Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о наставничестве в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений
(утв. постановлением Администрации города Абакана от 13 апреля 2021 г. N 574)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений (далее - Положение), разработано в целях развития на территории города Абакана наставничества как формы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки и распространения инновационного опыта лучших наставников.
1.2. Настоящее Положение регулирует основные вопросы организации, осуществления, стимулирования наставничества и распространяется на отношения по наставничеству несовершеннолетних в деятельности муниципальных организаций города Абакана, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Абакана (далее также - Комиссия) и органов местного самоуправления города Абакана.
2. Понятие, цель и задачи наставничества
2.1. Наставничество - форма взаимодействия между несовершеннолетним и закрепленным за ним взрослым наставником, обладающим необходимыми умениями и навыками для установления с несовершеннолетним взаимных доверительных отношений, оказания ему помощи в социальной адаптации, подготовке к самостоятельной жизни, реализации личностного потенциала.
2.2. Целью наставничества является повышение качества и эффективности проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение на территории города Абакана уровня безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждение асоциальных проявлений в детско-юношеской среде.
2.3. Задачи наставничества:
оказание реальной помощи несовершеннолетним в социальной адаптации за счет активной коррекционной работы, направленной на реализацию личностных ресурсов подростков, формирование позитивных жизненных установок, законопослушного поведения, развитие новых умений и навыков;
создание с помощью наставничества новых практик эффективной профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с несовершеннолетними;
обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, повышение роли общественности в решении проблем и задач, стоящих в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Категории несовершеннолетних, в отношении которых устанавливается наставничество, их права
3.1. Наставничество может устанавливаться над несовершеннолетними, которые состоят на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
3.2. Несовершеннолетние, в отношении которых устанавливается наставничество, пользуются правами и свободами, гарантированными международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, законами Республики Хакасия, иными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципальными правовыми актами города Абакана.
4. Требования к лицам, желающим осуществлять наставничество в отношении несовершеннолетних
4.1. Наставниками несовершеннолетних могут быть граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории города Абакана.
4.2. Граждане, желающие осуществлять наставничество в отношении несовершеннолетних, должны обладать высоким уровнем личностного развития и социальной интеграции, быть успешными в профессиональной либо общественной сферах, иметь опыт взаимодействия с несовершеннолетними, положительную репутацию.
4.3. Наставничество в отношении несовершеннолетних является добровольным.
4.4. Граждане, утвержденные в качестве наставников несовершеннолетних, осуществляют данную деятельность на безвозмездной основе.
5. Основные задачи, принципы деятельности, права и обязанности наставника
5.1. Основными задачами, стоящими перед наставником несовершеннолетнего, являются:
участие в проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
осуществление взаимодействия с семьей, в которой проживает несовершеннолетний, по вопросам его воспитания, обучения и занятости;
участие, при необходимости, в обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
5.2. Деятельность наставника основывается на принципах взаимоуважения сторон, доверия, личностно ориентированного, деятельностного и восстановительного подходов.
5.3. Наставник несовершеннолетнего имеет следующие права:
обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для получения консультаций и оказания необходимого содействия в проведении индивидуальной профилактической работы;
посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы в целях, соответствующих воспитательным и образовательным задачам, с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетнего;
участвовать в организации и проведении досуга, полезной занятости несовершеннолетнего, с соблюдением его прав и законных интересов;
давать несовершеннолетнему необходимые советы и разъяснения по вопросам соблюдения норм и правил поведения, ответственности за правонарушения, другим вопросам, связанным с воспитанием несовершеннолетнего;
обращать, при необходимости, внимание родителей (законных представителей) на невыполнение (ненадлежащее выполнение) ими обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетнего;
информировать Комиссию о невыполнении (ненадлежащем выполнении) родителями (законными представителями) своих обязанностей и об иных проблемных вопросах (ситуациях), касающихся подопечного несовершеннолетнего;
участвовать в заседаниях Комиссии при рассмотрении вопросов, касающихся несовершеннолетнего, ходатайствовать о принятии дополнительных мер в отношении несовершеннолетнего и его семьи.
5.4. Наставник несовершеннолетнего обязан:
принимать участие в осуществлении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
взаимодействовать со специалистами органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
осуществлять регулярное взаимодействие с несовершеннолетним в форме личного общения и совместной позитивной деятельности, воздействуя на него личным примером, убеждением, разъяснением, эмоциональным отношением;
принимать меры по формированию у несовершеннолетнего позитивных жизненных установок, развитию новых умений и навыков, обеспечению досуговой занятости несовершеннолетнего, проведению профориентационной работы;
обучать несовершеннолетнего правилам и навыкам законопослушного поведения, принимать меры для отказа несовершеннолетнего от вредных привычек, предотвращения совершения им противоправных действий, поступков, иных антиобщественных проявлений;
взаимодействовать с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего;
принимать возможные меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
5.5. Наставник несовершеннолетнего осуществляет свою деятельность в рамках действующего законодательства и несет установленную ответственность за его нарушение на общих основаниях.
5.6. Установление наставничества в отношении несовершеннолетнего не освобождает родителей (законных представителей) от обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию, а также от ответственности за его поведение.
6. Порядок установления, осуществления и прекращения наставничества
6.1. Гражданин, желающий осуществлять наставничество в отношении несовершеннолетнего, подает на имя председателя Комиссии или руководителя учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - учреждение профилактики) письменное заявление об определении его наставником, а также рекомендацию руководителя одного из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории города Абакана.
6.2. Гражданин, подавший заявление об определении его наставником, проходит обучение в городской Школе наставников, организуемой на базе Муниципального бюджетного учреждения города Абакана "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", по программе, разрабатываемой указанным учреждением. Обучение проводится в целях получения гражданином информации об основных задачах, правах и обязанностях наставника, современных проблемах подростков, возможных путях их решения, подготовки к взаимодействию с несовершеннолетними, а также по вопросам соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.
6.3. Гражданин, прошедший обучение в городской Школе наставников, включается в городской Реестр наставников, ведение которого обеспечивает Комиссия.
6.4. При подготовке индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего Комиссия или учреждение профилактики, в которых несовершеннолетний состоит на учете, подбирают, в случае принятия ими соответствующего решения, потенциального наставника из числа включенных в городской Реестр наставников с учетом личностных, возрастных и иных особенностей гражданина, желающего стать наставником, а также личностных, возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего.
6.5. Комиссия или учреждение профилактики, ответственные за проведение индивидуальной программы реабилитации, организуют встречу гражданина с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) для знакомства и собеседования.
6.6. При наличии взаимного согласия гражданина, несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей) на осуществление наставничества, Комиссия, в случае если несовершеннолетний состоит на учете в Комиссии, либо руководитель учреждения профилактики, в случае, если несовершеннолетний состоит на учете в учреждении профилактики, принимают решение об установлении наставничества в отношении несовершеннолетнего и об определении наставника, которое оформляется постановлением Комиссии либо приказом руководителя учреждения профилактики соответственно.
6.7. Согласие родителей (законных представителей) на осуществление наставничества в отношении несовершеннолетнего оформляется письменно.
6.8. После принятия постановления Комиссии (приказа руководителя учреждения профилактики) об установлении наставничества в отношении несовершеннолетнего и об определении наставника Комиссия (учреждение профилактики) осуществляет следующие действия:
выдает гражданину, определенному наставником, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего копию постановления Комиссии (приказа руководителя учреждения профилактики), памятку с правами и обязанностями наставника, контактную и иную необходимую информацию;
сообщает по месту работы (учебы) гражданина об определении его наставником несовершеннолетнего и осуществлении им профилактической работы в свободное от работы (учебы) время;
принимает меры по оказанию наставнику необходимой помощи в проведении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
6.9. Комиссия (учреждение профилактики) создает необходимые условия для взаимодействия наставника с несовершеннолетним, оказывает наставнику организационную помощь в проведении воспитательных и иных профилактических мероприятий, координирует его работу, проводит консультирование, обеспечивает информационно-методическими материалами.
6.10. Наставник несовершеннолетнего осуществляет наставническую деятельность согласно плану работы, утвержденному Комиссией (учреждением профилактики). Мероприятия плана работы наставника с несовершеннолетним включаются в индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.
6.11. Срок осуществления наставничества определяется сроками проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
6.12. По истечении срока осуществления наставничества, наставник информирует Комиссию (руководителя учреждения профилактики) о результатах наставнической деятельности.
6.13. Установленное в отношении несовершеннолетнего наставничество может быть прекращено по следующим причинам:
истечение установленного срока проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;
отказ гражданина от осуществления наставничества по собственной инициативе;
отстранение гражданина от осуществления наставничества в случае поступления от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, других граждан и организаций подтвержденных сведений о невыполнении или ненадлежащем выполнении наставником своих обязанностей.
6.14. В случаях отказа гражданина от осуществления наставничества по собственной инициативе или его отстранения от осуществления наставничества по причине невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей Комиссия (руководитель учреждения профилактики) может принять решение об определении наставником несовершеннолетнего другого гражданина.
6.15. Критериями эффективности работы наставника для определения степени положительного воспитательного эффекта могут являться:
отсутствие повторных правонарушений и преступлений, нарушений несовершеннолетним общественного порядка;
изменение образа жизни, поведения, отказ от вредных привычек;
организация занятости несовершеннолетнего;
установление несовершеннолетним новых позитивных социальных контактов, овладение навыками позитивного осознанного общения.
7. Поощрение наставников несовершеннолетних
7.1. Наставники несовершеннолетних, активно и добросовестно выполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по инициативе Комиссии, других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут награждаться благодарственными письмами, грамотами, иными установленными наградами.
7.2. Руководители предприятий, учреждений и организаций, работниками которых являются граждане, осуществляющие наставничество в отношении несовершеннолетних, вправе устанавливать различные формы их стимулирования и поощрения.
7.3. Органы местного самоуправления города Абакана, Комиссия в целях выявления и поощрения лучших наставников могут проводить муниципальные конкурсы на лучшего наставника несовершеннолетнего, принимать меры по распространению лучших практик наставничества.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Абакана Республики Хакасия от 13 апреля 2021 г. N 574 "О наставничестве в отношении несовершеннолетних,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.