Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 02.04.2021 N 194-р
Региональный межведомственный комплекс
дополнительных мер по повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав на территории Красноярского края на 2021-2023 годы
1. Общие положения
1.1. Региональный межведомственный комплекс дополнительных мер по повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав на территории Красноярского края на 2021-2023 годы (далее - Комплекс мер) представляет собой комплекс взаимосвязанных межведомственных мероприятий, реализуемых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Красноярского края (далее - система профилактики, субъекты профилактики, органы и учреждения системы профилактики) в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), Законом Красноярского края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон края N 4-608).
1.2. Ответственными за реализацию мероприятий Комплекса мер являются органы исполнительной власти Красноярского края (далее - край), на которые возлагается координация деятельности подведомственных органов и учреждений системы профилактики при реализации программных мероприятий:
министерство образования края;
министерство здравоохранения края;
министерство культуры края;
министерство социальной политики края;
агентство труда и занятости населения края;
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития края.
В реализации мероприятий Комплекса мер могут принимать участие иные органы государственной власти и организации, в порядке и пределах, установленных Федеральным законом N 120-ФЗ, Законом края N 4-608, в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Красноярского края.
1.3. Финансовое обеспечение мероприятий Комплекса мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год для реализации государственных программ края, в части обеспечения деятельности органов исполнительной власти края и подведомственных им учреждений, предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов края субвенций из краевого бюджета, в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Правительства края:
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 502-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие занятости населения" (подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан");
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" (подпрограмма "Повышение качества и доступности социальных услуг");
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования";
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 509-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие развитию гражданского общества" (подпрограмма "Обеспечение реализации общественных и гражданских инициатив и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций");
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 511-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие культуры и туризма" (подпрограмма "Поддержка искусства и народного творчества");
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 516-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения" (подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи, паллиативной помощи и совершенствование системы лекарственного обеспечения"; "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; "Охрана здоровья матери и ребенка");
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 518-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта";
постановлением Правительства края от 30.09.2013 N 519-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Молодежь Красноярского края в XXI веке" (подпрограмма "Вовлечение молодежи Красноярского края в социальную практику");
постановлением Правительства края от 12.01.2017 N 3-п "Об утверждении государственной региональной программы Красноярского края "Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности".
1.4. Отдел Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края (далее - отдел) в соответствии с задачами и функциями, определенными постановлением Правительства Красноярского края от 24.11.2014 N 558-п "Об утверждении Положения об отделе Правительства Красноярского края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края", осуществляет организационные, аналитические функции в ходе реализации Комплекса мер.
Достижение показателей результативности Комплекса мер оценивается на основе данных мониторинга по итогам полугодия и года, проводимого краевой комиссией.
Исполнители, соисполнители мероприятий Комплекса мер по итогам полугодия до 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, и по итогам года до 1 февраля очередного финансового года, следующего за отчетным, направляют в отдел информацию о выполнении мероприятий Комплекса мер, исполнителями, соисполнителями которых они являются, а также о достигнутых в соответствии с установленными показателями результативности реализации мероприятий Комплекса мер результатах.
1.5. Контроль и ответственность за своевременность исполнения программных мероприятий, достоверность отчетных сведений возлагается на исполнителей, соисполнителей мероприятий Комплекса мер.
1.6. Отдел по итогам года готовит сводный отчет об исполнении мероприятий Комплекса мер в целях оценки эффективности реализации мероприятий Комплекса мер и достижения установленных показателей результативности, представляет его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края (далее - краевая комиссия) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. По результатам рассмотрения краевая комиссия при необходимости принимает дополнительные меры координации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Состояние профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае и постановка проблемы
2.1. Красноярский край является вторым по площади субъектом в Российской Федерации и занимает первое место в Сибирском федеральном округе по численности детского населения - 661 197 в возрасте от 0 до 18 лет включительно (человек), увеличившегося с 2018 года на 17,8 тысяч детей.
В период с 2017 по 2019 год в регионе отмечается тенденция снижения числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (на 21,1 %), удельный вес подростковой преступности снизился с 4,7 % до 4,3 %.
В 2019 году 1 080 (-142) несовершеннолетними совершено 1 115 (-133) преступлений, по количеству которых край занимал третье место в Сибирском федеральном округе и седьмое место в России. Отмечается снижение общего количества преступлений, совершенных подростками повторно, с 517 (в 2018 году) до 421, в составе группы лиц - с 431 до 418, в состоянии алкогольного опьянения - с 173 до 128. В состоянии наркотического опьянения несовершеннолетними совершено 2 (2) преступления.
Преобладающее число преступлений, совершенных подростками в 2019 году, носило имущественный характер: 709 (-128) краж, 57 (-26) грабежей, 14 (+6) разбоев. Против личности ими совершено 2 (-4) убийства, 18 (+5) преступлений, направленных на умышленное причинение вреда здоровью, 9 (+6) изнасилований, а также 45 (-8) преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
За 9 месяцев текущего года снижение подростковой преступности составило 9,2 % (с 823 до 747). Несовершеннолетними совершено 229 (-73) преступлений в группе лиц и 311 (-8) повторных преступлений, а также 112 (+17) преступлений в состоянии алкогольного опьянения и 3 (+1) - в наркотическом. Объектом преступлений, совершенных подростками, в основной их массе явилась чужая собственность, несовершеннолетними совершено: 491 (-39) кража (или 65,7 % преступлений), 37 (-3) - грабежей, 64 (+1) - угонов транспортных средств. В структуре подростковой преступности зарегистрировано 2 (+1) убийства, 11 (-2) фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 4 (-2) изнасилования, 23 (-14) преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Тревожно высоким остается возросшее в 2019 году число несовершеннолетних, признанных потерпевшими - 2 906 (+189) в связи с совершением в отношении них преступлений, в числе которых 1 565 фактов злостного уклонения родителей от уплаты алиментов, а также 531 насильственное преступное посягательство: 7 (+1) убийств, 8 (-1) фактов причинения детям тяжкого вреда здоровью, 31 (-34) изнасилование, 195 (-19) насильственных действий сексуального характера.
За 9 месяцев 2020 года потерпевшими в связи с совершением преступлений признаны 2 224 (+138) несовершеннолетних. Наибольшее количество преступлений, совершенных в отношении детей, составили: злостное уклонение родителей от уплаты средств на содержание детей - 1 032, насильственные преступления - 324, а также кражи - 274. В результате преступных посягательств погибло 48 (-6) детей, 53 (+12) получили тяжкий вред здоровью.
2.2. Об актуальности проблемы безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних и в их отношении свидетельствует объявление 2018-2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства").
Современное состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае и имеющиеся проблемы в этой сфере обусловливают необходимость принятия мер, направленных на объединение усилий всех заинтересованных органов и учреждений в решении вопросов предупреждения правонарушений с участием несовершеннолетних, создание условий, необходимых для формирования в их среде позитивных ценностей и интересов.
Реализация указанных мер должна состоять из комплекса социальных, правовых, воспитательных и иных мероприятий в сочетании с новыми подходами к организации индивидуальной профилактической работы в целях ранней профилактики детского неблагополучия, сопряженного, в том числе, с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, насилия в их отношении, криминальных проявлений в подростковой среде.
Необходимо продолжить внедрение социально ориентированных подходов в практической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях сохранения стабильности и снижения уровня подростковой преступности.
Следует обратить внимание на повышение доступности услуг для семей с детьми за счет развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций. Обеспечить своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Требуется совершенствование системы межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими организациями и иными органами и учреждениями системы профилактики.
Необходимо развитие института наставников, привлечение некоммерческих организаций к данной деятельности.
В 2020 как никогда актуально встал вопрос об организации работы, направленной на противодействие распространению идей экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних. В последнее время и в стране и в крае прослеживается негативная тенденция проявления интереса к деструктивным движениям ("колумбайн" или "скулшутинг", "АУЕ", "А.С.А.В. Злая молодежь" и другие) у значительного количества несовершеннолетних. В силу возрастных особенностей молодежная среда наиболее подвержена негативному влиянию и, в силу этого они активно интересуются криминальными и деструктивными движениями экстремистского и террористического характера, пропагандирующими насилие и жестокость, совершение массовых убийств в образовательных организациях, нацистскую идеологию.
В связи с этим необходимо обеспечить контроль и координацию деятельности образовательных организаций, субъектов системы профилактики по выявлению и незамедлительному реагированию на факты противоправных проявлений обучающихся и незамедлительному информированию правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов края (далее - муниципальные комиссии) о выявленных случаях.
Организация занятости подростков является одной из эффективных форм профилактической работы, способствующей предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, число подростков, вступивших в конфликт с уголовным законом, остается тревожно высоким.
Из 1 080 несовершеннолетних, совершивших в 2019 году преступления, не занятыми оказались 22,5 % подростков, за 9 месяцев текущего года их число увеличилось до 23,1 %. Социальная характеристика несовершеннолетних, ранее совершавших преступления, свидетельствует о том, что более трети из них (34,5 % - в 2019 году, и 35,6 % - за 9 месяцев 2020 года) работоспособны, но не заняты трудовой деятельностью.
В большинстве случаев симптомы ситуации неблагополучия у несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или состоящих на иных видах учета в субъектах системы профилактики, проявляются до момента фактического совершения противоправного деяния. К таким "симптомам" относится отсутствие у подростка мотивации к досуговой и общественной деятельности, так как именно включенность в социально полезные формы занятости формирует у подростка приемлемые обществом нормы поведения и устойчивость к негативным проявлениям, существующим в молодежной среде.
В этой связи необходимо обеспечить координацию деятельности субъектов системы профилактики по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также состоящих на различных видах профилактического учета, в работу объединений дополнительного образования, в добровольческую и волонтерскую деятельность.
При этом необходимо выявлять и оценивать наличие у несовершеннолетних заинтересованности в конкретной досуговой деятельности (занятия определенными видами спорта, творчества, участие в познавательных и культурных мероприятиях), вовлекать несовершеннолетних в занятие интересующими их формами досуга развивающего, познавательного характера, постоянно организовывать и проводить мероприятия, направленные на мотивацию к трудовой занятости и профессиональной ориентации несовершеннолетних, уделив особое внимание подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Также, несмотря на проводимую с несовершеннолетними осужденными к мерам наказания работу, за первое полугодие 2020 года 65 (первое полугодие 2019 года - 84) несовершеннолетних допустили нарушение порядка и условий отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, что на 22,6 % меньше аналогичного периода, за 12 месяцев 2019 года несовершеннолетними допущено 123 нарушения. В первом полугодии 2020 года в отношении 92 (первое полугодие 2019 года - 132) несовершеннолетних в суд направлялись представления для принятия мер превентивного характера, что на 30,3 % меньше аналогичного периода, за 12 месяцев 2019 года было направлено 190 представлений, из которых каждое второе рассмотрено положительно.
Остается актуальной проблема подростковых суицидов как в целом по России, так и в крае в частности. Анализ причин и условий, способствовавших совершению в течение 9 месяцев 2020 года несовершеннолетними 11 суицидов, показал, что неэффективной является работа по выявлению несовершеннолетних "группы риска" в связи с тем, что недостаточное внимание уделяется несовершеннолетним, характеризующимся повышенной сентиментальностью, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ранимостью, либо имеющим комплекс неполноценности по поводу внешнего вида, физических особенностей или по другим причинам.
2.3. В соответствии с положениями федерального и краевого законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае сформирована и действует система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Круг органов и учреждений, входящих в систему профилактики определен в статье 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и статьей 2 Закона края от 31.10.2002 N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а их права и обязанности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены статьями 11-24 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В рамках установленной законодательством компетенции образовательные организации края выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.
Министерство образования Красноярского края (далее - министерство) осуществляет мониторинг реализации образовательными организациями указанных полномочий.
Так, в первом полугодии 2020 года образовательными организациями направлено в органы и учреждения системы профилактики 2 308 сообщений о нарушении прав ребенка, в отношении 2 089 приняты меры реагирования, 94 ребенка по инициативе образовательных организаций признаны находящимися в социально опасном положении. Муниципальными органами управления образованием направлено 576 сообщений о выявлении детского неблагополучия, по 561 органу и учреждению системы профилактики приняты меры реагирования, 49 детей по инициативе муниципальных органов управления образованием в первом полугодии 2020 года признаны находящимися в социально опасном положении.
Учет успеваемости и посещения учебных занятий обучающимися в крае осуществляется посредством ведения классного журнала, в том числе в электронном виде, и дневников обучающихся. Действующая единая система учета успеваемости учащихся "Электронный журнал/электронный дневник", функционирующая на базе краевой информационно-аналитической системы управления образованием (КИАСУО), позволяет родителю в режиме онлайн отслеживать успеваемость ребенка, посещаемость (пропуски), домашние задания, а также вести переписку с педагогами и административно-управленческим персоналом школы.
Согласно данным муниципальных органов управления образованием в 2019/20 учебном году количество несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины, составило 385 человек (0,1 %). Со всеми из обучающихся данной категории организована индивидуально-профилактическая работа.
В целях предупреждения детского неблагополучия в замещающих семьях, оказания помощи в создании условий для полноценного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерством в июле 2020 года заключено соглашение о сотрудничестве, взаимодействии и информационном обмене при осуществлении социального сопровождения замещающих семей с министерством социальной политики Красноярского края.
Кроме того с 2015 года деятельностью по сопровождению замещающих семей занимается некоммерческая общественная организация Детский благотворительный фонд "Счастливые дети", с 2018 года к осуществлению указанной деятельности привлечена региональная общественная организация "Творческий союз учителей".
Услуги дополнительного образования детей предоставляются во всех городах и районах края. По состоянию на 01.01.2020 года в крае функционировало 1 479 организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие лицензии на право реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе 266 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занималось 184,0 тыс. детей и молодежи.
В дополнительные общеобразовательные программы, программы спортивной подготовки включен 340 651 ребенок (77,26 % детей от общего числа детей в возрасте 5-18 лет).
В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей и молодежи края, включая детей, проживающих в отдаленных территориях, в крае реализуются разные формы дополнительных общеобразовательных программ: очная, очно-заочная, в том числе дистанционные программы, краевые интенсивные школы.
Кроме того, несовершеннолетние задействованы в различных формах социальной активности:
в ученическом самоуправлении - 51 330 человек;
в деятельности общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" - 50 772 человека;
в волонтерской деятельности - 36 249 человек;
в деятельности всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия" - 12 495 человек;
в добровольных дружинах юных пожарных - 5 064 ребенка.
Наряду с основными методами профилактики безнадзорности и правонарушений в настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования края активно развивается наставничество (сопровождение) обучающихся группы "группы риска" с привлечением в качестве наставников работников предприятий, педагогов.
Наставники из числа педагогических работников помогают овладеть социально-бытовыми навыками, коммуникативными компетенциями, оказывают помощь в защите прав несовершеннолетних, а также ведут мониторинг социальных сетей, участвуют в организации досуга.
Этот формат апробирован в ходе реализации концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (одобрена распоряжением Правительства Красноярского края N 535-р от 15.08.2017), которая предусматривает сопровождение данной категории студентов в период их обучения.
Комплекс мероприятий проекта способствовал повышению мотивации у обучающихся к получению профессиональных компетенций и соответственно успешной интеграции детей-сирот в образовательный и производственный процессы. Также сократился срок адаптации обучающихся из категории детей-сирот при поступлении в техникум на 44 %, что способствовало снижению пропусков занятий, самовольных уходов из общежитий (со 161 в 2018 году до 102 в 2019 году).
Успешный опыт постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, позволил принять решение о тиражировании модели наставничества на обучающихся профессиональных образовательных организаций, склонных к совершению правонарушений, находящихся в социально опасном положении. В этой связи с целью создания условий для развития наставничества в регионе министерство приступает к реализации дорожной карты социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе 47 учреждений среднего профессионального образования Красноярского края.
Кроме того, реализуемым на территории края региональным проектом "Молодые профессионалы" предусмотрено внедрение методологии наставничества, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков и обучающихся старших курсов. Подбор наставников в 2020/21 году будет осуществляться на первом курсе с помощью психолого-педагогического тестирования первокурсников и наставников (мастеров производственного обучения и других педагогических работников, изъявивших желание стать наставниками).
Эффективными формами профилактической работы с подростками, вступившими в конфликт с законом, являются прикрепление к несовершеннолетним наставников "Старший брат" из числа волонтеров, оказание помощи в трудоустройстве, психолого-педагогическое сопровождение.
Наставничество - технология, позволяющая обмениваться практическим опытом и экспертизой в вопросах применения профилактической деятельности. Сфера профилактики правонарушений в молодежной среде сопряжена с рядом трудностей, помимо передачи практического опыта наставник выполняет функцию мотивации к дальнейшему развитию и преодолению сложных ситуаций. Для самих наставников такая деятельность дает возможность получить признание от коллег и принести пользу своим практическим опытом.
Для наставников будут разработаны индивидуальные планы развития, включающие обучение по актуальным темам с использованием современных образовательных технологий, с возможностью повышения квалификации или переквалификации за счет средств краевого бюджета.
В крае сформирована модель молодежной политики, которая позволяет подросткам активно включаться в реализацию краевых и федеральных проектов и программ, тем самым обеспечивая долю несовершеннолетних, охваченных организованными формами досуга и занятости.
В целях организации занятости и трудового воспитания несовершеннолетних реализуется краевой проект "Трудовые отряды старшеклассников", позволяющий подросткам из муниципальных образований Красноярского края внести свой вклад в развитие и благоустройство территории региона. Приоритетное право трудоустройства предоставляется несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. В 2018 году было предусмотрено 4 239 рабочих мест для подростков (в 2019 году - 5 136), трудоустроено 115 подростков, состоящих на учетах в органах и учреждениях системы профилактики (в 2019 году - 113), 69 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (в 2019 - 157), 1892 подростка, находящихся в ТЖС (в 2019 году - 2288).
С 2011 года реализуется проект "Службы профилактики" (до 2016 года - "Ювенальные службы"), целью которого является повышение профессиональных компетенций специалистов молодежных центров, необходимых для проведения качественной и эффективной индивидуальной профилактической работы. Всего в 2019 году участие в обучении приняли представители молодежных центров из 11 муниципальных образований, в 2020 году число участников возросло до 61 муниципального образования. Таким образом, можно отметить, что запущен процесс адресного и комплексного развития специалистов молодежных центров по вопросам профилактики на территории всего края.
В крае продолжается системная работа по профилактике жестокого обращения с детьми в семье и оказанию психологической помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств.
Ежегодно на базе четырех краевых центров социальной помощи семье и детям социальные услуги по оказанию психологической помощи получают свыше 160 несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений.
По-прежнему наиболее эффективной и востребованной формой бесплатной психологической помощи остается детский телефон доверия. Ежегодно на детский телефон доверия поступает более 30 тыс. обращений, из которых более 80 % составляют обращения несовершеннолетних.
Важной формой помощи несовершеннолетним и их родителям, оказавшимся в кризисных ситуациях, остаются социальные кризисные гостиницы для женщин с детьми и Общественная приемная для детей и родителей. Социальную помощь в кризисных гостиницах в 2019 году получили 91 женщина, 88 несовершеннолетних и 48 мужчин. Удалось восстановить семейные и родственные связи в отношении 37 женщин с детьми, работа с остальными семьями была продолжена по месту жительства.
Положительными практиками деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних края, направленными на формирование законопослушного поведения детей, предупреждение распространения деструктивных движений и криминальных субкультур среди несовершеннолетних и организацию индивидуальной профилактической работы с подростками, вовлеченными в указанные деструктивные процессы, являются организация правоохранительных классов; система кадетского и женского гимназического образования; повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития и образования детей; организация деятельности служб медиации.
В соответствии с постановлением краевой комиссии от 20.05.2020 N 55-кдн на территории края начато внедрение в практику деятельности муниципальных комиссий и органов и учреждений системы профилактики использования возможностей служб медиации (примирения) в целях использования ресурса реализации медиативных (восстановительных) технологий в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В 2019/20 учебном году в учреждениях, курируемых министерством образования края, действовали 787 служб медиации, из них: в муниципальных общеобразовательных организациях - 684, в краевых общеобразовательных организациях - 21, в профессиональных образовательных организациях, подведомственных министерству, - 26, в дошкольных образовательных организациях - 33, в учреждениях дополнительного образования детей - 4, в центрах психолого-педагогического медико-социального сопровождения - 1, в краевых государственных казенных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 18.
Общее количество участников служб медиации в образовательных организациях составляет 2 770 человек, из них прошли курсы повышения квалификации по вопросам применения медиации 1 447 педагогов, также подготовлено 944 медиатора-ровесника, участвующего в медиативных процедурах.
В 2019/20 учебном году в службы медиации образовательных организаций были поданы 2 163 заявки, по ним проведены 2 079 процедур медиации. Результаты 1 процедуры учтены органами предварительного расследования и судами, 24 - муниципальными комиссиями.
Для защиты прав и интересов несовершеннолетних организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба, на базе 13 учреждений социального обслуживания семьи и детей (центров социальной помощи семье и детям) сформированы службы примирения.
В работе служб примирения специалистами применяются следующие методики работы: медиация, "семейные конференции", "круги правосудия", "письмо жертве". За год службами примирения проведено 179 программ восстановительной медиации, 153 - завершены, общее количество участников составило 479 человек.
Учреждения культуры ставят перед собой задачу донести высококачественную культурную услугу до каждого жителя края, независимо от склонностей к правонарушениям, и осуществляют свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому гражданину на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В крае действует 1 147 общедоступных библиотек (из них 94 специализированных детских), 1 214 учреждений культурно-досугового типа, 50 музеев, 1 парк, 2 зоопарка, 15 театрально-зрелищных учреждений, 1 специализированный детский кинотеатр, 6 профессиональных образовательных учреждений.
Клубные учреждения ведут активную работу с детьми, находящимися в социально опасном положении: привлекают их к участию в деятельности клубных формирований, проводят информационно-просветительную работу среди подростков, организуют тематические культурно-досуговые мероприятия. В учреждениях клубного типа для детей до 14 лет работает свыше 5 000 клубных любительских формирований, в которых занимается свыше 77 тыс. человек. Ежегодно для данной категории проводится свыше 80 тыс. культурно-массовых мероприятий.
Число несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, занимающихся в клубных формированиях, в 2019 году составило 922 человека.
В учреждениях культуры края клубного типа, театрах на основании внутренних приказов учреждений предусмотрены льготы на посещение спектаклей, платных кружков, занятий любительских объединений. Информация о мероприятиях и льготах размещается на их официальных сайтах.
Кроме того, работа по поддержке детей и родителей осуществляется созданными на базе краевых государственных библиотек Центром правовой и психологической помощи детям и родителям, Школой будущих мам, Академией заботливых родителей (Красноярская краевая детская библиотека), клубом любителей здорового образа жизни "Путь к здоровью" (Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению), объединением "Школа здоровья" (Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края).
В целях организации семейного досуга в краевых музеях действуют семейные клубы "Музеенок" и "Мама, папа, я - музейная семья", музейно-театральная студия "Сибирячок" (Красноярский краевой краеведческий музей), семейный клуб "Уклад" (Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское) и др.
Учреждения культуры на постоянной основе взаимодействуют со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальными учебно-воспитательными учреждениями и центрами временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними на основе соглашений о сотрудничестве в рамках бюджетного законодательства.
Принимаемые субъектами системы профилактики края комплексные меры организационного и практического характера способствовали сохранению положительных тенденций в области подростковой преступности, так, например, на протяжении последних четырех лет в крае отмечается динамика по снижению подростковой преступности с 2 437 преступлений в 2015 году до 1 115 в 2019 году.
Кроме того, значение показателя "снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет", установленного в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, на территории края составило:
в 2017 году - 1,2 %;
в 2018 году - 1,1 %;
в 2019 году - 0,9 %.
Тем не менее, несмотря на достигнутые положительные результаты в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо отметить и ряд проблем, связанных с:
организацией взаимного информирования, выявления и учета фактов детского и семейного неблагополучия на ранних его этапах;
предупреждением повторных и групповых правонарушений несовершеннолетних, приобщением их к криминальной субкультуре, организацией занятости несовершеннолетних, склонных к правонарушающему поведению;
ненадлежащей координацией действий при выявлении и предупреждении нарушений прав детей и их законных интересов;
осуществлением межведомственного взаимодействия при проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, ориентированной на качественный результат с применением инновационных технологий и методов работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Повышению эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, координирующей роли комиссий всех уровней и укрепления межведомственного взаимодействия должно способствовать внедрение программно-целевого управления при реализации мероприятий Комплекса мер.
3. Цель и задачи, ожидаемые результаты реализации Комплекса мер
3.1. Целью Комплекса мер является повышение эффективности функционирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с учетом новых вызовов современной среды (экстремизма, терроризма и иных деструктивных проявлений), противодействие совершению преступлений несовершеннолетними и в их отношении, повышение качества проводимой субъектами системы профилактики общепрофилактической работы, а также индивидуальной профилактической работы, в том числе за счет повышения эффективности деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как координирующего органа системы профилактики.
3.2. Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1) внедрение инновационных подходов к развитию региональной и муниципальных систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через интеграцию проектной деятельности в управленческую практику, разработку межведомственных проектов в сфере защиты детства, развитие института наставничества;
2) обеспечение упорядоченной превентивной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе за счет повышения координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) повышение профессионального уровня членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов органов и учреждений системы профилактики, в том числе за счет изучения эффективных практик, обобщения опыта профилактической деятельности на территории края с учетом новых вызовов современной среды;
4) применение медиативных и восстановительных технологий в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений системы профилактики с целью использования ресурса медиативных (восстановительных) технологий в профилактике правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия;
5) обеспечение круглогодичной занятости несовершеннолетних с учетом анализа заинтересованности несовершеннолетних в конкретной досуговой деятельности, вовлечение в занятие интересующими их формами досуга развивающего, познавательного характера;
6) совершенствование системы мониторинга в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с ориентацией на установление показателей, характеризующих качество деятельности, как отдельных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и системы профилактики в целом.
3.3. Показатели результативности реализации Комплекса мер:
N п/п |
Наименование показателя результативности |
Ед. изм. |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Доля несовершеннолетних, совершивших преступления, административные правонарушения и иные антиобщественные действия в период проведения с ними различными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы, в общей численности несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась индивидуальная профилактическая работа |
% |
не более 2,9 |
||
2 |
Доля несовершеннолетних, с которыми повторно была организована индивидуальная профилактическая работа, в общей численности несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики прекращена индивидуальная профилактическая работа в связи с улучшением ситуации |
% |
не более 3,0 |
||
3 |
Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет |
% |
не более 0,9 |
||
4 |
Доля несовершеннолетних, повторно совершивших преступление, в общем количестве несовершеннолетних, совершивших преступления |
% |
не более 25,5 |
||
5 |
Доля осужденных несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции |
% |
4,0 |
3,9 |
3,8 |
6 |
Доля несовершеннолетних, получивших социально-психологическую и иную помощь, от общего количества несовершеннолетних, нуждавшихся в получении такой помощи, состоявших на учете в уголовно-исполнительной инспекции |
% |
56,0 |
57,0 |
58,0 |
7 |
Доля несовершеннолетних с наркологическими расстройствами, выявленными впервые, в общей численности больных с наркологическими расстройствами, выявленных впервые |
% |
5,5 |
5,0 |
4,5 |
8 |
Доля несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических веществ, в общей численности несовершеннолетних с наркологическими расстройствами, зарегистрированных медицинскими организациями |
% |
36,9 |
36,8 |
36,7 |
9 |
Доля несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилась индивидуальная профилактическая работа, охваченных дополнительным образованием, спортом, иными организованными формами досуга, оздоровления и занятости, от общей численности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводилась индивидуальная профилактическая работа |
% |
не менее 85,0 |
||
10 |
Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время, находящихся в социально опасном положении, к общему числу граждан данной категории, обратившихся в государственную службу занятости населения в целях поиска подходящей работы |
% |
92,0 |
92,5 |
93,0 |
4. Мероприятия Комплекса мер
N п/п |
Мероприятие |
Исполнители (соисполнители) |
Сроки реализации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Задача 1. Внедрение инновационных подходов к развитию региональной и муниципальных систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через интеграцию проектной деятельности в управленческую практику, разработку межведомственных проектов в сфере защиты детства, развитие института наставничества | ||||
1 |
Разработка программ (планов, комплексов мер) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования с обязательным включением мероприятий, направленных на просвещение родителей и работу со взрослым населением по формированию атмосферы нетерпимости в обществе к правонарушениям и преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в их отношении |
главы муниципальных районов, городских и муниципальных округов Красноярского края*; отдел Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2021 год |
обеспечение комплексного, программно-целевого подхода к управлению и координации деятельности субъектов системы профилактики, укрепление и повышение качества межведомственного взаимодействия |
2 |
Создание в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" в 323 школах, расположенных в малых городах и сельской местности Красноярского края, центров образования цифрового и гуманитарного профилей ("Точки роста") |
министерство образования Красноярского края; муниципальные органы управления образованием* |
2020-2022 годы |
создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей |
3 |
Развитие системы наставничества в работе с несовершеннолетними, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводится индивидуальная профилактическая работа, в том числе находящихся в социально опасном положении, через поддержку развития технологии наставничества и привлечение некоммерческих организаций к данной деятельности |
министерство образования Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; отдел Правительства Красноярского края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2021-2023 годы |
эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Расширение сети учреждений социального обслуживания по работе с семьей и детьми, на базе которых реализуется технология "Наставничество" с профессиональной ориентацией подростков. Ежегодно не менее 60 подростков |
4 |
Организация прямых трансляций в социальных сетях по вопросам взаимодействия с родителями подростков, особенностей возрастной психологии, профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних |
министерство образования Красноярского края; краевое государственное бюджетное учреждение "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" |
2021-2023 годы |
повышение компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с родителями подростков, особенностей возрастной психологии, профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних |
5 |
Проведение мероприятий по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально- и медико-психологическому сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации |
министерство здравоохранения Красноярского края |
2021-2023 годы |
снижение числа абортов на 3 % ежегодно. Уменьшение числа отказов от новорожденных на 5 % за 3 года |
6 |
Проведение мероприятий по недопущению приобретения в библиотечные фонды края изданий, способствующих разжиганию межнациональной розни и ксенофобии, отрицающих семейные ценности и формирующих неуважение к родителям, пропагандирующих насилие и жестокость, в том числе в отношении детей |
министерство культуры Красноярского края; краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая детская библиотека"; краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая молодежная библиотека"; краевое государственное автономное учреждение культуры "Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края"; краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" |
2021-2023 годы |
проверка имеющихся библиотечных фондов края, контроль за приобретением изданий, ограничение доступа детей к негативной информации |
7 |
Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, обеспечение деятельности детского "телефона доверия", подключенного к единому общероссийскому номеру |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
повышение эффективности и доступности психолого-педагогической помощи детям и родителям, в том числе профилактика девиантного поведения подростков (суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение). Оказание экстренной психолого-педагогической помощи 100 % обратившихся, ежегодно |
8 |
Реализация проекта "Службы профилактики", направленного на повышение эффективности индивидуальной профилактической работы, проводимой специалистами органов по делам молодежи и муниципальными молодежными центрами, включающим в себя реализацию образовательных программ по профилактике негативных проявлений в молодежной среде для специалистов учреждений молодежной политики |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития края, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Красноярского края |
2021-2023 годы |
участие в проекте представителей молодежных центров 61 муниципального образования; проведение не менее 2 образовательных форматов для специалистов муниципальных молодежных центров в год с привлечением не менее 100 специалистов в рамках каждого мероприятия |
9 |
Реализация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание несовершеннолетних |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития края |
2021-2023 годы |
проведение не менее 20 патриотических акций и мероприятий, посвященных памятным датам; предоставление субсидии на развитие системы патриотического воспитания в рамках деятельности муниципальных молодежных центров не менее 20 бюджетам муниципальных образований |
10 |
Организация на базе учреждения социального обслуживания пилотного проекта "единой семейной диспетчерской", направленной на оказание адресной комплексной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, и профилактику семейного неблагополучия на ранней стадии, по принципу "единого окна" |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
создание службы помощи, объединяющей социальные ресурсы муниципального образования и координации работы с семьей с учетом ее жизненной ситуации. Предоставление помощи не менее 30 семьям ежегодно. |
11 |
Проведение интеллектуальных молодежных игр по брейн-рингу в Федеральном казенном учреждении "Канская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" |
министерство культуры Красноярского края; краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая молодежная библиотека"; Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю* (далее - ГУФСИН России по краю) |
2021-2023 годы |
социальная адаптация и реабилитация подростков и молодежи, находящихся в местах лишения свободы, преодоление их духовной изоляции, содействие развитию интеллектуального мышления, формирование потребности в саморазвитии. Проведение 4 тематических игр ежегодно, количество участников - не менее 200 человек в год |
12 |
Проведение культурно-просветительских мероприятий для воспитанников Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по краю |
министерство культуры Красноярского края, краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая детская библиотека"; краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая молодежная библиотека" |
2021-2023 годы |
проведение ежегодно не менее 10 мероприятий |
13 |
Проведение слета "Полицейских классов" с целью популяризации деятельности классов (групп) правоохранительной направленности, формирования у обучающихся правовых знаний и культуры, позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в подростковой и молодежной среде, профессионального интереса к службе в органах внутренних дел |
министерство образования Красноярского края; Главное управление Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по краю)* |
2022 год |
формирование патриотического, законопослушного сознания |
14 |
Реализация краевого инфраструктурного проекта "Территория инициативной молодежи "Юниор". Проведение летнего форума неформального образования для подростков с целью формирования представления о конкретных траекториях личного развития, создание условий для саморазвития, самореализации и занятости подростков в летний период |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; краевое государственное автономное учреждение "Краевой Дворец молодежи"; муниципальные молодежные центры |
2021-2023 годы |
количество несовершеннолетних, находящихся в ТЖС, принявших участие в проекте "Территория инициативной молодежи "Юниор", - не менее 10% от общего количества участников проекта |
15 |
Реализация краевого инфраструктурного проекта "Территория Красноярский край" посредством поддержки социальных проектов молодых людей в возрасте от 14 лет, направленных на патриотическое воспитание молодежи, развитие добровольчества, пропаганду здорового образа жизни и спорта, благоустройство скверов, организацию досуга и занятости, а также на профилактику негативных проявлений в молодежной среде |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; краевое государственное автономное учреждение "Краевой Дворец молодежи" |
2021-2023 годы |
количество несовершеннолетних СОП и ТЖС, участвующих в проекте "Территория Красноярский край", - не менее 15% от общего числа участников |
16 |
Разработка и внедрение на территории г. Красноярска пилотного проекта "Психолог в доме" для семей, находящихся в социально опасном положении, направленного на получение базовых знаний по психологии, которые позволят своевременно и самостоятельно решать личностные проблемы, конфликтные ситуации в семье, а также повысить уровень родительской компетенции и ответственности |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2022 годы |
повышение родительской грамотности |
17 |
Организация системного освещения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через региональные источники средств массовой информации с целью повышения информированности родителей и несовершеннолетних в крае |
краевые и муниципальные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Красноярского края |
2021-2022 годы |
повышение информированности общества о проблемах безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и путях их решения |
18 |
Создание банка лучших практик и проектов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
отдел Правительства Красноярского края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края; органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
2021-2022 годы |
распространение лучших практик и проектов с целью повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Задача 2. Обеспечение упорядоченной превентивной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе за счет повышения координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав | ||||
1 |
Обеспечение контроля органами исполнительной власти Красноярского края при проведении плановых и внеплановых проверок деятельности подведомственных учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также учреждений, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в крае, за соответствием уставов, положений, должностных инструкций (регламентов) специалистов нормам федерального и краевого законодательства, регулирующим вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядка межведомственного взаимодействия |
министерство образования Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; министерство спорта Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; агентство труда и занятости населения Красноярского края |
2021-2023 годы |
приведение в соответствие документов, регулирующих деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствие нормам федерального и краевого законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав |
2 |
Проведение на базе образовательных организаций цикла лекций по правовому просвещению родителей основам семейного и административного права, а также уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних |
министерство образования Красноярского края; ГУ МВД России по краю* |
2021-2023 годы |
снижение числа родителей, отрицательно влияющих на своих несовершеннолетних детей |
3 |
Актуализация (корректировка) используемых в образовательных учреждениях программ и методик формирования законопослушного поведения несовершеннолетних на основании поступающей из правоохранительных органов информации о выявленных движениях, течениях, субкультурах деструктивного характера, "популярных" среди молодежи, а также на основании результатов анонимного анкетирования учащихся образовательных организаций, проводимого с целью выявления их отношения к различным криминальным течениям, движениям и субкультурам |
министерство образования Красноярского края; муниципальные органы управления образованием;* образовательные организации; ГУМВД России по краю* |
2021-2023 годы |
повышение эффективности и оперативности работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, противодействие распространению субкультур деструктивного характера, суицидальным наклонностям |
4 |
Проведение диагностических обследований (тестирование, опросы и другие формы) несовершеннолетних учащихся для своевременного выявления детей, относящихся к "группе риска", проявляющих суицидальные наклонности, агрессивное поведение в отношении окружающих. Использование результатов при оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетним "группы риска", подготовке рекомендаций для законных представителей по дальнейшему обучению и воспитанию детей |
министерство образования Красноярского края; муниципальные органы управления образованием;* образовательные организации |
2021-2023 годы |
|
5 |
Проведение мероприятий антинаркотической направленности |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; муниципальные молодежные центры |
2021-2023 годы |
ежегодное проведение антинаркотических мероприятий для подростков и молодежи в 61 муниципальном образовании |
6 |
Изготовление и размещение медиапродуктов, направленных на популяризацию здорового образа жизни среди молодежи, в доступных интернет-ресурсах |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; краевое государственное автономное учреждение "Центр молодежных инициатив "Форум" |
2021-2023 годы |
создание не менее 3 медиапродуктов ежегодно, количество участников просмотров - не менее 25 000 человек в год |
7 |
Организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни среди молодежи |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; краевое государственное автономное учреждение "Центр молодежных инициатив "Форум" |
2021-2023 годы |
количество участников мероприятий - не менее 150 человек ежегодно |
8 |
Открытие филиалов общественной приемной для детей и родителей, действующей на базе Краевого центра семьи и детей, в 5 муниципальных образованиях Красноярского края |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
повышение доступности социальной службы, направленной на профилактику семейного неблагополучия. Социальное сопровождение не менее 100 человек ежегодно, обратившихся в общественную приемную для детей и родителей |
9 |
Проведение с целью своевременной организации комплексной индивидуальной профилактической работы межведомственных сверок: 1) о несовершеннолетних и их законных представителях (семьях), состоящих на профилактических учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно-исполнительных инспекциях Главного управление федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю; 2) о несовершеннолетних, совершивших преступления, общественно-опасные деяния, суициды, суицидальные попытки, ставших жертвами насильственных преступлений, иного жестокого обращения |
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов (районов в городе); органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; органы предварительного расследования ГУ МВД России по краю*; Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия*; ГУФСИН России по краю* |
2021-2023 годы |
|
10 |
Проведение мероприятий, направленных на организацию полезной занятости несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом |
органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ГУ МВД России по Красноярскому краю*; ГУФСИН России по краю* |
2021-2023 годы |
|
Задача 3. Повышение профессионального уровня членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов органов и учреждений системы профилактики, в том числе за счет изучения эффективных практик, обобщения опыта профилактической деятельности на территории края с учетом новых вызовов современной среды | ||||
1 |
Организация курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам для муниципальных служащих, выполняющих функции председателей, ответственных секретарей муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
отдел Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2021-2023 годы |
организация и проведение ежегодно не менее двух программ повышения квалификации |
2 |
Проведение обучающих семинаров с руководителями территориальных подразделений органов внутренних дел, личным составом подразделений полиции по делам несовершеннолетних по реализации требований Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
ГУ МВД России по Красноярскому краю*; отдел Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2021-2023 годы |
организация и проведение ежегодно не менее одного семинара |
3 |
Повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей в режиме вебинаров по теме "Современные практики работы с подростками, направленные на предотвращение криминализации подростковой среды" |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
обмен опытом по повышению эффективности работы с детьми "группы риска" |
4 |
Проведение форума современных практик специалистов учреждений внесемейного воспитания |
министерство образования Красноярского края |
2021-2023 годы |
|
5 |
Создание и функционирование сетевого методического объединения педагогов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
министерство образования Красноярского края |
2021-2023 годы |
оперативное оповещение об изменениях законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трансляции методических рекомендаций, освещение эффективных практик профилактической работы |
Задача 4. Применение медиативных и восстановительных технологий в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений системы профилактики с целью использования ресурса медиативных (восстановительных) технологий в профилактике правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия | ||||
1 |
Развитие социально-психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, учреждениями социального обслуживания семьи и детей |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения |
2 |
Внедрение в практику деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов (районов в городе) и органов и учреждений системы профилактики использования ресурса служб медиации (примирения) в целях координации и реализации медиативных (восстановительных) технологий |
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов (районов в городе); органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; отдел Правительства Красноярского края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2020-2021 годы |
эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними |
3 |
Развитие служб медиации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей |
министерство социальной политики Красноярского края |
2021-2023 годы |
защита прав и интересов несовершеннолетних при разрешении споров и конфликтов, в том числе после совершения правонарушений. Ежегодно - не менее 150 несовершеннолетних |
Задача 5. Обеспечение круглогодичной занятости несовершеннолетних с учетом анализа заинтересованности несовершеннолетних в конкретной досуговой деятельности, вовлечение в занятие интересующими их формами досуга развивающего, познавательного характера | ||||
1 |
Организация правового просвещения несовершеннолетних, формирование правовой культуры несовершеннолетних и их родителей |
министерство культуры края, краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая детская библиотека" |
2021-2023 годы |
не менее 1 500 несовершеннолетних ежегодно примут участие в мероприятиях, направленных на формирование правовой культуры, повышение информированности детей и родителей в области правового просвещения и воспитания, о правах ребенка и обязанностях родителей, содействие формированию социального здоровья семьи, организацию совместного досуга детей и родителей |
2 |
Обеспечение дополнительной досуговой занятости несовершеннолетних, находящихся в государственных учреждениях внесемейного воспитания |
министерство образования, министерство социальной политики, министерство спорта |
2021-2023 годы |
снижение количества самовольных уходов воспитанников, предупреждение правонарушений |
3 |
Реализация краевого проекта "Библиотечное лето", направленного на создание условий для безопасного и содержательного досуга детей в летний период средствами библиотек, обеспечения комплексного культурно-информационного обслуживания детей в каникулярный период, профилактики негативных явлений в подростковой среде |
министерство культуры края, краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Красноярская краевая детская библиотека" |
2021-2023 годы |
организация досуговой занятости детей в летний период, привлечение их к чтению. Охват участников проекта - более 200 тыс. человек, ежегодно |
4 |
Организация работы культурно-досуговых формирований (клубов, кружков) для детей до 14 лет |
министерство культуры края, органы местного самоуправления муниципальных образований края, осуществляющие управление в сфере культуры |
2021-2023 годы |
организация работы не менее 5000 культурно-досуговых формирований (клубов, кружков) с числом участников не менее 70 000 человек |
5 |
Реализация мероприятий, направленных на популяризацию и изучение туристских достопримечательностей края (конкурс-викторина о родном крае) |
агентство по туризму Красноярского края; краевое государственное казенное учреждение "Туристский информационный центр Красноярского края" |
2021-2023 годы |
проведение не менее 2 конкурсов-викторин в год |
6 |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
2021-2023 годы |
ежегодно 11,7 тыс. чел. временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан. Трудоустройство не менее 30 % несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
7 |
Профессиональное обучение несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, признанных в установленном порядке безработными |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
2021-2023 годы |
ежегодно не менее 90 несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, направленных на профессиональное обучение |
8 |
Организация профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
2021-2023 годы |
ежегодно 20,0 тыс. несовершеннолетних граждан, принявших участие в профориентационных мероприятиях |
9 |
Содействие в трудоустройстве родителей, имеющих несовершеннолетних детей |
агентство труда и занятости населения Красноярского края |
2021-2023 годы |
ежегодно не менее 45 % трудоустроенных родителей, имеющих несовершеннолетних детей |
10 |
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет в свободное от учебы время |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; муниципальные молодежные центры |
2021-2023 годы |
количество трудоустроенных несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, - не менее 30 % от общего количества трудоустроенных в "Трудовые отряды старшеклассников" |
11 |
Проведение межведомственных антинаркотических акций: "Молодежь выбирает жизнь!"; "Живи здорово!" |
министерство образования Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой наркологический диспансер N 1" |
2021-2023 годы |
охват не менее 75 % обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, не менее 25 % родителей обучающихся. Доведение до сознания опасности употребления наркотиков, формирование здорового образа жизни. Привлечение не менее 3 000 несовершеннолетних и молодежи в год к профилактическим акциям по формированию здорового образа жизни |
12 |
Обеспечение функционирования имеющихся и создание новых спортивных площадок по месту жительства для развития доступности физкультуры и спорта на территории Красноярского края |
министерство спорта Красноярского края; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Красноярского края |
2021-2023 годы |
снижение подростковой преступности, количества несовершеннолетних правонарушителей |
Задача 6. Совершенствование системы мониторинга в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с ориентацией на установление показателей, характеризующих качество деятельности, как отдельных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и системы профилактики в целом | ||||
1 |
Проведение социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, с целью раннего выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача |
министерство образования Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; органы местного самоуправления муниципальных образований края, осуществляющие управление в сфере образования*; общеобразовательные и профессиональные образовательные организации* |
2021-2023 годы |
социально-психологическим тестированием охвачены все общеобразовательные (за исключением начальных общеобразовательных) организации и профессиональные образовательные организации, не менее 80 000 обучающихся |
2 |
Разработка автоматизированной информационно-поисковой системы "Общественно опасное деяние" |
ГУ МВД России по краю* |
2021 год |
обеспечение ведомственного контроля за несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния |
3 |
Организация контроля за лицами, в отношении которых установлен административный надзор, формально подпадающих под административный надзор, проживающих в семьях с несовершеннолетними |
подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел* |
2021-2023 годы |
профилактика совершения преступлений в отношении несовершеннолетних. Охват контрольными мероприятиями не менее 95 % семей |
4 |
Сбор, обобщение, анализ отчетности (мониторингов) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов (районов в городе) по формам, установленным федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, а также постановлениями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края |
отдел Правительства края по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав края |
2021-2023 годы |
формирование и совершенствование системы учета по вопросам деятельности в сфере профилактики, сбора и анализа информации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
5 |
Осуществление мониторинга детского неблагополучия при посещении семей осужденных по месту жительства в рамках исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества |
ГУФСИН России по краю* |
2021-2023 годы |
|
* Участие в мероприятиях носит рекомендательный характер.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Красноярского края от 2 апреля 2021 г. N 194-Р Об утверждении регионального межведомственного комплекса... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.