Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 6 апреля 2021 г. N 162/1
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15.03.2021 (пр. N 305, п. 91) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Представленным законопроектом предлагается внести комплексные изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части совершенствования правового механизма регулирования процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения полноты и своевременности пополнения бюджетов разных уровней, а также обеспечения стабильности функционирования бюджетной системы Российской Федерации в целом.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках предметов ведения Комитетом отмечается следующее.
С учетом недостаточности доходных источников формирования местных бюджетов в настоящее время особенно актуальными и своевременными представляются положения законопроекта в части дополнения источников неналоговых доходов местных бюджетов (статья 62 БК РФ) посредством определения и зачисления в местные бюджеты платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены в границах соответствующих муниципальных образований (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городских, сельских поселений) и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений) (далее - публичный сервитут) - по нормативу 100 процентов, в бюджет муниципального образования, в собственности (на территории) которого находится земельный участок, если иное не установлено статьей 62 БК РФ.
Плату за публичный сервитут, предусмотренную решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута, предлагается зачислять в местные бюджеты по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное, в отношении земельных участков, которые:
- расположены в границах муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением городских, сельских поселений;
- находятся в федеральной собственности;
- осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений).
При этом в бюджеты муниципальных районов плату за публичный сервитут в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены в границах городских поселений предлагается зачислять по нормативу 50 процентов, оставляя при этом 50 процентам бюджетам городских поселений, тогда как плату за публичный сервитут в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, предлагается зачислять в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов.
С учетом положений Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться дополнительные вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, в том числе в земельной сфере (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Комитет обращает внимание на необходимость повышения финансовой устойчивости всех видов муниципальных образований, включая сельские поселения.
Так, согласно изменениям, внесенным в БК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - Федеральным законом от 3.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, а доходы от указанной деятельности зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов (вместо существовавшей до декабря 2014 года пропорции 50 процентов - муниципальный район, 50% - сельское поселение).
Комитетом, с учетом предложений части сельских муниципалитетов и их ассоциаций, многократно отмечалась необходимость продолжения работы по возвращению в бюджеты сельских поселений доходов (части доходов) от продажи и аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена либо предоставить возможность субъектам Российской Федерации регулировать данный вопрос.
Учитывая особую "финансовую уязвимость" сельских поселений при необходимости выполнения ими широкого спектра полномочий в рамках решения вопросов местного значения, закрепленных Федеральным законом N 131-ФЗ, и решения приоритетной задачи обеспечения продовольственной безопасности страны, неоднократно поставленной в Посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, представляется необходимым расширение доходных источников местных бюджетов сельских поселений, что следует учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В целях укрепления доходной базы местных бюджетов сельских поселений представляется необходимым "расщепление" норматива платы, вводимого проектируемыми нормами статьи 62 БК РФ неналогового источника дохода, между муниципальными районами и сельскими поселениями.
По мнению Комитета, в целях реального расширения доходной базы местных бюджетов муниципальных образований в целом и сельских поселений, в частности, также могла бы быть использована более широкая номенклатура местных сборов, которые являются конституционно установленным институтом (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации) и могли бы взиматься за конкретную деятельность и равномерно зачисляться в бюджеты большинства муниципальных образований, не увеличивая при этом нагрузку на бизнес (например: сбор на добычу общераспространенных полезных ископаемых (природного сырья) на территории муниципальных образований (песок, гравий, глина, торф, известняк и др.), сбор за использование местной символики, сбор за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, за право на рекламу, курортный сбор и др.). При этом предварительно необходимо провести анализ опыта практической реализации, оценку объемов и эффективности целевого использования поступлений средств от соответствующих сборов в местные бюджеты.
В то же время для унификации понятий, используемых в законодательстве о местном самоуправлении и в бюджетном законодательстве, целесообразно учитывать, что Федеральным законом N 131-ФЗ (статьи 2, 34 и т.д.) предусмотрено разделение понятий "муниципальное образование" и "органы местного самоуправления" (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и др.)).
В связи с указанным использование в законопроекте словосочетания "муниципальные органы" представляется некорректным.
С учетом вышеизложенного Комитет поддерживает законопроект с учетом замечаний и предлагает Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.