Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается, как следует из пояснительной записки, дополнить Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) и Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) "положениями, предусматривающими переход на электронную форму торгов при продаже заложенного по ипотеке имущества и арестованного имущества должников в порядке исполнительного производства".
В то же время законопроектом предусматривается внесение в указанные федеральные законы ряда иных изменений, обоснование которых не содержится в пояснительной записке.
Например, предлагается закрепить в Федеральном законе N 229-ФЗ, что "порядок проведения торгов в целях исполнения исполнительных документов в порядке исполнительного производства устанавливается Правительством Российской Федерации" (предлагаемая редакция части 2 статьи 90 Федерального закона N 229-ФЗ). Согласно действующей редакции данной нормы порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) (см., например, статью 449.1 "Публичные торги"), Федеральным законом N 229-ФЗ (см., например, главу 9), иными федеральными законами (см., например, статью 57 Федерального закона N 102-ФЗ "Порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства") и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Кроме того, не ясно, как, например, будет реализовываться заложенное имущество, не относящееся к недвижимому, если порядок его реализации, предусмотренный статьей 350.2 ГК РФ, отличается от проектируемого порядка и не предполагает именно электронную форму торгов, а в отношении части 3 предлагаемой редакции статьи 92 во взаимосвязи с проектируемой редакцией части 2 статьи 90 Федерального закона N 229-ФЗ, исключающей упоминание о ГК РФ, не ясно, возвращается ли задаток участнику торгов, который представил лучшее после лица, выигравшего торги, предложение, если таким участником не был заключен договор купли-продажи или не была оплачена стоимость имущества в соответствующий срок.
Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон N 102-ФЗ изменение, согласно которому порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, "во внесудебном порядке" определяется "с учетом правил", установленных статьями 447-449 ГК РФ и Федеральным законом N 102-ФЗ (абзац третий пункта 2 статьи 56 Федерального закона N 102-ФЗ). В действующей редакции данной нормы установлено, что порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, "на аукционе" определяется "правилами" указанных статей ГК РФ и Федеральным законом N 102-ФЗ. В связи с этим, в частности, не ясно, имеется ли в виду, что указанный порядок может определяться с учетом иных правил, и в каких целях исключается упоминание об аукционе. Замечание аналогичного характера в части аукциона относится к предлагаемому изменению в часть 3 статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ. При этом обращаем внимание на норму пункта 6 статьи 57 Федерального закона N 102-ФЗ, регулирующей порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства, согласно которой выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество, что свидетельствует о проведении аукциона.
Законопроектом предлагается изложить статью 92 "Последствия объявления торгов несостоявшимися" Федерального закона N 229-ФЗ в новой редакции, что также представляется необоснованным. В действующей редакции данной нормы предусмотрены по сути единые последствия объявления торгов несостоявшимися по всем основаниям (назначение "вторичных торгов" или направление взыскателю предложения оставить имущество за собой в случае объявления "вторичных торгов" несостоявшимися). Согласно законопроекту такие последствия различаются в зависимости от тех или иных оснований, однако не определены последствия объявления торгов несостоявшимися по основанию, предусмотренному предлагаемой редакцией пункта 1 статьи 91 Федерального закона N 229-ФЗ ("участниками торгов признано менее двух лиц"), в случае, если ни одно лицо не признано участником торгов.
Из части 4 предлагаемой редакции статьи 92 Федерального закона N 229-ФЗ, устанавливающей особенности последствий объявления несостоявшимися торгов по продаже дебиторской задолженности, не ясно, о каких торгах идет речь - первичных или "вторичных". При этом обращаем внимание, что в ГК РФ и Федеральном законе N 102-ФЗ используется термин "повторные" торги.
Согласно законопроекту норма, предусматривающая единственный случай, в котором "начальная" цена дебиторской задолженности может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, дополняется положением об "иных случаях", предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ (предлагаемая редакция первого предложения части 9 статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ). Из законопроекта не ясно, какие случаи имеются в виду.
Предлагаемую редакцию части 1 статьи 89 Федерального закона N 229-ФЗ, в которой указана "специализированная организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации", реализующая на торгах "или иных торгах" имущество должника, в том числе имущественные права, следует соотнести со статьей 87 "Реализация имущества должника" Федерального закона N 229-ФЗ, в которой речь идет о "специализированных организациях, привлекаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Обращаем внимание на неясность в отношении того, на каких именно сайтах в сети "Интернет" размещается информация, связанная с проведением публичных торгов, и в каком объеме (в частности, в одинаковом ли объеме применительно к соответствующим положениям Федерального закона N 229-ФЗ и Федерального закона N 102-ФЗ, в том числе в части размещения соответствующих извещения и протокола), учитывая, что согласно части 3 статьи 90 Федерального закона N 229-ФЗ извещение о проведении торгов размещается на двух сайтах в сети "Интернет" (см. часть 11 статьи 89 Федерального закона N 229-ФЗ, не затрагиваемую законопроектом, предлагаемое изменение в часть 1 статьи 87, предлагаемую редакцию части 3 статьи 90 Федерального закона N 229-ФЗ, предлагаемые редакции пунктов 3 и 8 статьи 57 Федерального закона N 102-ФЗ).
Из содержания предлагаемой редакции пункта 7 статьи 59 Федерального закона N 102-ФЗ во взаимосвязи с предлагаемой редакцией пункта 3 статьи 57 Федерального закона N 102-ФЗ следует, что извещение о проведении аукциона должно быть опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", определенном Правительством Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт для размещения информации о проведении торгов), в связи с чем не ясно, что будет пониматься под "датой первой публикации извещения о проведении торгов", которая упоминается в пунктах 8 и 9 указанной статьи, не затрагиваемых законопроектом.
Согласно предлагаемой редакции пункта 8 статьи 57 Федерального закона N 102-ФЗ не допускается заключение договора купли-продажи ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола о результатах публичных торгов, а в случае, если предусмотрено размещение данного протокола на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, ранее чем через 10 дней со дня такого размещения. С учетом вышесказанного данное положение подлежит уточнению (в том числе в части определения срока размещения такого протокола, а также соотнесения с пунктом 2 статьи 58 Федерального закона N 102-ФЗ).
Кроме того, принимая во внимание предлагаемые изменения в Федеральный закон N 229-ФЗ и Федеральный закон N 102-ФЗ, в соответствии с которыми соответствующие публичные торги проводятся в электронной форме, отмечаем, что в статье 2 законопроекта не определено содержание извещения о проведении публичных торгов (например, должна ли указываться электронная площадка, на которой будут проводиться публичные торги, как это предусмотрено в статье 1 законопроекта); не ясно, в какой форме подписывается протокол о результатах публичных торгов: если в форме электронного документа, то какие предъявляются требования к его подписанию.
Также полагаем, что положения предлагаемых редакций пунктов 2 и 3 статьи 58 "Объявление публичных торгов несостоявшимися" Федерального закона N 102-ФЗ нуждаются в уточнении в целях однозначного понимания сроков приобретения залогодержателем заложенного имущества (абзац первый пункта 2); момента, с которого начинается исчисление десятидневного срока (в положениях, в которых такой момент не определен); какие именно "10 дней, предусмотренные для приобретения залогодержателем заложенного имущества" имеются в виду (пункт 3), учитывая, что в абзаце первом предлагаемой редакции пункта 2 указанной статьи упоминаются два десятидневных срока.
В соответствии с проектируемыми положениями части 3 статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ вместо понятия "публичные торги, проводимые в электронной форме" предлагается в дальнейшем использовать в Федеральном законе N 229-ФЗ сокращенное понятие "торги". Между тем в предлагаемой редакции части 1 статьи 89 Федерального закона N 229-ФЗ разделяются понятия "торги" и "иные торги", предусмотренные этой же статьей, а частями 3-7 данной статьи регламентируется реализация на организованных торгах, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах. В связи с этим наименование статьи 89 Федерального закона N 229-ФЗ "Реализация имущества должника на торгах" требует уточнения. Также не ясно, о каких "иных торгах" помимо организованных торгов идет речь.
В отношении проектируемого использования слов "извещение о проведении аукциона" вместо "извещение о проведении торгов" (предлагаемая редакция пункта 7 статьи 59 Федерального закона N 102-ФЗ) следует иметь в виду, что в иных нормах данной статьи речь идет об извещении о проведении торгов (пункты 6, 8, 9 указанной статьи) и об извещении о торгах (пункт 4 указанной статьи).
В связи с проектируемым признанием утратившим силу пункта 2 статьи 57 Федерального закона N 102-ФЗ потребуется внесение изменения в пункт 12 статьи 59 Федерального закона N 102-ФЗ, в котором содержится ссылка на указанный пункт 2.
С учетом предлагаемой редакции первого предложения части 9 статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ, в котором речь идет о "подразделении судебных приставов", следует иметь в виду, что с 27 сентября 2021 года слово "подразделение" заменяется словом "служба".
В наименовании проекта федерального закона слова "в части проведения торгов в электронной форме" следует исключить. Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.