Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 г. N 3а-647/2020
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 г. N 8а-20565/2021[88а-20982/2021] настоящее решение и Апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 г. N 66а-826/2021 оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 г. N 66а-826/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 12 декабря 2017 года N 3-17/э, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 декабря 2017 года за N 4443, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2017 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 4 мая 2018 года N 33, ст. 1243, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов, в том числе между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция") и открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Сетевая компания" на 2018-2022 годы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 г. N 3-13/э
Постановлением Госкомитета от 12 декабря 2019 года N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э" установлены на 2020 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между, в том числе ООО "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания" с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 21 декабря 2019 года за N 6402, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 декабря 2019 года.
Пункты 2, 3 в Приложениях N 1 и N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17/э изложены в новой редакции. Для взаиморасчетов между ООО "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания" установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, а также в период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года соответственно, в размере 238401,94 рубля за МВт в месяц, 104,09 рубля за МВт в час, 0,53192 рубля за кВт в час;
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) ООО "Интеграция" (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 116698700 рублей.
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17/э.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
ООО "Интеграция" полагает, что данные тарифы на 2020 год и размер НВВ являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ не были учтены расходы административного истца на аренду электросетевого оборудования по вновь заключенным договорам, что повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений.
В судебном заседании представители ООО "Интеграция" Горюнова К.С., Евсеев А.А., Развутдинова Г.Н. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю. административный иск не признали.
Представитель ОАО "Сетевая компания" Хусаинова P.P. с административным иском не согласилась.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с не включением в полном объеме при определении размера НВВ органом регулирования расходов административного истца на аренду электросетевого оборудования по вновь заключенным договорам, что повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений, суд приходит к следующему
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
При утверждении НВВ на 2020 год по статье "Плата за аренду имущества" Госкомитетом не были учтены в полном объеме расходы организации на аренду имущества в заявленном ООО "Интеграция" размере 113585,43 тысяч рублей, включающем в себя расходы по договорам аренды электрооборудования, помещения под офис, склад, землю.
Тарифным органом указанные расходы приняты в размере 38991,78 тысяч рублей. Основанием для отказа в принятии в заявленном размере упомянутых расходов послужило представление ООО "Интеграция" однолинейных схем, как приложения к договорам аренды, плохого качества, без указания на них наличия субабонентов, при отсутствии подписей самих субабонентов, а также не представление актов технологического присоединения между арендатором и субабонентами, представление инвентарных карточек, не отражающих электрооборудование, принятое к бухгалтерскому учету.
По выше приведенным причинам органом регулирования принято решение не учитывать электрооборудование по вновь заключенным договорам аренды и принять условные единицы на уровне установленных на 2019 год с включением условных единиц по объекту ЖК "Легенда".
Согласно пункту 19 Правил регулирования тарифов в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
Представители тарифного органа в судебном заседании утверждали, что дополнительная информация по статье расходов "Плата за аренду имущества" у ООО "Интеграция" не запрашивалась.
По общему правилу на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, учитывая перечисленные в экспертном заключении недостатков обосновывающих спорные расходы документов, Комитет в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Осуществляя проверку по своему усмотрению и произвольно, без предварительного извещения об этом регулируемой организации, изменяя подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов по статье "Плата за аренду имущества", тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что не включением в полном объеме при определении размера НВВ органом регулирования расходов ООО "Интеграция" на аренду электросетевого оборудования по вновь заключенным договорам повлекло непринятие заявленного количества условных единиц оборудования, уменьшение величин поступления электроэнергии в сеть, полезного отпуска потребителям электрической энергии, уменьшение затрат по договорам аренды офисных и производственных помещений.
При этом суд также отмечает, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования не включение в состав расходов, учитываемых при формировании НВВ, затрат на аренду объектов электросетевого хозяйства абонента, используемого для передачи электроэнергии одному лицу (при отсутствии субабонентов) не влечет безусловное исключение иных расходов производственного и непроизводственного характера необходимых для обслуживания этих электрических сетей.
Следовательно, государственным органом было принято экономически необоснованное решение о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Интеграция" и ОАО "Сетевая компания", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление Госкомитета от 12 декабря 2019 года N 3-17/э в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать его недействующими со дня принятия.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановления Госкомитета от 12 декабря 2019 года N 3-17/э не действующим в части наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным возложить на регулирующий орган как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12 декабря 2019 года N 3-17/э "О корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э" в части тарифа, установленного для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2020 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Татарстан, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2017 года N 3-13/э для общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция".
Взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в пользу общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" в возмещение расходов на оплату услуг представителя 5000 рублей, в возврат уплаченной государственной пошлины 4500 рублей.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2020 г. N 3а-647/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 9 апреля 2021 г.
Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 г. N 8а-20565/2021[88а-20982/2021] настоящее решение и Апелляционное определение СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 г. N 66а-826/2021 оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2021 г. N 66а-826/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения