Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 988515-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" (в части расширения перечня граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов),
внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 988515-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" (в части расширения перечня граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов), внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить список категорий граждан, которые имеют право на вступление в жилищно-строительный кооператив, созданный для строительства многоквартирного дома на земельном участке единого института развития, "ветеранами боевых действий, членами семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранами боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет".
Согласно Федеральному закону от 24.07.2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" земельные участки единого института развития передаются кооперативам в безвозмездное пользование для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.
Категории граждан, которые имеют право на вступление в жилищно-строительный кооператив, установлены частью 4 статьи 16.5 указанного федерального закона и постановлением Правительства РФ от 09.02.2012 г. N 108 "Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов".
В целом Комитет не возражает против расширения перечня категорий граждан, которые имеют право на вступление в жилищно-строительный кооператив по основаниям, установленным Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства". Однако полагаем, что предложенная законодательная инициатива требует дополнительной проработки с точки зрения защиты прав указанной в законопроекте категории граждан и необходимости корректировки именно федерального законодательства в данной сфере.
Предложенный законодательством механизм удовлетворения жилищных потребностей граждан путем вступления в жилищно-строительный кооператив распространялся изначально на граждан, объединенных определёнными профессиональными признаками или местом профессиональной деятельности, среди которых могут быть также и граждане указанной в законопроекте категории (ветераны боевых действий или члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий).
Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" список дополнен категорией граждан, имеющих трех и более детей, к которым также могут быть отнесены, в том числе и ветераны боевых действий, воспитывающие трех и более детей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а ветераны боевых действий из числа тех же лиц, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, за счет средств субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вступление граждан указанной категории, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилищно-строительный кооператив, приведет их к приобретению жилого помещения за счет собственных и (или) заемных средств и к утрате основания получения жилого помещения по договору социального найма за счет бюджетов различного уровня. Вызывает серьезные сомнения значительное снижение стоимости создаваемого жилого помещения на земельном участке, полученном в безвозмездное пользование, по сравнению с его арендой на условиях аукциона.
Пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточного обоснования выбора именно указанной категории граждан, за исключением их количества в одном субъекте Российской Федерации, что также не может быть поддержано ввиду невозможности установления дополнительной поддержки только в отношении ветеранов боевых действий и тем самым ущемлении в правах других, например тех же инвалидов боевых действий.
Дополнительно Комитет отмечает, что согласно статье 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий имеют преимущественное право при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Аналогичные права имеют и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий (статья 21).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 988515-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 16.5 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в представленной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.