Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
МО "Унцукульский район"
от 12.03.2020 г. N 57
Порядок
разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ МО "Унцукульский район"
I. Общие положения
Настоящий Порядок определяет процедуры принятия решения о разработке муниципальных программ, правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО "Унцукульский район" (далее - муниципальные программы), а также контроля за ходом их исполнения.
Муниципальной программой является система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития МО "Унцукульский район".
Разработка муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
- долгосрочных целей социально-экономического развития МО "Унцукульский район" и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период и стратегии социально-экономического развития МО "Унцукульский район" до 2035 года;
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и объема бюджетных ассигнований бюджета МО "Унцукульский район";
- установления для муниципальной программы измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
- определения структурного подразделения администрации МО "Унцукульский район", ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
- наличия у ответственных исполнителей и соисполнителей государственной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
- проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках данной муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках муниципальной программы задач.
Муниципальная программа утверждается нормативным правовым актом администрации МО "Унцукульский район".
В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
- основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные (ожидаемые) результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимых для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
- цель муниципальной программы - прогнозируемое состояние в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования, планируемое к достижению посредством реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ за период реализации муниципальной программы;
- задача - планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных основных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы (подпрограммы);
- основное мероприятие (мероприятие) - комплекс взаимосвязанных мероприятий (действий), определяющих основные результаты по решению задач муниципальной программы;
- конечный результат - степень удовлетворения потребностей целевой группы (объекта управления) или полученный социальный эффект в результате реализации муниципальной программы, характеризующий уровень достижения целей муниципальной программы;
- целевые индикаторы - критерии, характеризующие уровень достижения целей муниципальной программы (подпрограммы) в количественном относительном выражении по состоянию на 1 января каждого года реализации муниципальной программы;
- показатели результатов - характеристика управленческого воздействия на результат, отражающая степень выполнения задач муниципальной программы в количественном относительном выражении за каждый год реализации муниципальной программы;
- показатели непосредственных результатов - количественная характеристика выполнения основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы;
- ответственный исполнитель муниципальной программы - отраслевое (функциональное) подразделение администрации муниципального образования либо главный распорядитель средств бюджета района, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ муниципального образования;
- соисполнители муниципальной программы - отраслевые (функциональные) подразделения администрации муниципального образования и (или) иные главные распорядители средств бюджета муниципального образования, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) и (или) основного мероприятия (основных мероприятий) муниципальной программы.
Срок реализации муниципальной программы должен быть ориентирован на срок реализации приоритетов социально-экономической политики, определенных муниципальным правовым актом администрации МО "Унцукульский район", но не менее 3 лет.
Методическое руководство и координацию работ по разработке муниципальных программ выполняет отдел экономики, инвестиций и предпринимательства совместно с главным специалистом по правовым вопросам администрации МО "Унцукульский район", осуществляющее функции в сфере прогнозирования социально-экономического развития МО "Унцукульский район" (далее - отдел экономики). Методическое руководство по вопросам, связанным с планированием бюджетных расходов при разработке и реализации муниципальных программ, осуществляет отдел финансов администрации МО "Унцукульский район" (далее - финансовый отдел), организующий составление и исполнение местного бюджета.
II. Требования к содержанию муниципальной программы
Муниципальная программа содержит:
1) паспорт муниципальной программы по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) описание целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы;
3) сроки реализации муниципальной программы;
4) подпрограммы муниципальной программы;
5) прогноз конечных результатов муниципальной программы;
6) перечень основных мероприятий государственной программы, ведомственных целевых программ, их краткое описание, сроки реализации, ожидаемые результаты в соответствии с Таблицей 2 Приложения N 2 к Порядку;
7) перечень и значения целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы с указанием их плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы (в соответствии с Таблицей 1 Приложения N 2 к Порядку), обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы по этапам ее реализации, оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение.
В перечень целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы включаются показатели, установленные указами Президента Российской Федерации;
8) финансовое обеспечение муниципальной программы за счет средств бюджета МО "Унцукульский район" с распределением средств по главным распорядителям средств бюджета МО "Унцукульский район", подпрограммам и основным мероприятиям программы и подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы и подпрограмм в соответствии с Таблицей 3 Приложения N 2 к Порядку.
Финансовое обеспечение муниципальной программы на первые три года ее действия отражается в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными решением о бюджете МО "Унцукульский район" на очередной финансовый год и на плановый период, в последующий период - в пределах индексов роста, определенных экономическим управлением;
9) меры управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы.
10) Помимо информации, указанной в пункте 9, муниципальная программа может содержать:
- общую информацию об общественных, научных и иных организаций в реализации муниципальной программы, прогнозная (справочная) оценка расходов указанных юридических лиц приводится согласно таблице 4 Приложения N 2 к Порядку;
- обобщенную характеристику основных мероприятий, реализуемых поселениями МО "Унцукульский район" в случае их участия в реализации муниципальной программы.
Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не должно быть размытых (нечетких) формулировок, допускающих произвольное или неоднозначное толкование);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Требования к задачам муниципальной программы аналогичны требованиям к цели муниципальной программы.
При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения.
Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки эффективности муниципальной программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
Прогноз конечных результатов муниципальной программы включает развернутую характеристику планируемых конечных результатов, характеризующих уровень достижения целей муниципальной программы, в том числе в количественном относительном выражении на момент окончания срока реализации муниципальной программы.
При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
- изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
- эффектов от реализации муниципальной программы.
Меры минимизации риска могут включать:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
- мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
Подпрограмма муниципальной программы содержит:
- паспорт подпрограммы согласно таблице 5 приложения N 2 к Порядку;
- текстовая часть подпрограммы, содержащая следующую информацию:
- характеристику сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
- приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач согласно таблице 1 приложения N 2 к Порядку, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы;
- характеристику основных мероприятий подпрограммы с обоснованием объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, а также финансовое обеспечение за счет средств бюджета МО "Унцукульский район" и перечень мероприятий подпрограммы согласно таблице 2 приложения N 2 к Порядку;
- прогнозные (ориентировочные) сведения об основных мероприятиях, реализуемых поселениями муниципального образования, в случае их участия в реализации подпрограммы.
Требования к формированию цели и задач подпрограммы аналогичны требованиям к цели и задачам муниципальной программы.
Срок реализации подпрограммы не может превышать срок реализации муниципальной программы.
В случае если государственными программами Российской Федерации, государственными программами Республики Дагестан установлены требования к содержанию муниципальной программы, ее разработка осуществляется с учетом положений, предусмотренных государственными программами Российской Федерации и государственными программами Республики Дагестан.
III. Разработка муниципальных программ
Муниципальные программы разрабатываются на основании Перечня муниципальных программ МО "Унцукульский район", утверждаемого правовым актом администрации МО "Унцукульский район" (далее - Перечень) и содержащего:
- наименования муниципальных программ;
- направления реализации муниципальных программ;
- основных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ и подпрограмм.
Проект Перечня формируется отделом экономики, инвестиций и предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы местного значения, а также с учетом предложений ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ.
При этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.
Изменения в перечень муниципальных программ вносятся до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году.
Проект муниципальной программы разрабатывается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с настоящим Порядком.
Проект муниципальной программы до его представления Главе МО "Унцукульский район" подлежит обязательному согласованию с соисполнителями, отделом экономики, отделом финансов в указанной последовательности.
Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы в отдел экономики и в отдел финансов, включает:
- общую характеристику сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировку основных проблем в указанной сфере, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
- проект плана реализации муниципальной программы на первый год реализации и на плановый период (таблица 6 Приложения N 2 к Порядку);
- обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию муниципальной программы;
- оценку планируемой эффективности реализации муниципальной программы;
расчеты по объему бюджетных ассигнований МО "Унцукульский район" на исполнение публичных нормативных обязательств отдельным категориям граждан по муниципальной программе обосновываются согласно таблице 7 Приложения N 2 к Порядку;
- подтверждение согласования проекта муниципальной программы с соисполнителями.
Отдел экономики в срок до 20 рабочих дней готовит заключение по проекту муниципальной программы на предмет:
- соблюдения требований к содержанию муниципальной программы, установленных настоящим Порядком;
- соответствия целей и задач муниципальной программы (подпрограмм) приоритетным целям социально-экономического развития МО "Унцукульский район";
- обоснованности предлагаемого муниципальными заказчиками варианта достижения целей и решения, поставленных в программе (подпрограммах) задач;
- соответствия мероприятий муниципальной программы (подпрограмм) заявленным целям и задачам, обоснованности и системности программных мероприятий;
- наличия количественных и (или) качественных показателей, характеризующих достижение целей и решение задач муниципальной программы (подпрограммы);
- наличия статистического и методического обеспечения для количественного измерения достижения годовых и конечных количественных показателей муниципальной программы (подпрограммы);
- влияние мероприятий на достижение показателей, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации.
Отдел финансов в срок до 20 рабочих дней готовит заключение по проекту муниципальной программы на предмет:
- соответствия источников финансирования планируемым объёмам финансовых ресурсов за счёт средств бюджета МО "Унцукульский район";
- соответствия направлений расходования финансовых средств муниципальной программы бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
- анализа запланированных результатов реализации муниципальной программы в сопоставлении с планируемыми объемами финансовых средств на ее реализацию.
В случае подготовки отделом экономики или отделом финансов отрицательного заключения, проект муниципальной программы дорабатывается ответственным исполнителем в соответствии с полученными замечаниями в срок до 14 дней со дня получения данного заключения.
Доработанный проект муниципальной программы направляется в отдел экономики и отдел финансов для проведения повторной экспертизы с описанием изменений проекта муниципальной программы в ходе его доработки.
Повторная экспертиза проводится в срок не более 10 рабочих дней.
Проект муниципальной программы согласованный с экономическим управлением и финансовым органом и представляется на утверждение Главой администрации муниципального образования.
До согласования с отделом экономики и отделом финансов проект муниципальной программы размещается на официальном сайте Администрации МО "Унцукульский район" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для проведения общественной экспертизы.
По факту согласования проекта муниципальной программы ответственный исполнитель осуществляет подготовку проекта постановления Главы администрации МО "Унцукульский район" об утверждении муниципальной программы и направляет его в установленном порядке для согласования и дальнейшего принятия до _____ (например, 1 октября) года, предшествующего очередному финансовому году.
Муниципальные программы, предусмотренные к реализации с очередного финансового года, утверждаются Главой администрации муниципального образования до ______ (например, 1 ноября) текущего финансового года.
IV. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств МО "Унцукульский район" осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете МО "Унцукульский район" на очередной финансовый год и на плановый период (далее - бюджетные ассигнования), а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете МО "Унцукульский район" на очередной финансовый год и на плановый период.
В случае несоответствия объемов финансового обеспечения за счет средств бюджета МО "Унцукульский район" в муниципальной программе объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным решением о бюджете МО "Унцукульский район" на очередной финансовый год и на плановый период на реализацию муниципальной программы, ответственный исполнитель вносит изменения в муниципальную программу, касающиеся ее финансового обеспечения, целевых индикаторов, показателей результатов, перечня мероприятий на текущий и последующие годы, не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
V. Управление и контроль реализации муниципальной программы
Реализация и текущее управление реализацией муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителем муниципальной программы.
В целях реализации и управления реализацией муниципальной программы ответственным исполнителем совместно с соисполнителями разрабатывается план реализации муниципальной программы (далее - план реализации) в соответствии с таблицей 6 Приложения N 2 к Порядку.
Ответственный исполнитель муниципальной программы ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации и направляет его в отдел экономики и отдел финансов.
В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей результатов муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы.
О принятом решении, о внесении изменений в план реализации ответственный исполнитель в 10-дневный срок уведомляет отдел экономики и отдел финансов.
С учетом изменений, внесенных в муниципальную программу (подпрограммы) в установленном порядке, ответственный исполнитель вносит соответствующие изменения в план реализации.
В случае внесения изменений в настоящий Порядок проект муниципальной программы подлежит доработке в установленном порядке.
Ответственный исполнитель направляет согласованный проект изменений в муниципальную программу в установленном порядке для согласования и дальнейшего принятия до _____ (например, 1 октября) года, предшествующего очередному финансовому году.
Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в муниципальную программу.
В целях осуществления контроля за реализацией муниципальной программы и предупреждения возникновения проблем в ходе ее реализации на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации муниципальной программы.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель совместно с соисполнителями, отдел экономики с отделом финансов.
Ответственный исполнитель муниципальной программы составляет совместно с соисполнителями и представляет в отдел экономики и отдел финансов отчеты об исполнении плана реализации в соответствии с таблицей 12 Приложения N 2 к Порядку на:
1) 1 апреля - до 15 апреля текущего года;
2) 1 июля - до 15 июля текущего года;
3) 1 октября - до 15 октября текущего года.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
51. Координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации муниципальных программ осуществляется заместителями Главы администрации муниципального образования в соответствии с распределением компетенции.
Ответственный исполнитель муниципальной программы составляет совместно с соисполнителями и представляет в отдел экономики и отдел финансов годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет).
Подготовка годового отчета производится в соответствии с формами, утвержденными таблицами 8-11 Приложения N 2 к Порядку.
Годовой отчет содержит:
1) сведения об основных результатах реализации муниципальной программы за отчетный год;
2) сведения о достижении плановых значений целевых индикаторов и показателей результатов, достигнутых за отчетный период;
3) перечень мероприятий, выполненных и не выполненных в установленные сроки (с указанием причин);
4) анализ факторов, повлиявших на ход и результаты реализации муниципальной программы;
5) данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий;
6) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу;
В срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом, ответственный исполнитель представляет годовой отчет в отдел финансов на заключение по исполнению муниципальной программы в части финансового обеспечения.
Отдел финансов в течение 10 календарных дней с момента представления ответственным исполнителем годового отчета подготавливает заключение по объему бюджетных ассигнований на муниципальную программу в отчетном году.
В срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, ответственный исполнитель муниципальной программы направляет годовой отчет вместе с заключением отдела финансов в отдел экономики на оценку эффективности реализации муниципальной программы.
Отдел экономики в течение 14 календарных дней подготавливает заключение по оценке эффективности реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится в соответствии с Приложением 3 к Порядку.
Отдел экономики ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, разрабатывает и представляет в администрацию МО "Унцукульский район" сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, который содержит:
а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ за отчетный год;
в) сведения о выполнении расходных обязательств МО "Унцукульский район", связанных с реализацией муниципальных программ;
г) предложения по оценке деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ;
д) при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.
Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ подлежит размещению на официальном сайте администрации МО "Унцукульский район" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы администрация МО "Унцукульский район" может принять решение об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, о сокращении (увеличении) объемов финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом, начиная с очередного финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.