Постановление Правительства Магаданской области от 15 апреля 2021 г. N 290-пп
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Магаданской области"
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Магаданской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области принять правовые акты, определяющие порядок установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Магаданской области |
С.К. Носов |
Утвержден
постановлением Правительства
Магаданской области
от 15 апреля 2021 г. N 290-пп
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Магаданской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) и определяет правила установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Магаданской области требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
1.2. Разработка и установление обязательных требований осуществляются Правительством Магаданской области, его структурными подразделениями, органами исполнительной власти Магаданской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченные органы).
1.3. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Магаданской области и органов исполнительной власти Магаданской области (далее - нормативный правовой акт).
2. Порядок установления обязательных требований
2.1. Уполномоченные органы устанавливают обязательные требования с соблюдением принципов, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ, в соответствии с настоящим Порядком.
2.2. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами должны быть определены:
- содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
- лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
- в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством Магаданской области.
2.4. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 01 марта, либо с 01 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, за исключением нормативных правовых актов Магаданской области, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Магаданской области, а также нормативных правовых актов Магаданской области, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
2.5. Нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований, порядок проведения которой установлен разделом 3 настоящего Порядка, может быть принято решение о продлении срока действия нормативного правового акта Магаданской области не более чем на шесть лет.
2.6. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.7. Уполномоченные органы дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2.8. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем уполномоченного органа.
2.9. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
2.10. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, их правах и обязанностях, полномочиях органов исполнительной власти Магаданской области, наделенных полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.11. Информирование контролируемых лиц осуществляется, в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.12. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются правовым актом уполномоченного органа.
2.13. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Магаданской области, осуществляющего полномочия по региональному государственному контролю (надзору), в региональной информационной системе "Открытый регион" (далее - официальный сайт).
2.14. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.15. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
3. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
а) формирование проекта перечня нормативных правовых актов Магаданской области, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке (далее - перечень), его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение уполномоченным органом и опубликование;
б) формирование проекта доклада, его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, подписание доклада уполномоченным органом и опубликование его на официальном сайте;
в) проведение оценки фактического воздействия нормативного правового акта в порядке, установленном Правительством Магаданской области.
3.3. Перечень формируется уполномоченным органом и содержит нормативные правовые акты, действующие в соответствующей сфере общественных отношений. Включение в перечень нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3.4 настоящего Порядка.
В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом Магаданской области, принятым совместно несколькими уполномоченные органами, подготовка перечня осуществляется одним из органов по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.
3.4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проекты перечней на очередной год за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект перечня на очередной год за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет менее 3 лет, включаются в проект перечня на очередной год за 1 год до окончания срока действия.
3.5. В целях публичного обсуждения проекта перечня уполномоченный орган не позднее 01 сентября размещает на официальном сайте проект перечня с одновременным извещением контролируемых лиц, к которым применяются обязательные требования.
3.6. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может быть менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.7. Уполномоченным органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости могут проводиться совещания и иные мероприятия с участием контролируемых и других заинтересованных лиц.
3.8. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта перечня, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения на официальном сайте размещает сводку предложений.
3.9. Доработанный перечень, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте в срок не позднее 01 декабря.
3.10. Уполномоченный орган проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, представленных в утвержденном перечне, а также целей, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, представленных в утвержденном перечне (далее - доклад).
3.11. Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга применения обязательных требований;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики по вопросам применений обязательных требований;
г) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
д) предложения органов исполнительной власти Магаданской области, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
е) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
3.12. В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
б) оценка достижения целей введения обязательных требований;
в) выводы и предложения по итогам оценки применения и достижения целей введения обязательных требований.
3.13. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований должна включать следующие сведения:
а) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требованиях, включая сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
б) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
в) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
г) цели введения обязательных требований.
3.14. Оценка применения и достижения целей введения обязательных требований должна содержать следующую информацию:
а) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
б) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
в) информация о динамике ведения предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствующей сфере в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
г) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в поднадзорной сфере, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушения обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований (в разрезе нарушенных обязательных требований);
д) количество и содержание обращений контролируемых лиц в уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
е) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Магаданской области, содержащих обязательные требования, и актов Магаданской области, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
ж) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
3.15. Выводы и предложения по итогам оценки применения и достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт (с описанием предложений);
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, их положений.
3.16. Выводы, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3.15 настоящего Порядка, формулируются при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов контролируемых лиц на их исполнение, отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности и администрирование с положительным эффектом от их исполнения и соблюдения;
б) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
в) наличие в нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
г) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
д) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
е) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований;
ж) противоречие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
з) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
3.17. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.18. Уполномоченный орган рассматривает предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на своем официальном сайте. Сводка предложений и проект доклада подписываются руководителем уполномоченного органа.
3.19. Уполномоченный орган с учетом сводки предложений по результатам публичного обсуждения проекта доклада рассматривает доклад и относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, принимает решение о необходимости продления срока его действия либо о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.
3.20. Оценка фактического воздействия проводится в рамках оценки регулирующего воздействия в отношении нормативных правовых актов области, устанавливающих обязательные требования, в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определяет правила установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Магаданской области требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Постановление Правительства Магаданской области от 15 апреля 2021 г. N 290-пп "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Магаданской области"
Вступает в силу с 27 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 апреля 2021 г. N 4900202104160007
Постановлением Правительства Магаданской области от 14 октября 2022 г. N 809-ПП настоящий документ признан утратившим силу с 28 октября 2022 г.