Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1021643-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления минимальной и максимальной величины пособия по безработице, а также порядка ее индексации" (внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, В.К. Гартунгом, Д.А. Иониным, О.В. Шеиным, А.А. Ремезковым)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 1021643-7 (далее - законопроект) "направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице".
С этой целью законопроектом предлагается дополнить статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) пунктом 3, согласно которому установить конкретные размеры минимальной (12130 рублей) и максимальной (24260 рублей) величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, а также требование об обязательной их ежегодной индексации на величину не менее прогнозируемого уровня инфляции. При этом законопроектом исключается норма о том, что данные размеры величин пособия по безработице ежегодно устанавливает Правительство Российской Федерации.
Пособие по безработице - это мера социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Статус безработного предполагает не только отсутствие работы и заработка, но и заинтересованность гражданина в поиске новой работы и готовность приступить к ней.
Основным алгоритмом определения размера пособия по безработице для граждан, прекративших трудовую деятельность, является процентный порядок к средней заработной плате по последнему месту работы. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Пособие по безработице не является эквивалентом заработной платы. В соответствии с решениями Конституционного Суда Российской Федерации целевое назначение пособия по безработице состоит в том, чтобы представить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы.
Предлагаемое повышение размеров минимальной (12130 рублей) и максимальной (24260 рублей) величин пособия по безработице не будет способствовать сокращению периода безработицы, стимулированию безработного гражданина к активному поиску работы и предотвращению необоснованных отказов от нее.
Повышение пособия по безработице в период разгара пандемии были оправданы с социальной точки зрения, и вид нормативного правового акта, которым были установлены особые меры поддержки, полностью соответствовали ситуации на рынке труда и необходимости ее оперативного разрешения. Вид нормативного правового акта, которым предлагается закрепить гарантированный минимум пособия по безработице, исключает оперативность реагирования на неординарные социальные последствия экономических явлений.
Кроме того, установление разных подходов к определению размеров минимальных и максимальных величин пособия по безработице гражданам, указанным в статье 34 Закона о занятости, и гражданам предпенсионного возраста, указанным в статье 34.2 Закона о занятости, представляется нецелесообразным и ущемляющим права граждан предпенсионного возраста, которым размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, как справедливо отмечено в заключении на законопроект Правительства Российской Федерации, предлагаемый порядок ежегодной индексации размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице не согласуется с положениями пункта 2 статьи 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указывается уровень инфляции, а не прогнозируемый ее уровень.
Предлагаемая законопроектом редакция пункта 3 статьи 33 Закона о занятости не содержит четкого указания на орган государственной власти, на который возлагается обязанность ежегодно определять величину индексации и осуществлять индексацию размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице, определяемых в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что введение механизма индексации пособия по безработице не позволит существенно увеличить размер выплаты в случае резкого ухудшения экономической ситуации в Российской Федерации.
В заключении на законопроект Правительства Российской Федерации также отмечено, что предусмотренное законопроектом восьмикратное увеличение размера минимальной величины пособия по безработице и двукратное увеличение максимального размера пособия по безработице потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета. При этом не учитывается требование статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения законопроектом источников и порядка исполнения соответствующих расходных обязательств.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 9 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказывает к законопроекту ряд замечаний.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Мнение стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), представляющей общероссийские объединения профсоюзов, противоречиво. С одной стороны представленный законопроект поддерживается, а с другой стороны отмечается, что установление в Законе о занятости пособия по безработице в абсолютных величинах нецелесообразно.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1021643-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления минимальной и максимальной величины пособия по безработице, а также порядка ее индексации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.