Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1116389-7 "О самоходных машинах и других видах техники",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить единые федеральные правовые и организационные основы деятельности, связанной с эксплуатацией самоходных машин и других видов техники.
Обращаем внимание, что некоторые положения проекта федерального закона не учитывают положения Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - Договор о ЕАЭС), в том числе статьи 51 и Приложения N 9 к Договору о ЕЭАС.
Так, понятия "прицеп" и "полуприцеп" (статья 1 проекта) необходимо соотнести со статьей 2 технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" ТР ТС 031/2012, согласно которой "прицеп - буксируемое трактором транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения. К прицепам также относятся прицепы, у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему трактору (полуприцепы)".
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" к категории "А" относятся автомототранспортные средства, в то время как в законопроекте идет речь о самоходных машинах (пункт 1 части 1 статьи 15 проекта). Кроме того, в указанном Порядке понятие "внедорожные автомототранспортные средства" (пункт 1 статьи 1 проекта) не применяется.
Отмечаем, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 (далее - технический регламент ТР ТС 018/2011) безопасность транспортного средства представляет собой состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Вместе с тем согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" растительный и животный мир включен в понятие "окружающая среда", в связи с чем в пункте 6 статьи 1 слова "...жизни и здоровью животных и растений" следует исключить. Также обращаем внимание, что в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", понятие "минимизация риска" не используется (см., например понятие безопасности, содержащееся в статье 2 указанного закона; пункт 2 Приложения N 9 Договора о ЕАЭС). Кроме того, определение термина "техническое состояние" (пункт 4 статьи 1 проекта) не согласуется с определением термина "техническое состояние" технического регламента ТР ТС 018/2011.
В статье 4 законопроекта используется формулировка "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики Российской Федерации и нормативно-правовому регулированию...". Однако в иных проектных нормах (например, в статье 8) используется другая формулировка: "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию...". Полагаем необходимым использовать единую терминологию в проекте федерального закона.
В части 4 статьи 10 проекта устанавливается обязанность осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности исключительно в случаях, определенных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Однако в этой же проектной норме, а также в части 2 статьи 13 идет речь о безусловном страховании гражданской ответственности для целей постановки самоходных машин и других видов техники на государственный учет и запрете их эксплуатации в иных случаях.
Обращаем внимание, что части 2 статьи 17 законопроекта в качестве предмета регионального государственного надзора не предусмотрено соблюдение обязательных требований, устанавливаемых непосредственно проектом федерального закона.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.