2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте
Методические рекомендации MP 3.5/2.5.0226-20
"Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозках пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 23 декабря 2020 г.)
Введены впервые
I. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - MP) разработаны в целях организации и проведения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение риска возникновения и распространения инфекций с воздушно-капельным и контактным путем передачи на наземном автомобильном транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров городским, пригородным и междугородним сообщением, наземном электрическом транспорте, включая трамваи, троллейбусы, электробусы, монорельсы (далее - транспортные средства) и распространяются на все типы транспортных средств пассажировместимостью восемь и более человек.
1.2. MP определяют общие положения по выбору реагентных (химических дезинфицирующих средств), безреагентных (физических) методов и технологий для обработки поверхностей, оборудования, систем вентиляции, обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств.
1.3. MP предназначены для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы специалистами органов государственного транспортного контроля, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров автомобильным городским, пригородным и междугородним общественным транспортом, городским наземным электрическим транспортом; юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими проектирование и производство транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров; специализированными организациями, осуществляющими деятельность (работы и услуги) по уборке, очистке, мойке, дезинфекции, дезинсекции транспортных средств, а также осуществляющими контроль за эффективностью и безопасностью таких работ; пассажирами транспортных средств.
II. Общие положения
2.1. В MP определены приоритетные направления обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при транспортном обслуживании населения общественным автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, представлен комплекс профилактических санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению угрозы возникновения массовых заболеваний, передающихся контактным и воздушно-капельным путем.
2.2. Эпидемическая опасность и угроза заражения и распространения инфекционных болезней в ограниченном пространстве салона транспортного средства наиболее высока при инфекционных болезнях с аэрозольным механизмом передачи возбудителя и возникает в присутствии человека (больного и (или) носителя) из числа пассажиров и (или) обслуживающего персонала, выделяющего возбудителя при разговоре, кашле и чихании с выдыхаемым воздухом, либо при контактной передаче возбудителей через кожные покровы рук, одежду.
Микроорганизмы в воздухе и на поверхностях транспортного средства в зависимости от видовой принадлежности способны сохранять патогенные свойства в течение длительного времени (в течение нескольких часов и до нескольких суток), что обусловливает высокую значимость своевременного и эффективного проведения мероприятий, направленных на уничтожение патогенных и потенциально патогенных видов микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья пассажиров и персонала.
2.3. В целях предупреждения распространения инфекционных болезней рекомендуется в транспортных средствах проводить следующие мероприятия:
- проветривание транспортных средств и обеззараживание рециркуляционного воздуха в пути следования подвижного состава, поступающего в салон через системы вентиляции и кондиционирования транспортного средства, в целях профилактики бактериальных и вирусных инфекций, передающихся воздушно-капельным путем;
- проведение профилактических дезинфекционных мероприятий в целях снижения риска распространения инфекционных заболеваний через контаминированные микроорганизмами поверхности салона транспортного средства;
- контроль состояния здоровья персонала для своевременного выявления заболевших;
- использование персоналом средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и кожных антисептиков для обработки рук, оборудование (по возможности) ограждений, отделяющих рабочее место водителя от пассажиров;
- использование (по возможности) бесконтактных технологий при открывании дверей, продаже билетов;
- соблюдение пассажирами респираторного этикета, использование личных СИЗОД или гигиенических масок, других средств индивидуальной профилактики (кожные антисептики, перчатки).
2.4. Для проведения дезинфекционных мероприятий (дезинфекции, дезинсекции) необходимо применять современные средства, имеющие свидетельство о государственной регистрации и соответствующую область применения, широкий спектр антимикробной активности, безопасные для персонала и пассажиров в рекомендованных режимах применения.
2.5. Для обеспечения эффективного и качественного проведения дезинфекционных мероприятий в салонах транспортных средств используются безопасные конструкционные и отделочные материалы и ткани, в том числе полимерсодержащие и (или) с антимикробными свойствами, устойчивые к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
2.6. Не рекомендуется использовать рабочие растворы дезинфицирующих средств, агрессивные по отношению к обрабатываемым поверхностям и объектам, способные обесцвечивать ткани и отделочные материалы, фиксировать органические и неорганические загрязнения, вызывать коррозию металлов, оставлять разводы. Рекомендуется использовать средства с моющими свойствами и не требующие дополнительного смывания.
2.7. Транспортные средства, используемые для междугородних пассажирских перевозок, рекомендуется обеспечивать индивидуальными одноразовыми подголовниками для кресел, смена которых производится после очистки и дезинфекции кресел по возвращении с линии, либо перед выходом на линию (или в пути, в случае смены пассажиров), а также одноразовыми непромокающими пакетами, предназначенными для сбора биологических жидкостей.
2.8. В транспортных средствах, используемых для междугородних пассажирских перевозок, рекомендуется для экстренных ситуаций (оказание первой помощи) иметь в пути следования резервный запас упакованной питьевой воды*(1) в емкостях объемом не более 1 л в количестве не менее трех упаковок.
III. Обеззараживание воздуха в пассажирских салонах транспортных средств
3.1. На транспортных средствах для профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, обеспечивается возможность проветривания, а также подача в салон транспортного средства достаточного количества безопасного в микробиологическом отношении воздуха системами вентиляции и кондиционирования. Санитарно-гигиеническое состояние систем вентиляции и кондиционирования воздуха поддерживается путем проведения плановой очистки и дезинфекции в отсутствие пассажиров.
3.2. Обеспечение микробиологической безопасности воздуха рекомендуется осуществлять посредством оснащения транспортных средств устройствами (установками) обеззараживания воздуха (далее - УОВ), разрешенными к применению в присутствии людей, эксплуатация которых производится в пути следования на протяжении всего рейса.
3.3. Обеззараживание воздушной среды салонов транспортных средств в присутствии людей осуществляется с помощью безреагентных (физических) методов, разрешенных к применению в установленном порядке, в том числе на основе использования ультрафиолетового излучения бактерицидного диапазона, различных видов фильтров, электрофильтров, или других технологий, обеспечивающих безопасность использования и эффективность очистки и обеззараживания воздуха.
Для предотвращения вторичного микробного загрязнения воздуха салона транспортного средства при использовании технологии фильтрации рекомендуется проводить своевременную замену фильтрующих элементов в соответствии со сроком эксплуатации, установленным производителем.
3.4. Для поддержания микробиологической безопасности воздуха в салонах транспортных средств рекомендуется использовать УОВ, обеспечивающие при испытаниях эффективность расчетной дозы (одноразового или дискретного) воздействия не менее 99,99% и эффективность обеззараживания воздушной среды в условиях эксплуатации в соответствии с критериями, установленными для моторвагонного подвижного состава*(2).
Эффективность обеззараживания воздуха в салоне транспортного средства при проведении эксплуатационных испытаний рекомендуется определять в пути следования (или при моделировании) путем отбора проб воздуха аспирационным методом на уровне дыхания пассажиров, в двух-трех (в зависимости от длины транспортного средства) точках: головной части (у кабины водителя), в середине салона, в концевой части, при заполнении салона пассажирами (волонтерами) не менее 80%.
3.5. При наличии в транспортных средствах систем вентиляции и кондиционирования, использующих режим рециркуляции, микробиологическая безопасность рециркуляционного или смешанного воздуха обеспечивается УОВ, установленными в систему вентиляции и кондиционирования.
3.6. При отсутствии в транспортном средстве системы принудительной вентиляции и кондиционирования рекомендуется применение в пассажирских салонах транспортных средств автономных УОВ, разрешенных к применению на транспортных средствах в присутствии людей. Необходимое количество УОВ определяют расчетным путем, исходя из их мощности, предусмотренной руководством по эксплуатации (паспортом) конкретных моделей УОВ.
3.7. В транспортных средствах ввиду повышенного риска механических повреждений для исключения возможности вредного воздействия озона и паров ртути на человека рекомендуется использовать только безозоновые бактерицидные лампы, содержащие ртуть в связанном состоянии (амальгама).
3.8. Воздух салона транспортного средства должен соответствовать гигиеническим нормативам*(3). Особое внимание при контроле воздуха в салоне транспортного средства необходимо уделить среднесуточным предельно допустимым концентрациям ртути и озона.
3.9. При использовании УОВ необходимо осуществлять их профилактическое техническое обслуживание и замену сменных элементов (ламп, фильтров и др.) в соответствии со сроками и правилами, предусмотренными технической и эксплуатационной документацией на УОВ.
IV. Профилактическая дезинфекция транспортных средств
4.1. Перевозка пассажиров допускается только после предварительной очистки, мойки и дезинфекции транспортного средства.
4.2. Очистка, мойка и дезинфекция транспортных средств производится перед выходом на линию, либо по возвращении с линии в отсутствие пассажиров.
4.3. Очистка, мойка, дезинфекция транспортных средств проводится на площадке (посту) с твердым водонепроницаемым покрытием, оборудованной электроосвещением, подводкой воды, организованным стоком, оснащенной уборочным инвентарем, предназначенным для профессиональной уборки, мойки и дезинфекции. Работников поста мойки и дезинфекции обеспечивают спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
4.4. Дезинфекционные мероприятия (дезинфекцию, дезинсекцию) рекомендовано осуществлять в планово-систематическом или экстренном режиме.
4.5. В профилактических целях планово-систематические дезинфекционные мероприятия рекомендовано проводить в течение всего года в соответствии с установленным графиком, не реже 1 раза в неделю; экстренную дезинфекцию проводят по эпидемиологическим показаниям (приложение к настоящим MP).
4.6. После сбора мусора и механической очистки транспортное средство перемещают на пост мойки. Наружная мойка всего транспортного средства, в том числе и колес, а также уборка и профилактическая дезинфекция салона транспортного средства производится в соответствии с утвержденной технологической инструкцией. В зимнее время года при дезинфекции наружных поверхностей рекомендуется использовать растворы дезинфицирующих средств с добавлением антифриза.
4.7. Профилактическую дезинфекцию салонов транспортных средств методом протирания рекомендуется проводить дезинфицирующими средствами, обладающими моющими свойствами, малоопасными при ингаляционном и кожно-раздражающем воздействии (IV класс) и не требующими применения средств защиты органов дыхания и глаз. Обработку высококонтактных поверхностей (поручни и т.п.) рекомендуется проводить дезинфицирующими средствами с пролонгированным антимикробным действием.
4.8. Аэрозольную дезинфекцию салонов транспортных средств, в том числе с применением автоматизированных систем проводят в отсутствие пассажиров силами организаций, занимающихся дезинфекционной деятельностью или персонала, обученного правилам проведения этих работ. Все работы проводят с использованием спецодежды, средств защиты органов дыхания, кожных покровов и глаз.
4.9. Рекомендуется 1 раз в 6 месяцев проводить ротацию дезинфицирующих средств на аналогичные по антимикробным свойствам, классу опасности, но имеющие другой состав основных действующих веществ.
4.10. Профилактическая дезинфекция внутренних поверхностей салонов транспортных средств, совмещенная с профессиональной уборкой, проводится путем обработки пассажирских кресел и подголовников, стен, ниш, потолка, полок для багажа, багажного отделения, поручней, дверей, внутренних поверхностей окон и полов. Дезинфекция мягких кресел, обтянутых мебельными, в том числе ворсовыми тканями, проводится после их предварительного обеспыливания с помощью промышленных пылесосов в соответствии с инструкцией на используемое дезинфицирующее средство.
4.11. При дезинфекции внутренних поверхностей салонов транспортных средств в отсутствие людей, наряду с реагентами (дезинфицирующие, моющие средства), в качестве дополнительного средства обеззараживания воздуха и поверхностей может использоваться оборудование на основе источников бактерицидного ультрафиолетового излучения.
4.12. При оснащении транспортных средств биотуалетами, выгрузка содержимого (сточных вод), уборка и дезинфекция проводятся в соответствии с инструкцией по применению используемого биотуалета.
4.13. При выявлении или при подозрении на присутствие в пассажирском транспорте среди пассажиров или сотрудников инфекционного больного, при необходимости, организуется оказание ему медицинской помощи, по возможности производится его изоляция, далее в отсутствие людей проводится заключительная дезинфекция транспортного средства силами специализированных организаций.
4.14. Дезинфицирующие средства, применяемые для профилактической дезинфекции в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки и заключительной дезинфекции, а также способы их применения определяются нормативными*(4) и методическими документами, определяющими проведение дезинфекционных мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях и применение конкретных дезинфицирующих средств, в том числе инструкциями по их применению.
4.15. Очистка и профилактическая дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования, в том числе воздуховодов транспортных средств (при их наличии), в условиях штатной эксплуатации проводится не менее 1 раза в 6 месяцев, при неблагоприятной эпидемической ситуации не реже 1 раза в месяц, экстренная дезинфекция проводится по эпидемиологическим показаниям.
V. Дезинсекция транспортных средств
5.1. Дезинсекцию рекомендовано проводить при наличии жалоб или по эпидемиологическим показаниям физическими, механическими и химическими способами путем орошения, нанесения инсектицидов, репеллентов и аттрактантов на поверхности, фумигацией, применением инсектицидных приманок и другими способами, выбор которых определяется особенностями обрабатываемого объекта, биологическими особенностями синантропных членистоногих, свойствами дезинсекционных средств.
5.2. Дезинсекцию в транспортных средствах проводят методом сплошной или выборочной обработки. Дезинсекцию проводят в отсутствие людей. После окончания обработки транспортного средства проводят влажную уборку, в ходе которой удаляют все остатки препарата(ов). На транспортных средствах применяют инсектициды III-IV класса опасности.
______________________________
*(1) Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду" (ТР ЕАЭС 044/2017), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45.
*(2) Пункт 6.2.8 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12 (зарегистрировано Минюстом России 01.04.2003, регистрационный N 4348), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.04.2010 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 20.04.2010, регистрационный N 16931), от 16.06.2010 N 68 (зарегистрировано Минюстом России 07.07.2010, регистрационный N 17750), от 10.06.2016 N 76 (зарегистрировано Минюстом России 22.06.2016, регистрационный N 42606).
*(3) ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 N 165 (зарегистрировано Минюстом России 09.01.2018, регистрационный N 49557), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 N 37 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2018, регистрационный N 51367).
*(4) Например, СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 (зарегистрировано Минюстом России 26.05.2020 регистрационный N 58465), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2020 N 35 (зарегистрировано Минюстом России 16.11.2020, регистрационный N 60909)
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации MP 3.5/2.5.0226-20 "Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозках пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 23 декабря 2020 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (Москва, 2020 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.П. Игонина, Ю.Е. Абрамов), ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (М.Ф. Вильк, Л.В. Иванова, О.С. Сачкова, Э.Д. Сторожева), ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Т.В. Гололобова, Л.Г. Пантелеева, Л.С. Федорова, А.Ю. Скопин); ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России (Н.В. Шестопалов)
2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой "23" декабря 2020 г.
3. Введены впервые