Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2021 г. N 46-КГ21-3-К6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2021 г. кассационную жалобу Маляевой Светланы Владимировны на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 января 2020 г. (в редакции определения этого же суда от 9 июля 2020 г. об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 г.
по делу N 2-377/2020 Октябрьского районного суда г. Самары по иску Маляевой Светланы Владимировны к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, государственному казённому учреждению Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа" о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты, об обязании назначить ежемесячную социальную выплату, о взыскании суммы уплаченной государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Маляева Светлана Владимировна 26 ноября 2019 г. обратилась в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, государственному казённому учреждению Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа" (далее также - Главное управление социальной защиты населения Самарского округа) о признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты, об обязании назначить ежемесячную социальную выплату, о взыскании суммы уплаченной государственной пошлины.
В обоснование исковых требований Маляева С.В. указала, что с 26 августа 2014 г. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 10 061,34 руб., продолжает осуществлять трудовую деятельность.
21 марта 2017 г. Маляева С.В. обратилась в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области через Управление социальной защиты населения по Кировскому району городского округа Самара с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" в связи с награждением её 13 декабря 2016 г. почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд.
Письмом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 13 апреля 2017 г. Маляевой С.В. было сообщено о невозможности присвоить ей звание "Ветеран труда" со ссылкой на то, что почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд в качестве знака отличия, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда", учреждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н, распространение которого на более ранние сроки не предусмотрено.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2018 г., вступившим в законную силу 18 декабря 2018 г., отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении Маляевой С.В. звания "Ветеран труда" признан незаконным, за Маляевой С.В. признано право на присвоение звания "Ветеран труда" и на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возложена обязанность выдать ей удостоверение "Ветеран труда".
Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 7 февраля 2019 г. Маляевой С.В. присвоено звание "Ветеран труда" и 12 февраля 2019 г. выдано соответствующее удостоверение.
12 февраля 2019 г. Маляева С.В. обратилась в Главное управление социальной защиты населения Самарского округа с заявлением о назначении ей ежемесячной социальной выплаты на основании постановления правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812 "О предоставлении в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан" (название постановления приведено в редакции, действовавшей на момент обращения Маляевой С.В. за назначением спорной выплаты) как лицу, по состоянию на 1 ноября 2017 г. получающему пенсию менее 13 500 руб., проживающему на территории Самарской области, осуществляющему трудовую деятельность и имеющему статус "Ветеран труда".
Письмом руководителя Главного управления социальной защиты населения Самарского округа от 20 февраля 2019 г. Маляевой С.В. отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты ввиду того, что по состоянию на 1 ноября 2017 г. она не имела звания "Ветеран труда".
По мнению Маляевой С.В., решение Главного управления социальной защиты населения Самарского округа об отказе в назначении ей ежемесячной социальной выплаты является незаконным, поскольку на 1 ноября 2017 г. у неё имелись необходимые условия для получения спорной выплаты в том числе она имела право на присвоение ей звания "Ветеран труда", что впоследствии было подтверждено вступившим в законную силу решением суда, которым за ней признано право на присвоение указанного звания. В результате виновных действий Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, выразившихся в несвоевременном присвоении ей звания "Ветеран труда" и выдаче соответствующего удостоверения, Маляева С.В. была лишена возможности получать ежемесячную социальную выплату как ветеран труда.
По приведённым основаниям Маляева С.В. просила суд: признать незаконным отказ Главного управления социальной защиты населения Самарского округа от 20 февраля 2019 г. в назначении ей ежемесячной социальной выплаты как ветерану труда и обязать данного ответчика назначить ей ежемесячную социальную выплату; обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области назначить ей ежемесячную социальную выплату с 1 ноября 2017 г.; взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области расходы по оплате государственной пошлины - 300 руб.
Представитель ответчиков Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и государственного казённого учреждения Самарской области "Главное управление социальной защиты населения Самарского округа" в суде исковые требования не признал.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 22 января 2020 г. (в редакции определения этого же суда от 9 июля 2020 г. об исправлении описки) исковые требования Маляевой С.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Маляевой С.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 12 января 2021 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 16 февраля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, Маляева С.В. направила письменное ходатайство о рассмотрение дела в её отсутствие, представители ответчиков сведений о причинах неявки не представили. Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Маляева С.В., ... года рождения, с 26 августа 2014 г. г. является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии на 30 сентября 2019 г. составил 10 061,34 руб.
В связи с награждением Маляевой С.В. 13 декабря 2016 г. почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд она 21 марта 2017 г. обратилась в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области через Управление социальной защиты населения по Кировскому району городского округа Самара с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
Письмом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 13 апреля 2017 г. Маляевой С.В. было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду того, что имеющаяся у неё почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве знака отличия, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда", учреждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н, действие которого не распространяется на более ранние сроки.
Не согласившись с отказом в присвоении звания "Ветеран труда", Маляева С.В. обжаловала его в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 декабря 2018 г., отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении Маляевой С.В. звания "Ветеран труда" признан незаконным, за Маляевой С.В. признано право на присвоение звания "Ветеран труда" и на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возложена обязанность выдать ей удостоверение "Ветеран труда".
Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 7 февраля 2019 г. Маляевой С.В. присвоено звание "Ветеран труда" и 12 февраля 2019 г. ей выдано удостоверение ветерана труда.
В связи с присвоением звания "Ветеран труда" 12 февраля 2019 г. Маляева С.В. обратилась в Главное управление социальной защиты населения Самарского округа с заявлением о назначении ей ежемесячной социальной выплаты на основании постановления правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812, утвердившего Порядок предоставления в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан, по состоянию на 1 ноября 2017 года и на дату определения права проживающим на территории Самарской области, получающим пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей, имеющим соответствующий статус и осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно абзацу третьему пункта 2 названного Порядка к категории граждан, имеющих право на ежемесячную социальную выплату, отнесены ветераны труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом руководителя Главного управления социальной защиты населения Самарского округа от 20 февраля 2019 г. Маляевой С.В. было сообщено об отказе в назначении ежемесячной социальной выплаты ввиду того, что по состоянию на 1 ноября 2017 г. Маляева С.В. не имела звания "Ветеран труда".
Разрешая исковые требования Маляевой С.В. о признании незаконным решения Главного управления социальной защиты населения Самарского округа об отказе в предоставлении ей ежемесячной социальной выплаты, возложении обязанности назначить выплату, суд первой инстанции, сославшись на то, что по состоянию на 1 ноября 2017 г. Маляева С.В. не имела звания ветерана труда, а указанное звание ей было присвоено 7 февраля 2019 г. на основании судебного постановления, вступившего в законную силу 18 декабря 2018 г., пришёл к выводу он наличии оснований для отказа в назначении ей ежемесячной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, признала содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе ежемесячную денежную выплату (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
В Самарской области механизм и условия предоставления отдельным категориям жителей Самарской области, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки в виде назначения ежемесячной социальной выплаты был предусмотрен постановлением правительства Самарской области от 30 октября 2017 г. N 677.
На момент обращения Маляевой С.В. 12 февраля 2019 г. в Главное управление социальной защиты населения Самарского округа с заявлением о назначении ей ежемесячной социальной выплаты правительством Самарской области принято постановление от 13 декабря 2017 г. N 812 "О предоставлении в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан" (здесь и далее текст постановления приведён в редакции на дату возникновения спорных отношений - 12 февраля 2019 г).
Пунктом 1 постановления правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812 предусмотрено, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан, по состоянию на 1 ноября 2017 года и на дату определения права проживающих на территории Самарской области, получающих пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей, имеющих соответствующий статус и осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ежемесячная социальная выплата).
Постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812 утверждён Порядок предоставления в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан, по состоянию на 1 ноября 2017 года и на дату определения права проживающих на территории Самарской области, получающих пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей, имеющих соответствующий статус и осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты; Порядок).
Пунктом 1 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты установлено, что под статусом в настоящем порядке следует понимать соответствие гражданина одной из категорий, указанных в пункте 2 Порядка, при соблюдении условий, указанных в пунктах 4 и 5 Порядка.
Абзацем третьим пункта 2 Порядка определено, что ежемесячная социальная выплата предоставляется гражданам, относящимся к ветеранам труда из числа лиц, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах".
Организацию предоставления ежемесячной социальной выплаты на территории Самарской области осуществляют Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения по месту жительства гражданина. Уполномоченные учреждения, в том числе обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной социальной выплаты (пункт 7 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 9 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты для назначения ежемесячной социальной выплаты заявитель представляет в уполномоченное учреждение документы, в числе которых документ, подтверждающий по состоянию на 1 ноября 2017 года и на дату определения права на назначение ежемесячной социальной выплаты категорию лица, имеющего право на получение ежемесячной социальной выплаты.
Пунктом 14 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты установлены основания для отказа в назначении ежемесячной социальной выплаты. К ним, в частности, относятся: несоответствие лица, обратившегося за назначением ежемесячной социальной выплаты, категориям граждан, указанным в пункте 1 данного Порядка; представление гражданином документов, содержащих недостоверные или неполные сведения.
Из приведённых нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная социальная выплата. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, имеющих статус ветерана труда, порядок и условия предоставления ежемесячной социальной выплаты определены постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812, которым утверждён Порядок предоставления в 2018, 2019 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан.
В соответствии с названным нормативным правовым актом Самарской области гражданам, по состоянию на 1 ноября 2017 года проживающим на территории Самарской области, получающим пенсию в размере, не превышающем 13 500 рублей, имеющим соответствующий статус, в частности гражданам, которым на 1 ноября 2017 г. присвоено звание "Ветеран труда", и осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предоставляются такие меры социальной поддержки, как ежемесячная социальная выплата. Ежемесячная социальная выплата назначается гражданину при предоставлении им необходимых документов, в том числе, подтверждающих отнесение гражданина к определённой категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной социальной выплаты. Основанием к отказу в предоставлении гражданам мер социальной поддержки относятся такие обстоятельства, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальный поддержки, и непредставление (представление не в полном объеме) соответствующих документов.
При рассмотрении исковых требований Маляевой С.В. приведённые нормативные положения регионального законодательства, регулирующие порядок предоставления отдельным категориям граждан Самарской области ежемесячной социальной выплаты, судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, вследствие этого спор разрешён без учета юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела.
Разрешая исковые требования Маляевой С.В. о признании незаконным решения Главного управления социальной защиты населения Самарского округа об отказе в предоставлении ежемесячной социальной выплаты, суд исходил из того, что Маляева С.В. на 1 ноября 2017 г. не относилась к категории граждан, на которых распространяется названная мера социальной поддержки, поскольку не обладала статусом ветерана труда. Звание "Ветеран труда" было присвоено Маляевой С.В. 7 февраля 2019 г. на основании решения Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2018 г., вступившего в законную силу 18 декабря 2018 г.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Исходя из положений статей 67, 71, 195-198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, выполнены не были.
Судами первой и апелляционной инстанций при решении вопроса о правомерности отказа ответчика в предоставлении Маляевой С.В. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, а также требований процессуального закона не приняты во внимание обстоятельства, на которые ссылалась Маляева С.В. в обоснование исковых требований.
Так, в исковом заявлении Маляева С.В. указывала на то, что на 1 ноября 2017 г. она соответствовала всем установленным постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. N 812 условиям для получения меры социальной поддержки в виде предоставления ей ежемесячной социальной выплаты, поскольку, имея ведомственный знак отличия в труде, 21 марта 2017 г. она обратилась в уполномоченный орган через Управление социальной защиты населения по Кировскому району городского округа Самара с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Однако 13 апреля 2017 г. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении Маляевой С.В. звания "Ветеран труда" было отказано, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд с иском о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" неправомерным. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2018 г., вступившим в законную силу 18 декабря 2018 г., отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении Маляевой С.В. звания "Ветеран труда" признан незаконным, суд признал за ней право на присвоение звания "Ветеран труда" и на Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возложена обязанность выдать ей удостоверение "Ветеран труда". Получение Маляевой С.В. удостоверения ветерана труда позднее 1 ноября 2017 г. явилось следствием действий Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, необоснованно отказавшего в удовлетворении её заявления от 21 марта 2017 г. о присвоении указанного звания. Подобные действия Министерства привели к нарушению права Маляевой С.В. на получение мер социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной социальной выплаты как лицу, имеющему звание "Ветеран труда".
Суды первой и апелляционной инстанций названные обстоятельства вследствие неправильного применения норм материального права в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора не определили, оставив их без внимания и соответствующей правовой оценки.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения решения Октябрьского районного суда г. Самары от 22 января 2020 г.) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Делая вывод о том, что Маляева С.В. на 1 ноября 2017 г. не относилась к категории граждан, на которых распространяется мера социальной поддержки в виде предоставления ежемесячной социальной выплаты, так как на указанную дату она не обладала статусом ветерана труда, судебные инстанции в нарушение положений части 2 статьи 61 ГПК РФ не учли, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2018 г. было установлено, что на момент обращения Маляевой С.В. 21 марта 2017 г. в Управление социальной защиты населения по Кировскому району городского округа Самара с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" она имела право на присвоение такого звания, в связи с чем отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в присвоении Маляевой С.В. звания "Ветеран труда" был признан судом необоснованным.
Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о наличии оснований для отказа в назначении Маляевой С.В. ежемесячной социальной выплаты со ссылкой на то, что по состоянию на 1 ноября 2017 г. Маляева С.В. не имела звания ветерана труда, не могут быть признаны правомерными.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Маляевой С.В. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Названные обстоятельства, по мнению Судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, касающийся реализации гражданином права на предоставление меры социальной поддержки, установленной законодательством Самарской области для ветеранов труда, что в результате привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 ГПК РФ, и права Маляевой С.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьёй 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 ГПК РФ,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 января 2020 г. (в редакции определения этого же суда от 9 июля 2020 г. об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2020 г. по делу N 2-377/2020 Октябрьского районного суда г. Самары отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Самары.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2021 г. N 46-КГ21-3-К6
Текст определения опубликован не был