Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 02.04.2021 N 110-П
3. Общая характеристика сферы реализации государственной программы. Обоснование включения в состав государственной программы основных мероприятий, подпрограмм
Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Астраханской области, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
В целях пересмотра приоритетных направлений регионального развития, а также оценки достижения ранее поставленных целей, сложившегося ресурсного потенциала региона, взаимоувязки текущего состояния и тенденций его долгосрочного территориального развития, в том числе с интересами долгосрочного развития страны, разработана Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года.
Стратегия определяет миссию, приоритетные направления, стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития региона. Реализация Стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий, а положения Стратегии детализируются в государственных программах Астраханской области.
Стратегия учитывает положения, в том числе Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р.
Основным результатом реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на период до 2035 года (далее - Стратегия) к 2035 году в сфере развития МСП должно стать увеличение количества субъектов МСП до 3080,8 ед. на 100 тыс. человек.
Важнейший макроэкономический показатель, характеризующий развитие экономики Астраханской области, - валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2010-2018 годы увеличился на 166,2% в текущих основных ценах и в 2018 году составил почти 553,4 млрд. рублей.
По темпам роста Астраханская область опережает показатели валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации, а среди всех субъектов Российской Федерации занимает 6 место (темп роста за 2018 год ВРП - 104,9%; ВВП - 102,5%). По объему ВРП Астраханская область занимает 40 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место - среди регионов Южного федерального округа.
Динамика ВРП обусловлена прежде всего ростом добавленной стоимости промышленности (темп к 2010 году - 363,3%) и сельского хозяйства (139,8%).
Доля таких отраслей, как строительство, транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная составляет 4,9, 6,3 и 6,7% соответственно. Также стоит отметить традиционные для Астраханской области отрасли сельского хозяйства - рыболовство и рыбоводство, их вклад в ВРП составляет 5,1%.
Индекс промышленного производства региона за период с 2010 по 2020 годы вырос более чем в 3 раза, в том числе:
- добыча полезных ископаемых - в 7,2 раза;
- пищевая отрасль - 2,3 раза;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - в 1,5 раза.
В 2019 году по индексу промышленного производства Астраханская область заняла 44 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов Южного федерального округа.
Инвестиционная активность хозяйствующих субъектов на протяжении ряда лет обеспечивает инвестиционный поток в экономику региона порядка 100,0 млрд. рублей.
В 2019 году освоено 95,7 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает уровень 2010 года в денежном выражении (в 2010 году - 59,9 млрд. рублей).
За первое полугодие 2020 года объем инвестиций в основной капитал составил 39,1 млрд. рублей, что на 14,2% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Астраханская область находится в группе лидеров среди субъектов Российской Федерации по следующим показателям:
- наличие и качество законодательства Астраханской области о механизмах защиты и поддержки инвесторов;
- интернет-портал об инвестиционной деятельности;
- среднее количество процедур при подключении к электросетям;
- оценка деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области по постановке на кадастровый учет.
На территории Астраханской области статус "особо важный инвестиционный проект" присвоен 4 крупным инвестиционным проектам, реализуемым с общим объемом инвестиций порядка 42,9 млрд рублей.
Предприятия МСП являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции, поэтому с каждым годом малый бизнес приобретает все большее значение для экономики Астраханской области.
Государственной программой предусмотрено предоставление следующих форм государственной поддержки субъектам МСП:
- финансовой - Фондом в виде льготных займов и АО "Астраханский залоговый фонд" в виде поручительств;
- имущественной - в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
- информационной;
- консультационной;
- поддержки субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства.
Кроме того, на территории региона с 01.07.2020 реализуется специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", государственной программой предусмотрена следующая поддержка:
- финансовая - Фондом в виде льготных займов и АО "Астраханский залоговый фонд" в виде поручительств;
- имущественная - в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
- информационная;
- консультационная.
В результате принимаемых мер поддержки предпринимательства за период с 2010 по 2019 год наблюдается рост количества представителей МСП на 44% - это свыше 2,7 тыс. новых предприятий.
В период с 2010 по 2019 год в реализации мероприятий программ развития и поддержки МСП и Стратегии отмечены положительные результаты роста оборота предприятий. Однако, несмотря на стабильный рост оборота МСП в условиях высокого уровня инфляции, в 2015 году наблюдался спад объема оборота МСП в сопоставимых ценах. При этом в 2019 году темп роста оборота малых и средних предприятий в сопоставимых ценах по отношению к показателю 2010 года составил 111,23%, что свидетельствует о развитии астраханского МСП.
Также одним из важных факторов развития сферы предпринимательства в регионе является увеличение доли малых и средних предприятий в секторах экономики, в которых традиционно доминировал крупный бизнес: это финансы, промышленное производство оборудования, транспортные и логистические услуги, строительство. Малый бизнес перестал быть традиционно торговым предприятием, создающим низкую добавленную стоимость, в котором мало востребованы высококвалифицированные кадры и новые технологии.
Одним из базовых компонентов, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, является строительный комплекс.
За январь - июль 2020 года объем по виду экономической деятельности "Строительство" составил 16,2 млрд. рублей, превысив уровень соответствующего периода 2019 года в 1,6 раза.
Уровень газификации жилого фонда увеличился до 86,9%, в том числе в сельской местности - до 77,5%.
В Астраханской области розничный товарооборот в 2019 году сложился на уровне 100,4% к 2018 году.
Доля Астраханской области в общероссийском объеме оборота розничной торговли составила 0,53%.
В 2019 году в Астраханской области оборот розничной торговли в основном формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществлявшими деятельность вне рынка (95,4%); доля розничных рынков и ярмарок составляла 4,6% (в 2012 году - 93,3% и 6,7% соответственно).
На 01.01.2019 на территории Астраханской области функционировало 8 розничных рынков, на которых было организовано 921 торговое место, 5 рынков являются сельскохозяйственными, 3 - универсальными.
На 01.01.2020 организовано 67 ярмарок. Организаторами ярмарок являлись индивидуальные предприниматели (47,2% от общего числа проведенных ярмарок), юридические лица (31,4%), органы местного самоуправления (21,4%). Основными хозяйствующими субъектами на ярмарках были индивидуальные предприниматели (они занимали 91,0% всех торговых мест).
Астраханская область благодаря своему выгодному географическому положению на пересечении евроазиатских транспортных маршрутов всегда имела высокий потенциал в развитии внешнеэкономических связей.
География внешней торговли Астраханской области достаточно стабильна и представлена около 70 странами. Предприятия области активно взаимодействуют с партнерами из стран Прикаспийского региона (Исламская Республика Иран, Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан), а также стран Содружества независимых государств (далее - СНГ) (Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Республика Узбекистан). Устанавливаются связи с представителями Европы: Федеративной Республикой Германия, Литовской Республикой, Республикой Польша и другими странами.
Эффект от тесных контактов Правительства Астраханской области с партнерами, в первую очередь из прикаспийских государств, очевиден - их доля во внешнеторговом обороте Астраханской области по итогам 2019 года составила порядка 50%.
Внешнеторговую деятельность в 2019 году от Астраханской области осуществляли: 451 участник, в том числе 370 юридических лиц. Общий внешнеторговый оборот за 2019 год составил 638400 тыс. долларов США, из которых 323035,4 тыс. долларов США - с прикаспийскими государствами (в порядке убывания стоимости): Исламская Республика Иран - 279641,5 тыс. долларов США, Республика Казахстан - 20021,6 тыс. долларов США, Азербайджанская Республика - 16522,0 тыс. долларов США, Туркменистан - 6850,3 тыс. долларов США.
В целях развития экспортной деятельности на территории Астраханской области функционирует центр поддержки экспорта.
Центр поддержки экспорта оказывает широкий спектр мер поддержки как для действующих, так и потенциальных экспортеров Астраханской области. В целях выхода региональных предприятий на внешние рынки центр поддержки экспорта организует участие субъектов МСП в международных выставках, конференциях, форумах, бизнес-миссиях, где представители астраханского бизнеса могут продемонстрировать возможности своих компаний, приобрести новые деловые контакты, перенять передовые технологии.
По итогам реализации вышеперечисленных мер поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП с начала деятельности центра поддержки экспорта его услугами воспользовались свыше 3000 субъектов МСП.
Организовано и проведено свыше 30 бизнес-миссий для более чем 125 субъектов МСП (Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Австрийская Республика, Чешская Республика, Венгрия, Королевство Нидерландов, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Туркменистан, Республика Армения, Республика Азербайджан, Исламская Республика Иран, Китайская Народная Республика).
Свыше 1150 субъектов МСП приняли участие в образовательных семинарах, тематических форумах и конференциях. Оказана промоутерская поддержка (издание каталога, буклетов, участие в выставках, направлены запросы в торговые представительства Российской Федерации за рубежом) более чем для 500 субъектов МСП. В результате проведенных мероприятий при содействии центра поддержки экспорта 122 компании вышли со своей продукцией на зарубежные рынки, тем самым расширив присутствие на действующих рынках (Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан, Соединенные Штаты Америки) и определив новые (Объединенные Арабские Эмираты, Республика Армения, Республика Таджикистан, Монголия, Латинская Америка (Многонациональное Государство Боливия), страны Персидского залива (Государство Кувейт), страны Северной Африки (Арабская Республика Египет), страны Европы (Федеративная Республика Германия, Словацкая Республика, Республика Сербия), страны Восточной Азии (Китайская Народная Республика).
Данными компаниями заключено 203 экспортных контракта на сумму свыше 3100 млн. рублей.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по полному кругу предприятий в период 2010-2019 годов демонстрировала умеренный темп роста и в 2018 году составила 35791,5 рубля (темп роста - 106,0%) против 15367,9 рубля в 2010 году (темп роста - 109,0%).
Уровень регистрируемой безработицы в регионе показал положительную динамику, за исключением 2015-2016 годов, что явилось отражением непростой внешнеполитической и экономической ситуации в эти годы.
В 2020 году весь мир испытал на себе последствия пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что оказало влияние на многие сферы социально-экономического развития региона и страны в целом.
Конкурентными преимуществами Астраханской области, которые могут оказать благоприятное влияние на социально-экономическое развитие региона в перспективе, являются выгодное территориальное, геополитическое и транспортное расположение, благоприятные климатические условия для ведения хозяйственной деятельности и богатый природно-ресурсный потенциал, наличие стабильно развивающихся производственных комплексов на территории региона, имеющих значительный экономический потенциал, богатое историко-культурное наследие и уникальный туристско-рекреационный потенциал, развитый транспортный комплекс в части его основных сегментов (железнодорожный, водный и авиатранспорт), сформированные международные отношения, благоприятная бизнес-среда:
- наличие инфраструктуры и эффективных механизмов поддержки (финансового и нефинансового характера) субъектов инвестиционной деятельности посредством: формирования многоуровневой системы поддержки инноваций на каждом этапе развития и инфраструктуры государственной поддержки действующих инновационных компаний; наличия и развития первого частного технопарка в России FABRIKA;
- наличие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос", созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области (далее - ОЭЗ ППТ "Лотос"), - территории с особым юридическим статусом, налоговыми льготами, подготовленными производственными площадками для реализации инвестиционных проектов.
К основным вызовам социально-экономического развития Астраханской области в настоящее время относятся особенности климатических условий, сохранение зависимости от сектора нефтедобычи и нефтепереработки, недостаточная диверсификация производства, низкий уровень конкурентоспособности предприятий.
Ключевыми возможностями для развития Астраханской области являются высокий потенциал для развития отраслей сельского хозяйства, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции и использованием ее экспортного потенциала в сфере животноводства и рыбной промышленности, наращивание экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции за счет организации работы по информационному обмену между участниками экспортной деятельности АПК Астраханской области, развитие программ поддержки МСП, отраслей, оказавшихся в зоне риска в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Ключевыми угрозами развитию Астраханской области являются усиление конкуренции со стороны регионов России за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции, снижение конкурентоспособности продукции и уход с рынка предприятий обрабатывающей промышленности региона, усиление дефицита рабочих и инженерных кадров, увеличение структурной безработицы как следствие эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), финансовая нестабильность ряда отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): туризм, авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание и другие, низкий уровень доверия малого и среднего бизнеса к исполнительным органам государственной власти, что влечет за собой нарастание неопределенности в бизнес-среде, снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
В целом Астраханская область является достаточно устойчивой к потенциальным угрозам развитию в силу того, что длительное время развивается в условиях не только вероятного, но и фактического наступления перечисленных угроз и вызовов.
В Астраханской области по состоянию на 01.01.2021 зарегистрирован 28421 субъект МСП (27417 единиц - микропредприятия (96,5%), 956 единиц - малые предприятия (3,3%), 48 единиц - средние предприятия (0,2%).
Малый и средний бизнес региона представлен в основном индивидуальными предпринимателями. Так, 72% бизнеса - это индивидуальные предприниматели, 28% - юридические лица.
Астраханская область по числу субъектов МСП занимает пятое место среди регионов Южного федерального округа (лидеры: Краснодарский край - 265862 субъекта МСП, Ростовская область - 167157 субъектов МСП).
Кроме того, по состоянию на 01.01.2021 на территории региона зарегистрировано 4886 самозанятых граждан.
Общая среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей), в Астраханской области по итогам 2020 года составляет свыше 94 тысяч человек, что на 4,5% ниже значения показателя за предыдущий год.
Количество действующих предприятий по видам экономической деятельности формируется в основном за счет предприятий сферы торговли - 27,3%, обрабатывающих производств - 18,6% и строительства - 17,5%.
В настоящее время в регионе сформирована система мер поддержки предпринимательства, которая ежегодно трансформируется с учетом новых экономических вызовов и мнения предпринимательского сообщества.
На территории Астраханской области создан и функционирует центр "Мой бизнес", который объединяет в себе следующие объекты инфраструктуры поддержки бизнеса: АО "Астраханский залоговый фонд"; Фонд; центр поддержки экспорта; региональный центр инжиниринга; центр кластерного развития; центр инноваций социальной сферы; центр поддержки предпринимательства; организация, управляющая деятельностью бизнес-инкубаторов, МФЦ для бизнеса, центры оказания услуг на базе банков.
Кроме того, для обрабатывающих производств, в том числе МСП, предусмотрены меры поддержки в виде предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, а также льготных займов, предоставляемых фондом развития промышленности Астраханской области.
В 2020 году ухудшение экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к негативным последствиям в секторе малого и среднего бизнеса. Высокая неопределенность на внутренних и внешних рынках приводит к опасениям населения для ведения индивидуального предпринимательства и к риску сокращения действующих хозяйствующих субъектов.
С каждым годом все более популярным среди предпринимателей становится использование в качестве источника финансовых средств вложений инвесторов.
Доступ предприятий к кредитам всегда ограничен, так как кредитование в банке ориентировано на минимальный кредитный риск. Преодолеть недостатки банковского кредита может венчурное финансирование инновационных проектов.
В настоящее время IT-сфера выступает одним из передовых и перспективных направлений в мире, в частности в России.
Все больше начинающих или развивающихся IТ-компаний проектируют, создают новые высокотехнологичные продукты, в том числе соответствующие основным мировым стандартам, и выводят их на рынок.
На текущий момент в мире наблюдается рост социальной ответственности, тема социального предпринимательства становится все более обсуждаемой и популярной во всем мире.
Преимущество социального предпринимательства для государства заключается в том, что данный вид бизнеса не только создает рабочие места, но и решает социальные проблемы территорий.
Развитие социальной инфраструктуры, образовательные и экологические программы, поддержка здравоохранения, спорта, науки и культуры становятся приоритетными задачами по всему миру.
В целом развитие МСП способствует повышению конкуренции, быстроты реакции на потребности рынка, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В настоящее время малый бизнес является одной из основ успешного развития экономики, во многом определяя ее гибкость и устойчивость к неблагоприятным факторам.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 2 апреля 2021 г. N 110-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.