Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 23 марта 2021 г. к решению Комитета N 245/6
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, О.В. Савастьяновой, В.И. Пискаревым, Н.В. Костенко, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко, Е.В. Бибиковой, М.А. Львовой-Беловой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить право должника-гражданина в рамках исполнительного производства на обеспечение сохранения его ежемесячного дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а также установить механизм реализации должником-гражданином указанного права.
С этой целью законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК) и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Комитет отмечает социальную направленность законопроекта и в целом поддерживает его концепцию.
Вместе с тем в рамках своей компетенции полагает необходимым обратить внимание на следующее.
1. В первую очередь следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации уже содержит действенный комплекс мер по защите физических лиц - должников в рамках исполнительного производства:
- согласно части 1 статьи 37 Федерального закона N 229-ФЗ должнику предоставлена возможность обратиться с заявлением о рассрочке или отсрочке исполнения судебного решения: взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. При этом решение о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица принимается, в том числе с учетом материального положения должника-гражданина;
- статьей 101 Федерального закона N 229-ФЗ установлен перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, компенсационные выплаты (компенсации пострадавшим от техногенных катастроф, по уходу за нетрудоспособными, компенсация проезда, приобретения лекарств, путевок и пр.), алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского (семейного) капитала и аналогичные выплаты, социальное пособие на погребение, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, суммы единовременной материальной помощи;
- Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены механизмы судебного и внесудебного банкротства физических лиц - должников, по итогам завершения которых должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом, и задолженность перед такими кредиторами в общем случае признается безнадежной.
Кроме того, следует отметить существующие меры по защите заемщика - должника, позволяющие избежать открытия исполнительного производства: Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" предусмотрен высокий уровень информированности гражданина о предоставляемом кредите, ограничена неустойка, введен механизм отказа от дополнительных услуг, предоставлена возможность получения ипотечных каникул, ограничена полная стоимость кредита, а нормативными актами Банка России урегулирован расчет показателя долговой нагрузки заемщика, ограничивающий возможность кредитования заемщиков с высокой степенью закредитованностью.
Учитывая изложенное, Комитет полагает, что изменение существующей системы взыскания долгов в рамках исполнительного производства требует всесторонней оценки возможных последствий такого изменения.
2. Законопроектом предусматривается право обращения должника в подразделение судебных приставов с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации с указанием реквизитов банковского счета, на котором необходимо сохранить такой минимальный ежемесячный доход.
Вместе с тем, законопроектом не урегулирован механизм реализации проектируемой нормы в следующих случаях:
1) в случае получения должником периодических доходов без использования банковского счета;
2) в случае получения должником одновременно доходов как с использованием, так и без использования банковского счета (наличными);
3) в случае поступления денежных средств на счет должника несколькими переводами, каждый из которых не превышает минимальный ежемесячный доход, но их сумма, поступившая за месяц, его превышает.
Кроме того неясно, каким образом проектируемый механизм удержания минимального ежемесячного дохода будет соотноситься с действующим механизмом удержания 50% процентов заработной платы и иных доходов, предусмотренным статьей 99 Федерального закона N 229-ФЗ.
3. Проектируемой частью 3.1 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривается, что по отдельным исполнительным документам, имеющим особую целевую направленность и социальную значимость, норма о сохранении на счете должника минимального ежемесячного дохода не применяется. К ним относятся: требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда, об уплате административного штрафа или судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, иным требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Вместе с тем, проектируемое включение в вышеназванный перечень требований коммерческих ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний об уплате задолженности, предусмотренной жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или если иное не предусмотрено решением суда, представляется недостаточно обоснованным.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.