Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1067795-7 "О продовольственном сертификате" (внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым и др.)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1067795-7 "О продовольственном сертификате" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается новая форма адресной социальной поддержки нуждающимся малоимущим гражданам в виде продовольственного сертификата, который предоставляет право его владельцу приобрести продовольственные товары на фиксированную сумму.
Указанное право возникает у граждан, подавших заявление и имеющих среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации, за квартал предшествующий дню обращения за предоставлением продовольственного сертификата.
Устанавливается, что номинальная стоимость продовольственного сертификата в месяц составляет 25 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующий году обращения за предоставлением продовольственного сертификата.
В части данных положений законопроекта следует обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации устанавливается не ежеквартально, а ежегодно.
Законопроектом предусматривается, что перечень продовольственных товаров, для покупки которых будет использоваться продовольственный сертификат, должен определяться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Покупку продовольственных товаров с использованием продовольственного сертификата предлагается осуществлять путем его предъявления на предприятиях розничной торговли, заключивших договор с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации об обслуживании продовольственных сертификатов. В дальнейшем указанным предприятиям будет произведено возмещение недополученных доходов.
Предоставление продовольственного сертификата не может являться основанием для отказа в предоставлении иных мер социальной поддержки.
Согласно законопроекту порядок предоставления продовольственного сертификата, его форма, порядок обращения за назначением продовольственного сертификата, а также перечень документов, необходимых для его назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматривается, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и предоставлению продовольственного сертификата. На реализацию переданных полномочий субъектам Российской Федерации должны быть предоставлены субвенции из федерального бюджета.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту дополнительные расходы федерального бюджета могут составить около 200 млрд. рублей в год. В качестве источника указанных дополнительных расходов предлагается использовать средства Фонда национального благосостояния, что противоречит положениям статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где определены иные цели его использования.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. В заключении Правительства Российской Федерации отмечается, что пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснования ключевых параметров нового правового инструмента социальной поддержки, в связи с этим сложно объективно оценить перспективы его реализации и возможный социально-экономический эффект.
Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект, при этом отмечает, что он во многом носит декларативный характер, так как большинство положений, необходимых для его реализации имеют отсылочный характер либо отсутствуют. Кроме того, в законопроекте и сопроводительных документах не предусмотрен порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных Российской Федерации полномочий по назначению и предоставлению продовольственного сертификата органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также распределения между субъектами Российской Федерации общего объема указанных субвенций.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд замечаний концептуального характера.
На законопроект поступили отзывы из 21 законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации: 7 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 11 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 41 отзыв: 5 - поддерживают, 1 - замечаний не имеет, 35 - не поддерживают.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1067795-7 "О продовольственном сертификате" отклонить в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.