Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1040074-7 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается установить особенности определения платы за содержание жилого помещения в городе Москве, исключив применение положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части выделения платы за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В статье 1 проекта предусмотрено внесение изменений в статью 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации), согласно которым органы государственной власти города Москвы в целях установления особенностей определения платы за содержание жилого помещения устанавливают в соответствии с частью 6 статьи 154 и частями 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядка расчета указанных расходов. В этой связи обращаем внимание на то, что указанные в статье 4 Закона Российской Федерации полномочия органов государственной власти города Москвы связаны с осуществление городом Москвы функций столицы Российской Федерации. Так, согласно статье 2 Закона Российской Федерации под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом Российской Федерации особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также особенностями регулирования отдельных правоотношений, устанавливаемыми Законом Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, строительства, реконструкции объектов регионального значения в городе Москве. Таким образом, предлагаемое в проекте полномочие органов государственной власти города Москвы не связано с понятием статуса столицы Российской Федерации.
Кроме того, общие положения частей 9.2 и 9.3 статьи 156 Кодекса направлены на установление прозрачности и полного понимания сумм взимаемых денежных средств в счет оплаты за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, исключение действия этих норм на территории города Москвы повлечет за собой ущемление прав граждан, являющихся ее жителями. В связи с этим обращаем внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П, согласно которому любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Замечания юридико-технического характера по проекту переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.