Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Взаимосвязь между менеджментом знаний и смежными дисциплинами
Область применения менеджмента знаний можно определить, сравнив его с областью применения смежных дисциплин, т.е.:
a) информационный менеджмент (information management).
Менеджмент знаний и информационный менеджмент часто путают, поэтому важно различать эти два метода управления.
Менеджмент знаний включает в себя упорядочивание (кодификацию) знаний и, следовательно, связан с созданием новой информации. После того как знания кодифицированы (например, в определенном документе), их можно подвергать процессам информационного менеджмента (например, хранению или поиску). Они также становятся частью менеджмента знаний в той части, в которой они связаны с содержанием упорядоченных знаний и с обеспечением поддержки надлежащих решений и эффективных мер (с учетом контекста и восприятия пользователя).
Большая часть существующих в организации знаний остается некодифицированной, и, следовательно, они не могут подвергаться процессам информационного менеджмента. В тех случаях, когда знания кодифицированы, их не представляется возможным полностью охватить, какими бы ресурсами организация ни располагала. Например, опыт и знания являются объектами менеджмента знаний, а не информационного менеджмента, поэтому, несмотря на то что элементы информационного менеджмента использованы в менеджменте знаний, обособленно информационный менеджмент не может полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к системе менеджмента знаний;
b) управление данными (data management).
Менеджмент знаний и управление данными, как правило, считаются несвязанными дисциплинами, однако некоторые аспекты управления данными, которые могут также относиться и к менеджменту знаний, могут включать в себя данные путем их связывания и использования алгоритмов сбора/анализа (логического) данных и получения новых инсайтов;
c) интеллектуальный анализ данных (business intelligence).
Интеллектуальный анализ данных связан с менеджментом знаний, так как целью интеллектуального анализа данных является поддержка создания новых знаний и идей, что для выявления закономерностей будет достигаться в первую очередь за счет анализа данных и информации;
d) управление взаимоотношениями с клиентами (customer relationship management).
Управление взаимоотношениями с клиентами позволяет обрабатывать данные, информацию и знания, связанные с клиентами и другими заинтересованными сторонами, поэтому менеджмент знаний может служить средством совершенствования системы менеджмента взаимоотношений с клиентами;
e) обучение, организационное развитие и тренинги (learning, organizational development and training).
Как менеджмент знаний, так и обучение, организационное развитие и тренинги позволяют организациям и ее отдельным сотрудникам понимать различия в потребностях в знаниях в настоящем и в будущем. При этом если при обучении использованы программы для преодоления различий в знаниях на индивидуальном уровне, то менеджмент знаний позволяет облегчать их получение в различных формах и на различных уровнях.
Образовательные услуги для получения неформального образования и тренингов рассмотрены в ИСО 29990;
f) профессиональная подготовка (organizational learning).
Профессиональная подготовка и менеджмент знаний отличаются по способу обращения со знаниями. При профессиональной подготовке знания рассматривают как средство, предназначенное для процессов организационного обучения, тогда как в рамках менеджмента знаний знания рассматривают как средство достижения намеченных организацией целей (например, содействие процессам обучения в организации). В этом отношении менеджмент знаний можно использовать в качестве средства, способствующего профессиональной подготовке;
g) управление человеческими ресурсами (human resource management).
Управление человеческими ресурсами (персоналом) охватывает все аспекты управления кадрами в организации, включая оптимизацию их вклада в успех организации и всех заинтересованных сторон, а также создание надлежащего потенциала знаний (индивидуального и коллективного). Менеджмент знаний также способствует развитию индивидуального и коллективного потенциала сотрудников и повышению производительности их труда путем создания, обмена и использования знаний.
Два вышеуказанных метода взаимозависимы. Сотрудник организации является носителем знаний, необходимых для выполнения им своих служебных обязанностей и повышения производительности труда. Точно так же организация рассчитывает на знания своих сотрудников для обеспечения собственного процветания и достижения намеченных целей. Коллективные знания являются мощным, но бесполезным средством, если сотрудники их не применяют. Система менеджмента знаний способна обеспечить большую эффективность и производительность труда и, соответственно, более эффективно использоват
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.