Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1115645-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом проектируется внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части включения в бюджетный процесс положений о федеральных территориях.
Наименование законопроекта, поскольку проектируемые изменения касаются всех федеральных территорий, а не только федеральной территории "Сириус", следует соотнести с его содержанием.
Согласно проектируемой части третьей статьи 8 БК РФ (пункт 1 статьи 1 законопроекта) положения, установленные БК РФ в отношении субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации), субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, распространяются на федеральные территории (органы публичной власти федеральных территорий).
Однако указанные изменения недостаточны и законопроект нуждается в доработке. Полагаем, что в отдельных положениях БК РФ необходимо последовательное указание федеральной территории, бюджета федеральной территории и связанных с ним межбюджетных трансфертов, а также особенностей бюджетного процесса на федеральной территории.
Так, законопроектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в части федеральных территорий (бюджетов федеральных территорий) в общие положения БК РФ, устанавливающие структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджетной системы Российской Федерации и основы бюджетного процесса в Российской Федерации, например, в статью 2, определяющую структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в статью 6, определяющую используемые в БК РФ понятия и термины (в частности, в понятие "расходные обязательства", содержащее перечень публично-правовых образований), в статью 10, устанавливающую перечень бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что территория субъекта Российской Федерации разграничивается между муниципальными образованиями (пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). При этом федеральная территория, исходя из части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, не является субъектом Российской Федерации, и следовательно ее территория не разграничена между муниципальными образованиями. С учетом изложенного полагаем, что положения БК РФ, предусматривающие наличие в составе субъекта Российской Федерации муниципальных образований, не могут быть распространены на федеральные территории (например, часть 5 статьи 14, пункты 3 и 3.1 статьи 58, статьи 56 и 57 в части нормативов зачисления отдельных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в случае, когда данные доходы зачисляются также в местные бюджеты). При этом следует учесть особенности зачисления доходов по источникам, формирующим доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (см. пояснительную записку).
Кроме того, на федеральные территории не могут быть распространены положения главы 19.1 БК РФ, регулирующей осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации, поскольку Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральный территории "Сириус" введение указанной администрации на федеральной территории не предусмотрено.
Также неясно, как будет реализована проектируемая норма статьи 8 БК РФ в отношении статьи 138.3 БК РФ, регулирующей предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации.
Проектируемое положение статьи 8 БК РФ не согласуется с наименованием статьи, согласно которому статьей устанавливаются бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, например, в Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в части документов стратегического планирования, на которых основываются бюджеты федеральных территорий.
Представленный законопроект должен быть синхронизирован по содержанию и дате вступления в силу с законопроектом N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус", в том числе в части особенностей зачисления в бюджет местных налогов, взимание которых на федеральной территории "Сириус" предусмотрено названным законопроектом.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Наименование законопроекта следует оформить следующим образом:
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
Иные замечания юридико-технического характера по законопроекту переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.