бюро по стандартам - Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
ИСС МГС - Информационно-справочная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
МГС - Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
МКС - Межгосударственный классификатор стандартов;
МПК - подкомитет МТК;
МТК - межгосударственный технический комитет по стандартизации;
национальный орган - национальный орган по стандартизации государства - участника Соглашения;
национальный ТК - технический комитет по стандартизации государства - участника Соглашения;
НТКС - Научно-техническая комиссия по стандартизации МГС;
РГ МТК - Рабочая группа по организации работы МТК;
Соглашение - Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое заключено правительствами государств, входящих в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Примечание - В настоящее время действует Соглашение, заключенное правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года в г. Москве.
4 Общие положения
4.1 Задачи межгосударственного технического комитета по стандартизации
4.1.1 МТК создают на основе принципа добровольного участия для сотрудничества заинтересованных государств - участников Соглашения при проведении работ по межгосударственной стандартизации в определенной области деятельности для достижения целей, указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 3). Эти государства могут участвовать в МТК в статусе полноправных членов или в статусе наблюдателей.
4.1.2 Основными задачами МТК в закрепленной за ним области деятельности являются:
- подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации (см. 6.1);
- рассмотрение проектов межгосударственных стандартов * и проектов изменений межгосударственных стандартов (см. 6.2);
------------------------------
*Здесь и далее, где говорится о межгосударственных стандартах, подразумеваются также правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации и таблицы стандартных справочных данных, если эти документы относятся к области деятельности МТК.
------------------------------
- периодическая проверка закрепленных за МТК межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены (см. 6.3.1 и 6.3.2);
- рассмотрение предложений об отмене межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК, а также случаев одностороннего прекращения применения межгосударственных стандартов в государствах - участниках Соглашения (см. 6.3.3 и 6.3.4);
- сотрудничество с МТК в смежных областях деятельности с целью проведения совместных работ по межгосударственной стандартизации или для координации этих работ (см. 6.4.1 и 6.4.2).
4.1.3 Кроме выполнения основных задач МТК может решать задачи по совместной разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов путем создания соответствующих рабочих групп из представителей членов данного комитета (см. 7.3.3).
4.1.4 Кроме выполнения задач, указанных в 4.1.2 и 4.1.3, МТК может принять участие в работах по международной стандартизации в закрепленной за данным комитетом области деятельности.
Здесь и далее, где говорится о межгосударственных стандартах, подразумеваются также правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации и таблицы стандартных справочных данных, если эти документы относятся к области деятельности МТК.
4.2 Область деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации
4.2.1 МТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые относятся к числу указанных в ГОСТ 1.0-2015 (раздел 7) объектов межгосударственной стандартизации, но не относятся к областям деятельности существующих МТК.
4.2.2 Обоснованием целесообразности создания МТК с определенной областью деятельности может служить существование технического комитета или подкомитета международной либо европейской организации по стандартизации, или национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности.
4.2.3 В обоснованном случае может быть создан МТК, область деятельности которого не имеет аналога на международном, европейском или национальном уровне. В таком случае область деятельности МТК рекомендуется формировать на основе наименования одной или нескольких взаимосвязанных групп стандартов по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, а в исключительных случаях - на основе наименования подгруппы этого классификатора.
4.2.4 Область деятельности создаваемого МТК не должна дублировать области деятельности других (уже существующих) МТК.
Примечания
1 РГ МТК следит за соблюдением приведенного выше правила.
2 МГС устанавливает область деятельности МТК при создании данного комитета в соответствии с 5.2.4 и может изменить ее для существующего комитета в соответствии с 7.6.2. При этом указывают (изменяют) код соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001.
4.2.5 Допускается пересечение областей деятельности двух и более МТК в отношении отдельных объектов и (или) аспектов стандартизации.
Примечание - Такие МТК считаются смежными, а соблюдение их взаимных интересов обеспечивает РГ МТК.
4.3 Требования к структуре и составу межгосударственного технического комитета по стандартизации
4.3.1 В структуру МТК должны входить:
- председатель МТК;
- ответственный секретарь МТК;
- секретариат МТК;
- полноправные члены МТК.
В структуру МТК могут входить наблюдатели от государств - участников Соглашения.
При необходимости по решению МГС или на заседании МТК в структуру МТК может быть включен заместитель (заместители) председателя МТК.
4.3.2 В состав МТК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МТК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.
Полномочного представителя в состав создаваемого МТК делегирует национальный орган государства - члена данного комитета. При наличии национального ТК с идентичной областью деятельности в качестве полномочного представителя в состав МТК рекомендуется направлять председателя данного национального ТК или его ответственного секретаря.
4.3.3 В состав МТК могут быть включены в статусе наблюдателей представители международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также региональных или национальных организаций, занимающихся стандартизацией, если эти организации не входят в состав МГС. Права и функции данных наблюдателей определяются соглашениями, заключенными между МГС и соответствующими международными, региональными или национальными организациями.
4.3.4 В структуре МТК должно быть не менее пяти полноправных членов.
Если после выхода из МТК или изменения статуса его членов становится невозможным соблюдение данного правила, то РГ МТК рассматривает вопрос о целесообразности сохранения комитета с меньшим (но не менее трех) числом полноправных членов и при отсутствии возражений у членов РГ МТК выносит соответствующее предложение на утверждение на заседание МГС, а при необходимости предлагает установить срок, в течение которого состав МТК должен быть увеличен до пяти полноправных членов.
4.3.5 В структуре МТК могут быть выделены МПК с определенной областью деятельности, составом членов МПК, секретариатом МПК, председателем, заместителем председателя (при необходимости) и ответственным секретарем МПК. При этом в составе каждого МПК должно быть не менее трех полноправных членов.
В состав МПК включают по одному полномочному представителю от государств, участвующих в этом МПК, вне зависимости от статуса этих государств в данном МТК.
4.3.6 При необходимости в структуре МТК могут быть образованы постоянные или временные рабочие группы (см. 7.3.3).
5 Правила создания межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.1 Формирование межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.1.1 Инициативу по созданию нового МТК с областью деятельности, отвечающей установленным в 4.2 требованиям, может проявить национальный орган, который заинтересован в проведении работ по межгосударственной стандартизации в этой области. При этом данный национальный орган предварительно проверяет отсутствие дублирования в отношении кодов МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, закрепленных за уже существующими МТК.
Если выявлено частичное дублирование в отношении отдельных групп (подгрупп) этого классификатора, то данному национальному органу необходимо провести консультацию с председателем существующего МТК о закреплении за новым комитетом групп (подгрупп) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 для устранения дублирования областей деятельности существующего и нового МТК. При этом председатель существующего МТК может предложить вынести на заседание РГ МТК предложение о разграничении областей деятельности этих комитетов.
5.1.1.1 Для начала формирования МТК национальный орган готовит соответствующее предложение.
В предложении о создании МТК приводят:
- наименование данного МТК;
- область деятельности МТК с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 или перечень объектов стандартизации (если такие группировки в данном классификаторе отсутствуют);
- структуру МТК, включающую перечень МПК (при необходимости их создания);
- номер и наименование технического комитета (его подкомитета) международной или европейской организации по стандартизации и (или) национального ТК государства - участника Соглашения с идентичной областью деятельности (при наличии);
- наименование организации, которой предлагается поручить ведение секретариата МТК, с характеристикой области деятельности данной организации, ее связи с областью деятельности создаваемого МТК и практикой работы в сфере стандартизации на межгосударственном и (или) национальном уровне;
- предложения по кандидатурам председателя МТК, его заместителя (при необходимости) и ответственного секретаря комитета и обоснование их компетентности и опыта работы в области деятельности создаваемого МТК и в сфере стандартизации;
- номер контактного телефона, адрес электронной почты в Интернете и данные лица, ответственного за формирование МТК;
- дату завершения приема заявок на участие в МТК, которую устанавливают, исходя из двухмесячного срока для приема заявок.
5.1.1.2 В приложении к предложениям о создании МТК приводят:
- проект перспективной программы работы МТК;
- перечень существующих межгосударственных стандартов, которые предлагается закрепить за МТК;
- перечень межгосударственных стандартов, которые предполагается разработать или обновить в области деятельности МТК в ближайшие годы;
- перечень международных (и/или европейских) стандартов (при наличии таких стандартов в области деятельности МТК).
Европейские стандарты включают в указанный выше перечень при отсутствии аналогичных международных стандартов в области деятельности МТК.
5.1.2 Национальный орган, предложивший создать новый МТК, направляет предложение о его создании во все национальные органы и Бюро по стандартам.
5.1.3 Национальные органы других государств рассматривают предложение по созданию нового МТК и в случае согласия с ним направляют в национальный орган, предложивший создать данный комитет, заявки на участие в МТК, а при необходимости - предложения по содержанию документов, указанных в 5.1.1.2.
В заявке на участие в МТК приводят статус (полноправного члена комитета или наблюдателя) своего государства, сведения о его полномочном представителе с указанием фамилии, имени и отчества, места работы, должности, ученого звания, номеров факса и (или) телефона и адреса электронной почты в Интернете.
5.1.4 После завершения приема заявок на участие в создаваемом МТК организация, готовая взять на себя ведение секретариата МТК, уточняет документы, указанные в 5.1.1.2, для учета замечаний и предложений, поступивших вместе с данными заявками.
Примечание - Прием заявок на участие в создаваемом МТК завершают после наступления соответствующей даты, указанной в предложении о создании этого комитета.
5.2 Принятие решения о создании межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.2.1 Если количество поступивших от государств заявок на участие в МТК составляет пять * и более, то национальный орган, предложивший создать данный комитет, направляет в Бюро по стандартам эти заявки вместе с предложением о создании МТК и документами, подготовленными в соответствии с 5.1.1.1 и 5.1.1.2.
------------------------------
*С учетом государства - инициатора создания МТК.
------------------------------
5.2.2 Бюро по стандартам рассматривает представленные материалы по созданию МТК и выносит данное предложение на очередное заседание РГ МТК для рассмотрения.
При несоответствии представленных материалов установленным в 5.1.1.1 и 5.1.1.2 требованиям Бюро по стандартам возвращает их для доработки в национальный орган, предложивший создать МТК.
5.2.3 На заседании РГ МТК создаваемый комитет представляет лицо, которое назначено национальным органом, предложившим создать данный МТК.
РГ МТК рассматривает материалы по созданию нового МТК и рекомендует (или не рекомендует) НТКС вынести вопрос о создании данного комитета на очередное заседание МГС.
5.2.4 При положительной рекомендации, поступившей от НТКС, МГС на своем заседании принимает оформленное протоколом решение о создании МТК, в котором:
- устанавливает официальное наименование МТК и область его деятельности с указанием кода соответствующей группы (подгруппы) МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001;
- устанавливает структуру и состав МТК;
- назначает председателя МТК, его заместителя (при необходимости), ответственного секретаря;
- утверждает перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК;
- утверждает перечень международных (и/или европейских) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);
- одобряет перспективную программу работы МТК.
5.2.5 При принятии РГ МТК (НТКС или МГС) решения о нецелесообразности создания МТК с предложенной областью деятельности, структурой и (или) составом это отражают в протоколе заседания данного органа.
5.3 Регистрация межгосударственного технического комитета по стандартизации
5.3.1 Регистрацию МТК осуществляет Бюро по стандартам. При этом МТК присваивают обозначение, которое включает индекс "МТК" и идентификационный номер, являющийся следующим в порядке возрастания после номера последнего ранее зарегистрированного МТК.
МПК присваивают обозначение, которое включает обозначение соответствующего МТК и отделенный от него косой дробью индекс "ПК" с идентификационным номером данного подкомитета, например, МТК 536/ПК 1.
В случае расформирования МТК или МПК его идентификационный номер другому вновь создаваемому комитету (подкомитету) не присваивают.
5.3.2 Бюро по стандартам размещает сведения о созданном МТК в ИСС МГС по форме, приведенной в приложении Б. При этом на сайте МГС в Интернете в разделе МТК размещают ссылку на общедоступную страницу данного МТК в ИСС МГС.
5.3.3 Национальные органы государств, являющихся членами МТК, публикуют информацию о создании данного МТК в своих официальных печатных изданиях (при наличии) и размещают на своих официальных сайтах в Интернете ссылку на общедоступную страницу вновь созданного МТК в ИСС МГС.
5.3.4 Бюро по стандартам осуществляет хранение в электронном виде и в виде бумажных копий, а при необходимости на основании полученных от МТК данных осуществляет актуализацию следующих документов:
- сведений о МТК, размещенных в ИСС МГС;
- перечня межгосударственных стандартов, закрепленных за данным МТК;
- перечня международных (и/или европейских) стандартов, относящихся к области деятельности МТК (при наличии таких стандартов);
- перспективной программы работы МТК.
6 Правила проведения работ межгосударственным техническим комитетом по стандартизации
6.1 Подготовка предложений в программу межгосударственной стандартизации
6.1.1 Подготовку предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации по темам, которые относятся к закрепленной за данным комитетом области деятельности, осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.6.
6.1.2 Секретариат МТК проверяет появление новых публикаций или изменений международных стандартов, на основе которых ранее были разработаны межгосударственные стандарты, закрепленные за данным комитетом, и направляет полномочным представителям в МТК соответствующую информацию для формирования предложений в программу межгосударственной стандартизации.
6.1.3 Если тема, предлагаемая от МТК в программу межгосударственной стандартизации, затрагивает интересы смежного МТК, то секретариат МТК, предложившего данную тему, согласовывает ее со смежным МТК.
6.2 Рассмотрение проектов межгосударственных стандартов и изменений к межгосударственным стандартам
6.2.1 МТК рассматривает проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений межгосударственных стандартов в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2, а на стадии окончательной редакции данных проектов мнение МТК по ним приводят в заключениях комитета.
6.2.2 В заключении МТК отражают:
- наименование разрабатываемого межгосударственного стандарта (или номер изменения, обозначение и наименование стандарта, в который вносится данное изменение);
- обозначение межгосударственного стандарта, взамен которого разрабатывают новую версию этого стандарта;
- характеристику результатов рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта членами МТК, включая результаты голосования полноправных членов МТК по окончательной редакции.
В конце заключения МТК приводят одну из следующих рекомендаций:
- рекомендовать окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта для размещения в ИСС МГС для голосования национальных органов;
- доработать проект межгосударственного стандарта для учета указанных в заключении замечаний и предложений.
Срок рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта и подготовки заключения - в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.4.6). Решение по заключению принимают по 7.5.3.
Заключение МТК секретариат этого комитета направляет в национальный орган по стандартизации государства - разработчика межгосударственного стандарта или непосредственно разработчику проекта (для доработки). В случае отрицательного заключения разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта и повторно направляет ее в МТК.
6.2.3 Если проект межгосударственного стандарта или проект изменения межгосударственного стандарта затрагивает интересы смежного МТК, то секретариат МТК, подготовивший заключение на этот проект, согласовывает его с секретариатом смежного комитета.
6.3 Проверка межгосударственных стандартов
6.3.1 МТК должен регулярно (не реже одного раза в пять лет) проводить проверку закрепленных за ним межгосударственных стандартов с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления этих стандартов.
6.3.2 При проведении проверки межгосударственных стандартов секретариат МТК руководствуется правилами, установленными в ГОСТ 1.2-2015 (подраздел 5.1).
6.3.3 Если в процессе проверки межгосударственных стандартов установлено, что стандарт целесообразно отменить, или если предложение об отмене межгосударственного стандарта поступило в рабочем порядке, то в МТК проводят работы в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.2-2015 (пункты 6.4 и 6.5).
6.3.4 В случае одностороннего прекращения применения межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения секретариат МТК анализирует причину принятия такого решения и определяет пути предотвращения его повторения со стороны других государств, например, предлагает внести в стандарт изменение, осуществить его пересмотр или отмену без замены.
6.4 Сотрудничество при проведении работ по межгосударственной стандартизации
6.4.1 Сотрудничество МТК в смежных областях деятельности осуществляют путем проведения совместных работ по межгосударственной стандартизации или координации данных работ. При этом могут быть образованы постоянные или временные совместные рабочие группы в соответствии с 7.3.3.
6.4.2 РГ МТК оказывает содействие сотрудничеству МТК в смежных областях при проведении работ в соответствии с 6.1-6.3 и разрешает разногласия между ними.
6.4.3 Сотрудничество полномочных представителей государств - членов МТК со своими национальными органами, заинтересованными государственными органами власти, предприятиями и другими организациями, в том числе объединениями производителей, обществами потребителей и органами по оценке соответствия (испытательными центрами, органами по аккредитации, органами по сертификации), при проведении работ по межгосударственной стандартизации в этих государствах осуществляют в порядке, установленном на национальном уровне.
7 Правила функционирования межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.1 Деятельность членов межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.1.1 Полномочные представители полноправных членов МТК выполняют работы, указанные в разделе 6. При этом полномочные представители полноправных членов МТК организуют в своих государствах рассмотрение проектов стандартов и изменений, предложений по разработке или об обновлении закрепленных за данным МТК стандартов и предложений об их отмене, а также готовят отзывы на эти проекты и предложения, взаимодействуя с членами национальных ТК с идентичной областью деятельности и иными участниками этих работ в своей стране.
7.1.2 Полномочные представители членов МТК в статусе наблюдателей могут принимать участие в заседании МТК без права голоса, получать документы МТК, высказывать замечания и вносить предложения по всем рассматриваемым вопросам, информируя об этом членов национальных ТК с идентичной областью деятельности.
7.2 Деятельность председателя и секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.2.1 Председатель МТК выполняет следующие функции:
- организует работу комитета, включая МПК и рабочие группы;
- руководит этой работой;
- утверждает перспективную программу работы МТК и изменения к этой программе;
- представляет МТК в других МТК, на заседаниях МГС, его комиссий и РГ МТК;
- проводит заседания МТК.
7.2.2 Заместитель председателя МТК исполняет функции, делегированные ему председателем данного МТК, а в его отсутствие - выполняет функции председателя в соответствии с 7.2.1.
7.2.3 Ответственный секретарь МТК совместно с секретариатом выполняют следующие функции:
- взаимодействие с полномочными представителями членов МТК;
- подготовку перспективной программы работы МТК и обеспечение ее реализации, а при необходимости - подготовку изменений к этой программе;
- подготовку предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации;
- содействие организации разработки межгосударственных стандартов и изменений межгосударственных стандартов;
- мониторинг процесса и соблюдения сроков разработки межгосударственных стандартов;
- организацию и проведение заседаний МТК (очных или заочных), а также оформление протоколов этих заседаний;
- координацию работы МПК и рабочих групп, созданных в МТК;
- подготовку годового отчета о работе МТК в соответствии с 7.2.4;
- размещение информации, касающейся деятельности этого комитета, и актуализацию этой информации в ИСС МГС и на сайте МТК в Интернете (при наличии такого сайта);
- информационное и консультационное обеспечение полномочных представителей членов МТК по вопросам, относящимся к методологии стандартизации;
- контроль за выполнением полномочными представителями полноправных членов МТК своих обязанностей, установленных в едином положении о МТК (см. приложение А), а в случае их невыполнения - принятие мер, предусмотренных в 7.6.1;
- ведение переписки от имени МТК;
- выполнение иных работ, которые в отношении секретариата МТК указаны в разделах 6 и 7, а также в положении о МТК.
7.2.4 В первом квартале каждого года секретариат МТК готовит годовой отчет о работе данного МТК и до 1 апреля размещает этот отчет в ИСС МГС, а до ее окончательного внедрения направляет его в Бюро по стандартам для размещения на сайте МГС в Интернете в разделе МТК на общедоступной странице данного комитета в ИСС МГС.
7.2.4.1 Годовой отчет о работе МТК оформляют в соответствии с приложением В. При этом в годовом отчете о работе МТК по усмотрению секретариата этого комитета также может быть приведена иная информация о деятельности данного МТК в отчетном году (например, о взаимодействии с другими МТК).
7.2.4.2 Годовой отчет о работе МТК подписывают председатель и ответственный секретарь данного комитета.
7.2.4.3 К годовому отчету о работе МТК прикладывают:
- выписку из программы межгосударственной стандартизации на текущий год по тематике данного комитета (с указанием обозначений и наименований тем);
- перечень межгосударственных стандартов, закрепленных за МТК и подлежащих проверке в текущем году.
Указанные сведения могут быть приведены непосредственно в годовом отчете о работе МТК.
7.3 Деятельность подкомитетов и рабочих групп
7.3.1 Работы, осуществляемые МТК в соответствии с разделом 6, может выполнять МПК с учетом того, что право предоставлять предложения в программу межгосударственной стандартизации, рекомендовать проекты межгосударственных стандартов и проекты изменений для размещения на принятие или предложения по отмене стандартов, а также представлять в МГС иные предложения, принадлежит МТК.
7.3.2 Полномочные представители членов МПК, председатель, секретариат и ответственный секретарь МПК выполняют функции в соответствии с 7.1 и 7.2. При этом до 1 марта каждого года секретариат МПК готовит и направляет членам данного МПК и в секретариат МТК годовой отчет о работе МПК в предыдущем году, в котором приводит информацию в соответствии с приложением В.
7.3.3 Для решения отдельных задач по совместной разработке межгосударственных стандартов и проектов изменений межгосударственных стандартов в составе МТК могут быть образованы рабочие группы из представителей членов данного МТК. Соответствующее решение может быть принято на заседании МТК (см. 7.5) или председателем МТК.
Рабочая группа также может быть образована для решения задач по разработке и обновлению межгосударственных стандартов, объекты и (или) аспекты стандартизации которых относятся к области деятельности двух и более МТК.
7.4 Руководство деятельностью межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.4.1 Методическое руководство работой МТК и контроль за его деятельностью осуществляет национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, и Бюро по стандартам. При этом Бюро по стандартам обеспечивает координацию работ, проводимых различными МТК, а также актуализирует сведения о МТК, размещенные на сайте МГС в Интернете.
7.4.2 Ежегодно Бюро по стандартам проводит оценку эффективности деятельности МТК за предыдущий год в соответствии с приложением Г. Информацию о работе МТК Бюро по стандартам получает из ИСС МГС и (или) годовых отчетов секретариатов комитетов (см. 7.2.4).
Результаты оценки эффективности деятельности МТК Бюро по стандартам размещает на сайте МГС до 20 августа текущего года с последующим рассмотрением на РГ МТК.
7.4.3 Если в результате контроля за деятельностью МТК или по результатам оценки эффективности его деятельности установлено, что комитет не выполняет свои функции, то национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, или Бюро по стандартам выносит на заседание РГ МТК вопрос о принятии решения в соответствии с 7.6.6.
7.5 Принятие решений при работе межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.5.1 В процессе функционирования МТК основные решения принимают полномочные представители полноправных членов данного МТК путем голосования на заседаниях этого комитета, в том числе проводимых заочно.
При наличии технических возможностей решение МТК может быть принято с использованием ИСС МГС или иных информационно-коммуникационных технологий.
7.5.2 При организации и проведении заседаний МТК учитывают рекомендации, приведенные в приложении Д.
7.5.3 Решение МТК по результатам голосования в отношении заключения на окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта (проекта изменения межгосударственного стандарта) считается положительным, если за него проголосовало не менее трех полномочных представителей полноправных членов данного комитета. При этом не должно быть голосов "против".
Решение по согласованию предложений МТК в программу межгосударственной стандартизации принимают в соответствии с ГОСТ 1.6-2019 (пункт 5.3.3).
По остальным вопросам деятельности МТК решение принимают простым большинством голосов полномочных представителей полноправных членов данного комитета.
7.6 Решение организационных вопросов в процессе деятельности межгосударственного технического комитета по стандартизации
7.6.1 Если полномочный представитель полноправного члена МТК в течение одного года не выполняет свои обязательства, то этот член МТК может быть переведен в статус наблюдателя или исключен из состава членов комитета путем голосования в соответствии с 7.5.3.
Основанием для этого решения является отсутствие отзывов по трем и более проектам межгосударственных стандартов (проектов изменений межгосударственных стандартов) и (или) уклонение от участия в голосовании по окончательным редакциям этих проектов.
7.6.2 Решение об изменении области деятельности МТК принимают на заседании МГС на основании заявлений национальных органов заинтересованных государств или предложений Бюро по стандартам.
Решения о приеме новых членов, об изменении статуса наблюдателя на полноправного члена, исключении члена из состава МТК принимают путем голосования в соответствии с 7.5.3 и доводят до сведения Бюро по стандартам.
В случае принятия в государстве решения о выходе из состава МТК или об изменении статуса полноправного члена комитета на наблюдателя национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление в секретариат МТК и Бюро по стандартам.
7.6.3 Если секретариат, председатель и (или) ответственный секретарь МТК не выполняют свои обязанности, установленные в едином положении о МТК (см. приложение А), и (или) нарушают правила, установленные в настоящем стандарте, то полномочный представитель полноправного члена МТК может обратиться в Бюро по стандартам с заявлением о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащей работы руководства этого МТК.
7.6.4 Бюро по стандартам проверяет объективность информации, изложенной согласно 7.6.3 в заявлении или апелляции, и принимает одно из следующих решений:
- о создании комиссии по рассмотрению заявления (апелляции);
- о вынесении на заседание РГ МТК вопроса о назначении нового руководства МТК.
7.6.5 При неудовлетворительных результатах оценки эффективности деятельности МТК (см. Г.5, приложение Г), а также в иных случаях, когда МТК не выполняет свои задачи, установленные в 4.1.2, или при отсутствии в течение трех лет предложений от МТК по разработке, пересмотру или изменению межгосударственных стандартов по закрепленной за ним области деятельности, национальный орган государства, ведущий секретариат МТК, или Бюро по стандартам могут вынести на заседание РГ МТК один из следующих вопросов:
- о целесообразности сохранения данного МТК;
- о реорганизации структуры и (или) состава МТК путем набора новых полноправных членов данного комитета или назначении новых полномочных представителей полноправных членов МТК;
- о расформировании МТК;
- о передаче ведения секретариата МТК другому государству;
- о передаче тематики комитета другому МТК.
7.6.6 Если после выхода из состава МТК или изменения статуса его членов число оставшихся полноправных членов становится меньше пяти и в результате не соблюдается установленное в 4.3.4 правило, то Бюро по стандартам выносит на заседание РГ МТК вопрос о целесообразности сохранения этого комитета с таким составом или о расформировании данного МТК и передаче его тематики другому комитету.
7.6.7 РГ МТК рассматривает вопросы, вынесенные в соответствии с 7.6.5 или 7.6.6 и принимает по ним решение. При этом вопросы о расформировании МТК, передаче его тематики другому комитету, а также передаче ведения секретариата МТК другому государству по рекомендации РГ МТК выносят на заседание НТКС, а окончательные решения по данным вопросам принимают на заседании МГС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.4-2020 "Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2020 г. N 1406-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 апреля 2021 г.