Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 13 апреля 2021 г. N 3.8-04/1723
по проекту федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 7 апреля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 14 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц" и принят 26 января 2021 года в первом чтении, 6 апреля 2021 года - во втором чтении и 7 апреля 2021 года - в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон направлен на совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц за счет повышения эффективности и автоматизации процессов их предоставления налогоплательщикам.
Федеральным законом предусматривается упрощение процедуры получения налогоплательщиком у работодателя до окончания налогового периода социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение и обучение детей, за медицинские услуги и лекарственные средства, а также подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, в части снятия требования о предоставлении гражданином налоговому агенту (работодателю) подтверждения права на налоговые вычеты от налогового органа. Данное подтверждение будет предоставляться налоговому агенту (работодателю) напрямую налоговым органом по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в 30-дневный срок со дня направления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о подтверждении права на получения социальных налоговых вычетов и документов, подтверждающих такое право.
Также, глава 23 Кодекса дополняется новой статьей 221.1, устанавливающей упрощенный порядок предоставления налогоплательщику по окончании налогового периода налоговым органом предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), а также предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет.
Упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов предполагает взаимодействие физического лица и налогового органа с использованием интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика", посредством которого налогоплательщик предоставляет в налоговый орган заявление на получение налогового вычета. В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в течение 30 календарных дней с даты представления заявления. Суммы налоговых вычетов определяются налоговым органом исходя из сведений, имеющихся в их распоряжении и представленных налоговыми агентами или банками.
Кодекс также дополняется статьями 126.2 и 135.3, устанавливающими ответственность налоговых агентов и банков за предоставление налоговому органу недостоверных сведений об открытии индивидуальных инвестиционных счетов, суммах внесенных на них денежных средств, а также о суммах расходов налогоплательщика на приобретение объектов недвижимого имущества и на погашение процентов по целевым кредитам на их приобретение. При этом налоговый агент (банк) освобождается от ответственности, если им представлены уточненные сведения до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта предоставления недостоверных сведений.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, при этом для ряда положений Федерального закона предусматриваются иные сроки. В частности, положения об упрощенном порядке получения налоговых вычетов вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.