Досье на проект федерального закона
Во исполнение решения Совета Государственной Думы от 16 ноября 2020 года (протокол N 291, пункт 92) Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее также - Комитет) рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает изменение подхода отбора кредитных организаций исключительно на основании текущего кредитного рейтинга при предоставлении им доступа к публичным ресурсам инвестирования и размещении денежных средств. Правом устанавливать уровень кредитного рейтинга, которому должен соответствовать рейтинг кредитной организации, наделяются Правительство РФ и Банк России. Правительству РФ также предоставляется право установить дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга и определить случаи, в которых указанные требования не применяются. Законопроектом вносятся соответствующие изменения в ряд законодательных актов, в числе которых Федеральные законы N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", входящие в перечень вопросов ведения Комитета.
В настоящее время законодательство РФ предусматривает использование значительного количества разнообразных критериев оценки уровня финансовой надежности привлекаемых к работе с государственными финансовыми активами банковских структур: требования к размеру капитала кредитной организации, участие в системе страхования вкладов, отсутствие вынесенных Банком России в порядке надзора действующих предписаний, нахождение под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или Банка России, выполнение ряда экономических нормативов, соблюдений показателей банковской деятельности т. д. Кроме того существуют требования общего характера, не связанные с подтверждением финансовой надежности кредитной организации, например наличие лицензии на осуществление банковских операций, опыт работы на финансовом рынке в течение установленного временного срока, участие в реализации определенного рода проектов и т.д.
На сегодняшний день основополагающим принципом для доступа кредитных организаций к ресурсам государственных корпораций и компаний, пенсионным накоплениям, счетам эскроу участников долевого строительства и иным средствам является размер капитала финансовой организации, а кредитный рейтинг выступает в качестве дополнительного критерия оценки финансового состояния. Вместе с тем множественность используемых в различных секторах рынка критериев на практике ограничивают доступ банков к соответствующим ресурсам, а установление завышенных требований ведет к искусственному ограничению конкуренции.
В этой связи Комитет поддерживает предложение законопроекта об использовании единого универсального критерия при отборе кредитных организаций для целей инвестирования и размещения денежных средств. По мнению Комитета, кредитный рейтинг является превалирующей интегральной характеристикой финансовой надежности, комплексно отражающей вклад (весовой коэффициент) каждого из показателей, которые сегодня в различных формах представлены в законодательстве РФ. Указанный показатель может выступать в качестве основного критерия при отборе кредитных организаций, поскольку позволяет получить объективную оценку реального масштаба их деятельности и финансовой устойчивости с учетом остальных факторов и характеристик, в том числе размера капитала. При этом в зависимости от типа и значимости реализуемой в каждом конкретном случае программы могут быть использованы разные уровни рейтингов, отражающие возможные риски.
По мнению Комитета, принятие законопроекта должно благоприятно отразиться на привлекательности государственных программ, способствовать увеличению количества участников и повышению конкуренции между ними, что повысит эффективность и снизит стоимость реализации проектов с государственным участием.
Вместе с тем следует отметить, что концепция законопроекта не позволяет сделать однозначный вывод о том, насколько конкретный вид финансового ресурса (пенсионные накопления, бюджетные средства, средства граждан или государственных корпораций и т.д.) соотносится с типом установленного кредитного рейтинга.
Представляется, что в целях обеспечения конкуренции, развития банковского сектора и расширения сферы предоставляемых банковских услуг в определенных секторах рынка необходимо обеспечить возможность доступа к средствам в том числе для банков со средним уровнем кредитного рейтинга.
Также нуждаются в уточнении дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга, которые согласно законопроекту вправе устанавливать Правительство РФ, а также случаи, определяемые Правительством РФ, когда указанные требования не подлежат применению.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.