Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2002 г. N КА-А40/7253-02
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 26 по Южному административному округу г. Москвы (далее - ИМНС N 26) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Кудиновой Л.А. 5000 руб. штрафа за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Решением от 23.04.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.02, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней мотивам.
Обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права и соответствие выводов арбитражных судов установленным ими фактическим обстоятельствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
ИМНС N 26 осуществила проверку торговой точки индивидуального предпринимателя Кудиновой Л.А на предмет соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в ходе которой установила факт повреждения пломбы центра технического обслуживания на контрольно-кассовом аппарате, принадлежащем ответчику. Результаты проверки зафиксированы в акте 07.12.01 N 0151215, на основании которого 27.12.01 было вынесено решение N 19-06/812-02316880 о взыскании с индивидуального предпринимателя 5000 руб. штрафа на основании ст. 7 названного Закона.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о его принудительном взыскании.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что с 31.12.01 отсутствует ответственность, установленная ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу с 31.12.01, ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" изложена в новой редакции, исключающей ответственность за нарушение требований данного Закона.
Правила применения нового закона к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям, если такие права и обязанности возникают после введения законодательного акта в действие, определены ст. 54 Конституции Российской Федерации. Частью второй названной статьи предусмотрено, что в случае, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, имеющий обратную силу.
В силу верховенства Конституции Российской Федерации требования ст. 54, имеющей прямое действие, подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе они не нашли соответствующего отражения.
Поскольку на момент рассмотрения в арбитражном суде спора норма ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не действовала, Арбитражный суд г. Москвы правомерно отказал налоговой инспекции в иске о взыскании штрафа, наложенного на основании указанной нормы Закона.
Ссылка в жалобе на то, что суд неправильно применил ст. 146.5 КоАП РСФСР, отклоняется, поскольку при привлечении индивидуального предпринимателя Кудиновой Л.А. к ответственности ИМНС N 26 руководствовалась положениями указанной статьи только в части определения размера штрафа. Состав правонарушения определен истцом на основании ст. 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Довод жалобы о неправильном применении п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 не принимается во внимание. Указанный акт содержит толкование закона, обязательное для применения арбитражными судами при рассмотрении дел, а не устанавливает административную ответственность.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 23.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.02 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11500/02-96-38 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2002 г. N КА-А40/7253-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании