Решение Приморского краевого суда от 25 января 2021 г. по делу N 3а-23/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Бондаренко С.В.,
с участием прокуроров Рогалева А.Е., Романовой О.Н.,
представителя административных истцов общества с ограниченной ответственностью "Прим-Ойл", общества с ограниченной ответственностью "Рейн" - Шевцовой П.А., представителя административного ответчика Думы города Владивостока - Титенко Т.В., представителя заинтересованных лиц администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока - Карпенко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Прим-Ойл", общества с ограниченной ответственностью "Рейн" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности города Владивостока, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 год" (далее - решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505), которое официально опубликовано 10 августа 2015 года в "Вестнике Думы города Владивостока" N 33.
В Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 определены виды функционального использования земельных участков и установлены соответствующие им величины коэффициента функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке.
28 июля 2016 года Думой города Владивостока принято решение N 656, официально опубликованное 5 августа 2016 года в "Вестнике Думы города Владивостока" N 42, в соответствии с которым в наименовании, по тексту и в приложениях к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 исключены слова "на 2016 год".
Общество с ограниченной ответственностью "Прим-Ойл" (далее - ООО "Прим-Ойл") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части, указав в обоснование своих требований, что ООО "Прим-Ойл" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 685 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание. <адрес>, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации автозаправочной станции. Договор аренды данного земельного участка заключен с Управлением муниципальной собственности города Владивостока; при расчёте арендной платы за пользование земельным участком применяет коэффициент функционального использования "12", установленный в пункте 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, в последствии Управление муниципальной собственности г. Владивостока обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о взыскании суммы задолженности по внесению арендной платы, начисленной с 2011 года.
По мнению административного истца ООО "Прим-Ойл", решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, установившее значения коэффициента функционального использования и корректирующего коэффициента, принято в нарушение принципа экономической обоснованности определения арендной платы, приведённого в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку отсутствуют какие-либо документы, содержащие анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчёт значений утверждённых коэффициентов; применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчёте арендной платы нарушает права ООО "Прим-Ойл" как землепользователя, в том числе право на экономически обоснованную арендную плату за земельный участок.
Административный истец ООО "Прим-Ойл" указало, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта коэффициента функционального использования "12", определённого пунктом 1.5.1 приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года противоречит требованиям действующего земельного законодательства: части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
Административный истец ООО "Прим-Ойл" просит суд:
признать недействующим со дня принятия пункт 1.5.1 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке" в части установления значения коэффициента функционального использования "12" для земельных участков с видом функционального использования - для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций;
обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
взыскать с Думы города Владивостока в пользу ООО "Прим-Ойл" расходы по уплате государственной пошлины.
Общество с ограниченной ответственностью "Рейн" (далее - ООО "Рейн") обратилось в Приморский краевой суд с аналогичным административным исковым заявлением, указав в обоснование своих требований, что ООО "Рейн" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир строение. <адрес>, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации автозаправочной станции. Договор аренды данного земельного участка заключен с Управлением муниципальной собственности города Владивостока; при расчёте арендной платы за пользование земельным участком применяет коэффициент функционального использования "12", установленный в пункте 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505. Управление муниципальной собственности города Владивостока обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о взыскании суммы задолженности по внесению арендной платы, начисленной с 2011 года.
Административный истец ООО "Рейн" в обоснование иска приводит доводы, аналогичные доводам ООО Прим-Ойл" и просит суд:
признать недействующим со дня принятия пункт 1.5.1 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке" в части установления значения коэффициента функционального использования "12" для земельных участков с видом функционального использования - для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций;
обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
взыскать с Думы города Владивостока в пользу ООО "Рейн" расходы по уплате государственной пошлины.
Определением судьи от 5 ноября 2020 года административные дела NN 3а-416/2020, 3а-417/2020 по административным исковым заявлениям ООО "Прим-Ойл", ООО "Рейн" к Думе города Владивостока, заинтересованное лицо - администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части, объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением административному делу N 3а-416/2020; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной собственности города Владивостока, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании представитель административных истцов ООО "Прим-Ойл", ООО "Рейн" - Шевцова П.А., действующая на основании доверенностей, поддержала административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчёте арендной платы, нарушает права и законные интересы административных истцов, как плательщиков арендной платы за земельные участки. Просила признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части с даты его принятия. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на представленные отзывы на административные исковые заявления.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока Титенко Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых заявлений ООО "Прим-Ойл", ООО "Рейн", по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административные исковые заявления, согласно которому административный ответчик считает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 принято представительным органом муниципального образования в пределах предоставленной компетенции, в установленном порядке, данный нормативный правовой акт был опубликован в официальном печатном издании. Проект решения до его принятия на заседании Думы города Владивостока рассматривался профильным комитетом, получил положительное заключение правового отдела. Финансово-экономическое обоснование проекта данного решения составлено надлежащим образом и отражает полностью характер принимаемого решения, не требующего дополнительных затрат со стороны бюджета Владивостокского городского округа при его реализации. На сегодняшний день расчет арендной платы за пользование земельными участками на территории города Владивостока, предоставленными в аренду без торгов, определен муниципальным правовым актом от 10 августа 2015 года N 208-МПА "Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду без торгов"; согласно данному Порядку арендная плата определена как произведение ставки арендной платы и кадастровой стоимости. В свою очередь, ставка арендной платы рассчитывается как произведение ставки земельного налога, коэффициента функционального использования и корректирующего коэффициента. Арендная плата за земельные участки в городе Владивостоке, согласно расчетам данного Порядка, составляет процент от кадастровой стоимости земельного участка. Считают, что устанавливая арендную плату за земельные участки как процент от их кадастровой стоимости, Дума города Владивостока требование Постановления N 582 об определении указанной платы, исходя из принципа экономической обоснованности, исполнила. Коэффициент функционального использования в размере "12" действует на территории города Владивостока около 10 лет и был ещё установлен решениями Думы города Владивостока от 24 ноября 2009 года N 396 (действовал с 2010 года по 2014 год), от 19 июня 2013 года N 124 (на 2014 год), от 17 июня 2014 года N 306 (на 2015 год) без изменений с соблюдением основополагающего экономического принципа: не вводить новые обязанности или иным образом ухудшать положение арендатора. Кроме того, ранее пунктом 14 Приложения к постановлению главы администрации города Владивостока от 10 марта 2006 года N 292 "Об установлении величин коэффициента функционального назначении, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке" коэффициент функционального использования, применяемый при расчете арендной платы за земельные участки под эксплуатацию автозаправочных станций был установлен в более повышенном размере - "24", и действовал до принятия решения от 24 ноября 2009 года N 396. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц - администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока - Карпенко В.О., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, по доводам и основаниям, изложенным в отзывах на административные исковые заявления ООО "Прим-Ойл" и ООО "Рейн", представленных администрацией города Владивостока, где указано, что коэффициент функционального использования, установленный пунктом 1.5.1 приложения 1 к Решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций в размере "12", не устанавливался указанным пунктом в городе Владивостоке впервые, не пересматривался в сторону, как увеличения, так и снижения, в том числе, с момента возникновения арендных отношений администрации города Владивостока с ООО "Прим-Ойл" и ООО "Рейн", и действует на территории города Владивостока свыше 10 лет. Данный коэффициент был установлен еще в решении Думы города Владивостока от 24 ноября 2009 года N 396 в пункте 5.1.9 Приложения 1 "эксплуатация и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций". Таким образом, оспариваемый коэффициент функционального использования определялся решениями Думы города Владивостока без изменений с соблюдением основополагающего экономического принципа, определенного как налоговым, так и гражданским законодательством - не вводить новые обязанности или иным образом ухудшать положение налогоплательщика или арендатора. Спорный коэффициент при расчёте арендной платы по договору аренды от 7 октября 2003 года N N за земельный участок с кадастровым номером N, заключённому с ООО "Прим-Ойл", и договору аренды от 30 августа 2001 года N N за земельный участок с кадастровым номером N, заключенному с ООО "Рейн" применяется с 1 января 2017 года и по настоящее время. Просят в удовлетворении заявленных ООО "Прим-Ойл" и ООО "Рейн" административных исковых требованиях отказать.
Выслушав объяснения представителя административных истцов ООО "Прим-Ойл", ООО "Рейн" Шевцовой П.А., представителя административного ответчика Думы города Владивостока - Титенко Т.В., представителя заинтересованных лиц администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока - Карпенко В.О., заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования не действующим в оспариваемой административными истцами части с момента вступления в силу судебного решения, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в части по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Устава города Владивостока в структуру органов местного самоуправления города Владивостока входит, в частности, представительный орган города Владивостока - Дума города Владивостока.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления города Владивостока полномочий на принятие нормативного правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 октября 2003 года между администрацией города Владивостока ("Арендодатель") и ООО "Прим-Ойл" ("Арендатор") был заключён договор N N аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в пользование земельный участок с кадастровым номером N, площадью 685 кв. м, из земель поселений, находящийся по адресу: Приморский край, <адрес> (далее - Участок), для использования в целях дальнейшей эксплуатации временной автозаправочной станции, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка (пункт 1.1).
Срок аренды Участка устанавливается с 5 сентября 2003 года по 4 сентября 2028 года (пункт 2.1).
Согласно пункту 3.1 данного Договора за указанный Участок Арендатору устанавливается арендная плата с коэффициентом 4,5 по отношению к действующей в текущем году базовой ставке арендной платы, что составляет ... за первый календарный год (по 31 декабря 2003 года включительно) согласно прилагаемому расчёту, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора. Размер арендной платы изменяется ежегодно в связи с принятием соответствующего нормативного акта об изменении базовой ставки арендной платы, без внесения изменений в настоящий договор. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании действующей в текущем году базовой ставки арендной платы с применением коэффициента, установленного в п. 3.1 настоящего договора (пункт 3.2).
Данный договор зарегистрирован Учреждением юстиции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края, о чём сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N
Из предупреждения Управления муниципальной собственности города Владивостока от 12 августа 2019 года N 28/16-6386, адресованного ООО "Прим-Ойл", следует, что с 1 мая 2019 года Управление муниципальной собственности города Владивостока является администратором доходов бюджета от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обладает полномочиями по осуществлению начислений, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; осуществляет иные бюджетные полномочия. По договору аренды земельного участка от 7 октября 2003 года N N произведён перерасчёт арендной платы и с 1 января 2017 года составил ... в квартал, рассчитывается, в том числе, с применением коэффициента функционального использования (Кфи) "12", установленного пунктом 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505; также в данном предупреждении содержится требование о необходимости погасить задолженность по арендной плате по состоянию на 10 августа 2019 года.
Судом так же установлено, что 30 августа 2001 года между администрацией города Владивостока ("Арендодатель") и ООО "Рейн" ("Арендатор") был заключён договор N N аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель в соответствии с земельным законодательством и постановлением администрации г. Владивостока от 18 августа 2001 года N N предоставляет, а Арендатор принимает в пользование земельный участок площадью 1000 кв. м, <адрес>, на условиях аренды сроком на 49 лет с 17 августа 2001 год по 16 августа 2050 год (пункт 1.1). Участок предоставляется для дальнейшей эксплуатации автозаправочной станции капитального типа. Приведённое описание целей является исчерпывающим (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.1 за указанный в п. 1 настоящего договора земельный участок Арендатору устанавливается арендная плата с коэффициентом 4,50 по отношению к базовой ставке арендной платы. Сумма арендной платы арендатором рассчитывается самостоятельно. Арендная плата вносится с даты принятия постановления ежеквартально. Не позднее 15-го числа первого месяца квартала. За неполный квартал в начале периода аренды плата вносится не позднее 15 дней с момента подписания договора, а в конце договора аренды - не позднее даты окончания договора. Платежи считаются внесёнными в счёт арендной платы за следующий период только после погашения задолженности по платежам за предыдущий период. Размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке в связи с принятием соответствующего нормативного акта об изменении базовых размеров арендной платы за землю (без внесения изменений в договор) (пункт 2.2).
Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Приморском краевом регистрационном центре.
Данный договор зарегистрирован Учреждением юстиции "Приморский краевой регистрационный центр", о чём сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N.
Из предупреждения Управления муниципальной собственности города Владивостока от 24 июля 2019 года N 28/16-4862 адресованного ООО "Рейн", следует, что с 1 мая 2019 года Управление муниципальной собственности города Владивостока является администратором доходов бюджета от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обладает полномочиями по осуществлению начислений, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; осуществляет иные бюджетные полномочия. По договору аренды земельного участка от 30 августа 2001 года N N произведён перерасчёт арендной платы и с 1 января 2017 года составил ... в квартал, рассчитывается, в том числе, с применением коэффициента функционального использования (Кфи) "12", установленного пунктом 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, также в данном сообщении содержится требование о необходимости погасить задолженность по арендной плате по состоянию на 22 июля 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов, в том числе, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года, от 28 февраля 2017 года, N 424-О, при отсутствии единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Анализ приведённых норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования, являясь одним из показателей расчёта годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Представленные в материалы настоящего административного дела представителем административного ответчика документы и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 не содержат доказательств того, что Думой города Владивостока и главой города Владивостока, которым внесён проект указанного нормативного правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования введения коэффициента функционального использования в размере "12", а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, имеющих вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций.
Пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке", подписанные главой города Владивостока Пушкарёвым И.С., определяли цели принятия и структуру данного нормативного правового акта, содержали указание на то, что его принятие не требует дополнительных затрат на его реализацию из бюджета Владивостокского городского округа.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представителем административного ответчика не представлены документы, содержащие экономическое обоснование для установления оспариваемым пунктом 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 значения коэффициента функционального использования "12" в отношении земельных участков с видом функционального использования "для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций".
При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылки представителя административного ответчика на то, что ранее решениями Думы города Владивостока от 24 ноября 2009 года N 396, от 19 июня 2013 года N 124, от 17 июня 2014 года N 306 также устанавливался коэффициент функционального использования, аналогичный указанному в пункте 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, данный коэффициент применяется длительное время, и не произошло его изменение ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные выше нормативные правовые акты фактически утратили силу с 1 января 2012 года, с января 2015 года, с 1 января 2016 года, тогда как при принятии решения от 30 июля 2015 года N 505 Думе города Владивостока безусловно необходимо было соблюсти требования пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Ввиду таких обстоятельств суд приходит к выводу, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта коэффициента функционального использования, определённого пунктом 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, которым установлен коэффициент функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за земельные участки, предназначенные для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций в размере "12" противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что начислением арендной платы с применением коэффициента функционального использования "12", установленного в пункте 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, затрагиваются права ООО "Прим-Ойл" и ООО "Рейн" как пользователей указанными земельными участками, обязанных оплачивать арендную плату. С учетом установленных обстоятельств по административному делу административные истцы вправе обратиться в суд с данными административными исками.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется по настоящее время, суд приходит к выводу о необходимости признания пункта 1.5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления административным истцом ООО "Прим-Ойл" уплачена государственная пошлина в размере ..., что подтверждается платёжным поручением от 7 сентября 2020 года N 952.
При подаче административного искового заявления административным истцом ООО "Рейн" уплачена государственная пошлина в размере ..., что подтверждается платёжным поручением от 11 сентября 2020 года N 984.
Таким образом, с административного ответчика в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере по ... каждому.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Прим-Ойл", административной исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Рейн" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.5.1 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", касающийся установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов автозаправочных и газонаполнительных станций, в размере "12".
Взыскать с Думы города Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прим-Ойл" расходы по уплате государственной пошлины в размере ....
Взыскать с Думы города Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рейн" расходы по уплате государственной пошлины в размере ....
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы города Владивостока.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 25 января 2021 г. по делу N 3а-23/2021
Текст решения опубликован в "Вестнике Думы города Владивостока" от 8 октября 2021 г. N 48