Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области:
1. Охраны окружающей среды при осуществлении государственного экологического надзора в соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора включающий:
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами;
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
региональный государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения.
2. Охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 27.06.2012 N 171 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора" - федеральный государственный охотничий надзор.
3. Осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)".
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Контрольно-надзорная деятельность в 2020 году осуществлялась отделом государственного экологического надзора, отделом охотничьего надзора, отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, согласно утвержденному Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, на основании приказов и распоряжений о проведении внеплановых проверок, запросов прокуратуры.
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели приходится на следующие обязательные требования:
- Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ - Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
- Статья 8.1 КоАП РФ - Несоблюдение экологических требовании при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства;
- Статья 8.2 КоАП РФ - Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления;
- Статья 8.39 КоАП РФ - Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
- Статья 8.46 КоАП РФ - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Основной причиной, по которой хозяйствующие субъекты допустили данные нарушения - отсутствие, либо недостаточное качество системы производственного экологического контроля за хозяйственной деятельностью, обязанность осуществление которого является обязательным требованием в соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отсутствие подготовки руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности являющегося обязательным требованием в соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1.
Статья 8.31 КоАП РФ - Нарушение Правил санитарной безопасности в лесах.
Статья 8.32 КоАП РФ - Нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах, федеральному государственному охотничьему надзору, региональному государственному экологическому надзору, расположенных на территории Курской области.
Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год
Ключевым риском является вероятность причинения вреда окружающей среде, объектам животного мира, водным биологическим ресурсам юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах, федеральному государственному охотничьему надзору, региональному государственному экологическому надзору, расположенных на территории Курской области.
С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, распределены на 4 категории по уровню негативного воздействия на окружающую среду:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора установлены пять категорий риска производственных объектов.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, проводятся:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска не проводятся.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска производственного объекта, так и снижения категории риска производственного объекта для тех подконтрольных субъектов, кто добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде и объектам животного мира.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.