Решение Верховного Суда РФ от 10 марта 2021 г. N АКПИ21-13
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующим абзаца второго пункта 124 14 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,
установил:
согласно абзацу второму пункта 124 14 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, не производится в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если они предусмотрены договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы более чем за один расчетный период, установленный этим договором. После полного погашения (оплаты) потребителем указанной задолженности единая теплоснабжающая организация осуществляет по обращению потребителя снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном настоящим подразделом.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ООО "Городская УК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 124 14 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 475, пункту 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу четвертому пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", абзацу первому пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и нарушают его права, поскольку в случае поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества оно обязано платить за него цену, установленную для оплаты качественного товара.
Как указывает административный истец, ООО "Городская УК" является управляющей организацией - исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг, приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. ООО "Городская УК" включено в реестр лицензий управляющих компаний на сайте Государственной жилищной инспекции. В силу статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
По мнению административного истца, в ситуациях, когда ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальные услуги ненадлежащего качества, суды обоснованно признают требования о соразмерном уменьшении покупной цены и корректируют размер подлежащего взысканию долга за поставку, что подтверждается сложившейся судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 304-ЭС16-18749, от 30 октября 2015 г. N 304-ЭС15-13217, решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 августа 2017 г. по делу N А52-8619/2017).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "решение Арбитражного суда Ростовской области от 29 августа 2017 г. по делу N А53-8619/2017"
В суде представитель административного истца ООО "Городская УК" Кутдузов Р.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что абзац второй пункта 124 14 Правил не соответствует также пункту 1 статьи 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему право покупателя на уменьшение покупной цены, позволяет ресурсоснабжающим организациям извлекать выгоду из недобросовестного поведения.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 1 февраля 2021 г. N ДГ-П16-995).
Представитель Правительства Российской Федерации Попова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Городская УК" Кутдузова Р.Н., административного ответчика Правительства Российской Федерации Поповой О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение правил организации теплоснабжения.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 8 августа 2012 г. N 808 утвердило Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2020 г. N 144.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 августа 2012 г., N 34, а также 21 и 28 августа, 11 и 25 сентября 2012 г. в издании "Российская Бизнес-газета" N 31 (начало), N 32 (продолжение), N 34 (продолжение), N 36 (окончание).
Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (пункт 1 Правил).
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать в том числе порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 3), особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5 1 данного Федерального закона, включая порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится (подпункт "б" пункта 10).
Устанавливая особенности исполнения обязательств по обеспечению соблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, раздел X 1 Правил определяет порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении.
Качество теплоснабжения - это совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении").
Абзац второй пункта 124 14 Правил корреспондирует частям 7 и 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", согласно которым договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации и должен определять, в том числе параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии, ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно части 3 статьи 23 9 названного Федерального закона единая теплоснабжающая организация при исполнении обязательства по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, обеспечивает снижение размера платы за поставляемую потребителю тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Второе предложение абзаца второго пункта 124 14 Правил соответствует части 4 данной статьи, согласно которой при наличии задолженности потребителя перед единой теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя за определенный Правительством Российской Федерации срок снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) производится после погашения такой задолженности.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 426 устанавливает право Правительства Российской Федерации издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Оспариваемые положения нормативного правового акта не освобождают единую теплоснабжающую организацию от обязанности снизить размер платы за поставленную потребителю тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 1 статьи 475, пункту 1 статьи 503, пункту 1 статьи 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу четвертому пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Договор теплоснабжения является одним из видов договора энергоснабжения, по которому согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом согласно пункту 3 данной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названым Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится, предусмотрены Правилами; ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" эти отношения не регулируют.
Пункт 1 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право покупателя, которому передан товар ненадлежащего качества, требовать по своему выбору соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, направлен на обеспечение баланса интересов сторон договора купли-продажи. Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют порядок снижения размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения и не противоречат закрепленному в статье 3 Федерального закона "О теплоснабжении" такому принципу организации отношений в сфере теплоснабжения, как соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Ссылки административного истца на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта абзацу первому пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет его на предмет соответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" о признании недействующим абзаца второго пункта 124 14 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 марта 2021 г. N АКПИ21-13
Текст решения опубликован не был