Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
распоряжением Правительства
Магаданской области
от 14 апреля 2021 г. N 120-рп
Концепция
персонифицированного дополнительного образования детей на территории Магаданской области
26 июля 2021 г.
1. Общие положения
1.1. На сегодняшний день в системе дополнительного образования Магаданской области созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей по разным направлениям:
- используются разнообразные виды детских творческих объединений;
- расширяется возрастной диапазон программ;
- увеличивается доля дополнительных образовательных программ, рассчитанных на реализацию от 3 лет и более;
- расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- активно осваиваются различные образовательные технологии.
Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.
Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
- отсутствие законодательно закрепленного права ребенка на получение дополнительного образования на бесплатной основе;
- низкая эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
- низкая эффективность управленческих решений, в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;
- отсутствие негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в общем образовательном пространстве на равных условиях с муниципальными и региональными образовательными организациями;
- низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач муниципальных образований Магаданской области.
В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных социально ориентированных и финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Магаданской области.
1.2. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей разработана в целях формирования и внедрения в Магаданской области системы получения услуг дополнительного образования на основе выбора детьми в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании дополнительных общеобразовательных программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) и последующего персонифицированного финансирования реализации выбираемых детьми дополнительных общеобразовательных программ.
1.3. Целью реализации концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию за счет закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств*.
1.4. Реализация Концепции направлена на:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, независимо от их правового статуса и формы собственности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Магаданской области;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.
1.5. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования и персонифицированного учёта услуг дополнительного образования,
1.6. Реализация концепции обеспечивается:
- на местном уровне, посредством создания нормативно-правовой базы, регламентирующей порядки формирования, ведения реестра сертификатов дополнительного образования, а также их использования;
- на региональном уровне, посредством принятия правил, регламентирующих правоотношения участников системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
1.7. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного дополнительного образования, удостоверяющая возможность получения ребенком услуги дополнительного образования за счет бюджетных средств (в полном объеме либо частично на основании договора об образовании);
- сертификат учета - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий возможность его использования для обучения исключительно по программам, реализуемым государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- сертификат персонифицированного финансирования - статус сертификата дополнительного образования, предусматривающий дополнительно возможность использования средств, закрепляемых за сертификатом дополнительного образования, для оплаты услуг, оказываемых негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности.
Пункт 1.8 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
1.8. Количество сертификатов дополнительного образования в статусе персонифицированного финансирования и объем средств, закрепляемых за ними (норматив обеспечения сертификата), определяются местной администрацией муниципального образования Магаданской области (далее - орган местного самоуправления).
2. Механизм реализации Концепции
2.1. Реализация Концепции осуществляется на уровне муниципальных образований Магаданской области посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.
Пункт 2.2 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.2. В целях обеспечения персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования орган местного самоуправления осуществляет ведение реестра сертификатов дополнительного образования в соответствии с утверждаемым органом местного самоуправления в сфере образования порядком, предусматривающим, в том числе порядок предоставления и прекращения действия сертификатов дополнительного образования.
Пункт 2.3 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.3. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования органом местного самоуправления осуществляется ведение реестров образовательных программ, доступных для прохождения обучения детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования.
Для обеспечения персонифицированного учета образовательных траекторий детей осуществляется отдельное ведение следующих реестров:
- реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в порядке, устанавливаемом Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Магаданской области, утверждаемыми правовым актом министерства образования Магаданской области (далее - Правила);
- реестр предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и(или) физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- реестр значимых программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств, в установленном органом местного самоуправления порядке, признаваемых важными для социально-экономического развития соответствующего муниципального образования;
- реестр иных образовательных программ, в который включаются программы, не вошедшие в реестр значимых программ:
дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными общеобразовательными организациями и муниципальными детскими школами искусств;
дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг иными муниципальными образовательными организациями, освоение которых продолжается детьми, зачисленными на обучение и переведенными в учебном году, предшествующему году формирования реестров программ.
2.4. В реестр сертифицированных образовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие в порядке, устанавливаемом Правилами, добровольную сертификацию.
2.5. В целях формирования реестров предпрофессиональных программ, значимых программ, иных образовательных программ на уровне муниципального образования проводится оценка образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг.
Подпункт 2.5.1 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.5.1. Оценка программ проводится комиссией по формированию реестров программ дополнительного образования (далее - Комиссия), состав которой ежегодно утверждается органом местного самоуправления.
По результатам указанной оценки по каждой дополнительной общеобразовательной программе принимается решение о ее включении в соответствующий реестр образовательных программ, максимальном числе обучающихся по соответствующей программе за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (далее - Решение).
2.5.2. Решения Комиссии учитываются при формировании и утверждении муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Пункт 2.6 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.6. Решение о включении дополнительной предпрофессиональной программы в реестр предпрофессиональных программ и установлении максимального числа обучающихся по программе принимается органом местного самоуправления с учетом оценки потребности населения муниципального образования в соответствующей программе и направлений социально-экономического развития муниципального образования.
Пункт 2.7 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.7. Решение о включении дополнительной общеразвивающей программы в реестр значимых программ принимается в случае соответствия программ условиям признания их важными для социально-экономического развития муниципального образования, определяемым органом местного самоуправления.
2.8. Сертификат дополнительного образования может использоваться для получения ребенком дополнительного образования по любой из дополнительных общеобразовательных программ, включенной в любой из реестров образовательных программ.
2.9. Сертификат дополнительного образования, имеющий статус сертификата персонифицированного финансирования, может дополнительно использоваться для оплаты получаемого ребенком дополнительного образования по программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ.
Пункт 2.10 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.10. Условия и порядок изменения статуса сертификата дополнительного образования определяются органом местного самоуправления.
Пункт 2.11 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.11. Порядок использования сертификата дополнительного образования, имеющего статусы сертификата учета, сертификата персонифицированного финансирования, в том числе объем услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, получение которых осуществляется за счет сертификата дополнительного образования, устанавливается органом местного самоуправления.
2.12. В целях осуществления персонифицированного учета зачисление ребенка на обучение осуществляется поставщиком образовательных услуг после установления возможности обучения по выбранной дополнительной общеобразовательной программе за счет имеющегося у ребенка сертификата дополнительного образования.
Пункт 2.13 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.13. Для установления возможности обучения по выбранной дополнительной общеобразовательной программе поставщик образовательных услуг направляет в орган местного самоуправления, предоставивший ребенку сертификат дополнительного образования, информацию о поступившей заявке на обучение.
Пункт 2.14 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.14. Решение о зачислении принимается органом местного самоуправления по результатам оценки возможности зачисления ребенка на обучение по дополнительной общеобразовательной программе в соответствии с установленным порядком использования сертификата дополнительного образования с учетом объема услуг, получаемых ребенком с использованием сертификата дополнительного образования на момент получения запроса.
Пункт 2.15 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.15. Порядок использования сертификата дополнительного образования для обучения по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ, определяется Правилами и нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.
Пункт 2.16 изменен с 29 июля 2021 г. - Распоряжение Правительства Магаданской области от 26 июля 2021 г. N 292-рп
2.16. В целях автоматизации процедур зачисления детей на обучение, согласования возможности зачисления детей на обучение органами местного самоуправления могут использоваться специальные информационные системы - навигаторы дополнительного образования детей.
3. Этапы реализации Концепции
3.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей реализуется в два этапа: I этап - 2021 год; II этап - 2022 - 2023 годы.
На первом этапе будет осуществлено внедрение на территории всех муниципальных образований Магаданской области сертификатов дополнительного образования, имеющих статус сертификатов учета. В пяти пилотных муниципальных образованиях Магаданской области будут предусмотрены возможности по использованию сертификатов дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования.
На втором этапе возможность использования сертификата дополнительного образования в качестве сертификатов персонифицированного финансирования будет распространена на прочие муниципальные образования Магаданской области, а общее число сертификатов дополнительного образования в статусе сертификатов персонифицированного финансирования будет увеличено.
3.2. Начиная с I этапа, министерством образования Магаданской области, министерством культуры и туризма Магаданской области, департаментом физической культуры и спорта Магаданской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит:
1) к 31 декабря 2021 года следующие результаты:
- не менее 50% муниципальных образований Магаданской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;
- не менее 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Магаданской области, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
2) к 31 декабря 2023 года следующие результаты:
- 100% всех муниципальных образований Магаданской области внедрят систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивающую поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;
- не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Магаданской области, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
1 Возможность оплаты услуг дополнительного образования за счёт бюджетных средств подразумевает закрепление за сертификатом персональных обязательств по оплате выбираемого ребенком (его родителями (законными представителями)) дополнительного образования (обязательств передачи средств выбранному поставщику образовательных услуг), либо предоставления возможности зачисления на образовательные программы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств. посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.