Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Чучковский муниципальный район
Рязанской области
от 27 января 2021 года N 14
Стандарт
органа внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольных мероприятий"
1. Общие положения
Настоящий Стандарт органа внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольных мероприятий" (далее - Стандарт) определяет правила отбора объектов контроля, планируемых к включению в План контрольных мероприятий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на следующий календарный год.
Понятия и термины, используемые в Стандарте, применяются в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий, обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208.
На стадии формирования плана контрольных мероприятий составляется проект плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода, выражающегося в необходимости проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году на основании идентификации принадлежности объекта контроля и (или) направления его финансово-хозяйственной деятельности (далее - предмет контроля) к предусмотренным пунктом 11 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208, категориям риска.
Под риском понимается степень возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объекта контроля в финансово-бюджетной сфере и результаты указанной деятельности, а также на законность, эффективность и целевой характер использования средств бюджета (средств, полученных из бюджета).
Целью риск-ориентированного подхода при планировании является определение вероятности допущения нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Применение дифференцируемого риск-ориентированного подхода предполагает усиление контроля в зонах повышенного риска, а в более безопасных зонах - снижение. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо, минимизировать риски причинения ущерба бюджету муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области.
Модель риск-ориентированного подхода предполагает определение критериев отнесения деятельности объектов контроля к определенной группе рисков, которые могут применяться при осуществлении соответствующих контрольных мероприятий. При этом вопрос отнесения объекта контроля к той или иной группе риска решается в зависимости от вероятности возникновения умышленных или повторных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Организация риск-ориентированного планирования
2.1. Планирование контрольных мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий;
б) составление проекта плана контрольных мероприятий;
в) утверждение плана контрольных мероприятий.
2.2. Формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий включает:
а) сбор и анализ информации об объектах контроля;
б) определение объектов контроля и тем контрольных мероприятий, включаемых в проект плана контрольных мероприятий;
в) определение предельного количества контрольных мероприятий в проекте плана контрольных мероприятий с учетом возможностей органа контроля на очередной финансовый год.
2.3. Сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется автоматизированным (при наличии технической возможности) и (или) ручным способом. При автоматизированном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется в электронном виде с использованием прикладного программного обеспечения, предусматривающего в том числе автоматизированную проверку данных на непревышение заданным показателям (параметрам), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности. При ручном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется путем изучения должностным лицом органа контроля документов на бумажном носителе.
2.4. Информация об объектах контроля, в том числе информация из информационных систем, владельцами или операторами которых являются Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, должна позволять определить по каждому объекту контроля и предмету контроля значение критерия "вероятность допущения нарушения" (далее - критерий "вероятность") и значение критерия "существенность последствий нарушения" (далее - критерий "существенность").
2.5. При определении значения критерия "вероятность" используется следующая информация:
а) значения показателей качества финансового менеджмента объекта контроля, определяемые с учетом результатов проведения мониторинга качества финансового менеджмента в порядке, принятом в целях реализации положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) значения показателей качества управления финансами в публично-правовых образованиях, получающих целевые межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты;
в) наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, изменение состава видов деятельности (полномочий), в том числе закрепление новых видов оказываемых услуг и выполняемых работ);
г) наличие (отсутствие) нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органом контроля и иными уполномоченными органами контрольных мероприятий в отношении объекта контроля;
д) полнота исполнения объектом контроля представлений, предписаний об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;
е) наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, юридических лиц, поступивших в органы контроля.
В случае необходимости использования иной информации при определении значения критерия "вероятность", такая информация должна быть установлена данным Стандартом.
2.6. При определении значения критерия "существенность" используется следующая информация:
а) объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля или выполнения мероприятий (мер государственной (муниципальной) поддержки) за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета, в проверяемые отчетные периоды (в целом и (или) дифференцированно) по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета;
б) значимость мероприятий (мер государственной (муниципальной) поддержки), в отношении которых возможно проведение контрольного мероприятия;
в) величина объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля;
г) осуществление объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, соответствующих следующим параметрам:
- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика по причине несостоявшейся конкурентной процедуры или на основании пунктов 2 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- наличие условия об исполнении контракта по этапам;
- наличие условия о выплате аванса;
- заключение контракта по результатам повторной закупки при условии расторжения первоначального контракта по соглашению сторон.
В случае необходимости использования иной информации при определении значения критерия "существенность", такая информация должна быть установлена данным Стандартом.
2.7. При определении значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" используется шкала оценок - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка". На основании анализа рисков - сочетания критерия "вероятность" и критерия "существенность" и определения их значения по шкале оценок каждому предмету контроля и объекту контроля присваивается одна из следующих категорий риска:
чрезвычайно высокий риск - I категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "высокая оценка";
высокий риск - II категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка";
значительный риск - III категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка";
средний риск - IV категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "средняя оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка";
умеренный риск - V категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка";
низкий риск - VI категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "низкая оценка".
Матрица рисков представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Существенность Вероятность |
Низкая оценка |
Средняя оценка |
Высокая оценка |
Низкая оценка |
VI категория риска |
V категория риска |
III категория риска |
Средняя оценка |
V категория риска |
IV категория риска |
II категория риска |
Высокая оценка |
IV категория риска |
III категория риска |
I категория риска |
2.8. В случае если объекты контроля имеют одинаковые значения критерия "вероятность" и критерия "существенность", приоритетным к включению в план контрольных мероприятий является объект контроля, в отношении которого было проведено идентичное контрольное мероприятие, то есть контрольное мероприятие в отношении того же объекта контроля и темы контрольного мероприятия, с большей длительностью периода между проведением такого контрольного мероприятия и составлением проекта плана контрольных мероприятий.
2.9. При составлении проекта плана контрольных мероприятий в рамках одного контрольного мероприятия может быть использовано несколько типовых тем плановых контрольных мероприятий, указанных в пункте 13 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208 (далее - типовые темы плановых контрольных мероприятий).
По решению органа контроля в проекте плана контрольных мероприятий могут быть указаны темы контрольных мероприятий, являющиеся детализацией типовых тем контрольных мероприятий в части предмета контроля и (или) указания на объекты контроля в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При составлении проекта плана контрольных мероприятий в рамках одного контрольного мероприятия может быть использовано несколько типовых тем плановых контрольных мероприятий, указанных в пункте 13 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208.
2.10. Определение предельного количества контрольных мероприятий в проекте плана контрольных мероприятий осуществляется на основании следующих факторов:
а) обеспеченность органа контроля кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами в очередном финансовом году;
б) выделение резерва временных и трудовых ресурсов для проведения внеплановых контрольных мероприятий. Резерв временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий определяется на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в годы, предшествующие году составления проекта плана контрольной деятельности (1 - 2 года).
2.11. При определении количества контрольных мероприятий, включаемых в проект плана контрольных мероприятий учитывается необходимость безусловного и первоочередного включения в проект плана контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений главы администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области.
Контрольные мероприятия на основании обращений (поручений) иных органов и организаций включаются в проект плана контрольных мероприятий при наличии в указанных обращениях (поручениях) обоснования необходимости проведения соответствующих контрольных мероприятий.
2.12. План контрольных мероприятий утверждается распоряжением главы администрации муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому году.
2.13. В утвержденный план контрольных мероприятий могут вноситься изменения в случаях невозможности проведения плановых контрольных мероприятий в связи с:
- наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при наступивших условиях обстоятельств);
- недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий;
- внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты;
- выявлением в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы контрольного мероприятия, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, проверяемого периода, должностных лиц или структурных подразделений органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия);
- реорганизацией, ликвидацией объектов контроля.
3. Критерии определения рисков при планировании контрольных мероприятий
3.1. При осуществлении планирования контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений определены основные критерии риска с точки зрения угроз нанесения ущерба бюджету муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области, допущения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, допущения иных нарушений бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Основные критерии отнесения объекта контроля к категории риска (анализ рисков) определены в приложении N 1 к Стандарту.
3.1.1. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию основных мероприятий муниципальных программ, а также по вопросу полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.1.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 30 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 30 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.1.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 30 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 30 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.2. При планировании контрольных мероприятий по вопросу осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (органа местного самоуправления) и их отражения в бюджетном учете и отчетности, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.2.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 8 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 8 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.2.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 8 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 8 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.3. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на исполнение муниципального задания, а также по вопросу полноты и достоверности отчетности об исполнении муниципального задания, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.3.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.3.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.4. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при предоставлении и (или) расходовании субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным учреждениям, и их отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.4.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.4.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка.
3.2. При осуществлении внутреннего муниципального контроля в сфере закупок по части 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определены основные критерии риска в сфере закупок с точки зрения угроз для бюджетной системы, к которым относятся избыточное, неэффективное и безрезультативное расходование средств, бесконтрольное отвлечение бюджетных средств или упущенную выгоду при заключении договоров, контрактов.
Основные критерии отнесения объекта контроля к категории риска (анализ рисков) определены в приложении N 1 к Стандарту.
При определении значения критерия "существенность" анализируются следующие показатели:
а) объем финансового обеспечения деятельности объекта контроля в части объема финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности объекта контроля (пункт 2.1 в приложении N 1 к Стандарту):
- до 2 млн. руб. - низкая оценка;
- свыше 2 млн. руб. до 5 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 5 млн. руб. - высокая оценка;
б) величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля (в части закупок товаров, работ, услуг):
- до 2 млн. руб. - низкая оценка;
- свыше 2 млн. руб. до 5 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 5 млн. руб. - высокая оценка.
К категории низкого риска относятся муниципальные заказчики с объемом закупок, проведённых для муниципальных нужд за предыдущий период (финансовый год) в сумме, не превышающей 2 млн. рублей. В отношении таких муниципальных заказчиков плановые проверки не проводятся.
Критерии отнесения муниципальных заказчиков к указанным категориям риска определены исходя из возможной частоты возникновения нарушений Закона о контрактной системе, допускаемых муниципальными заказчиками при проведении большего количества закупок, высокой вероятности нарушений при большом объеме закупок.
При наличии установленных нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, по результатам плановой проверки принимается решение об установлении муниципальному заказчику категории высокого риска и включения в план проверок на следующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.