Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Положению о системах оповещения
населения Белгородской области
Требования
к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения Белгородской области
1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения:
1.1. Прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня.
1.2. Включение (запуск) не менее чем с двух пунктов управления гражданской обороны (далее - ГО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) для региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РСО) и не менее чем с одного пункта управления ГО и ТП РСЧС для муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - МСО) и локальной системы оповещения (далее - ЛСО).
1.3. Взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и ТП РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения.
1.4. Автономное (децентрализованное) управление МСО, комплексной системой экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) и ЛСО.
1.5. Автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения.
1.6. Обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинг природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах.
1.7. Подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения.
1.8. Формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений.
1.9. Передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации.
1.10. Двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями.
1.11. Установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный).
1.12. Оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации.
1.13. Дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
1.14. Приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде.
1.15. Контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение.
1.16. Приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему.
1.17. Контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи.
1.18. Защита от несанкционированного доступа.
1.19. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
Порядок хранения информации документирования определяется положениями о РСО, МСО и ЛСО. Срок хранения информации документирования составляет не менее трёх лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.
Технические средства оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и Правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
2. Требования к показателям назначения:
2.1. Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 минут.
2.2. При автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации:
- на региональном уровне - не более 12 секунд;
- на муниципальном и объектовом уровне - не более 8 секунд.
2.3. Включение электрических, электронных сирен и мощных акустических систем для передачи сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" должно сопровождаться их звучанием изменяющихся тональности (от 300 до 600 Гц) и амплитуды звучания (от минимума до максимума). Во всех точках зоны адекватной идентификации сигнала оповещения (речевого сигнала оповещения) уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных устройств коллективного оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем), рассчитываемый для высоты 1,5 м над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других оконечных устройств коллективного оповещения, и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны. В любой точке зоны оповещения уровень звука, поступающего от всех оконечных устройств звукового и речевого оповещения, не должен превышать 120 дБА.
2.4. Диагностирование состояния технических средств оповещения в системе оповещения населения, в том числе каналов управления, должно обеспечиваться:
- автоматическим контролем состояния с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 минут;
- передачей контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей системе оповещения населения, так и выборочно, по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.
3. Требования к показателям надежности и живучести:
3.1. Надежность (коэффициент готовности одного направления оповещения):
- для объектового и муниципального уровней - Кг не менее 0,995;
- для регионального уровня - Кг не менее 0,999.
3.2. Живучесть (вероятность живучести одного направления оповещения):
- для объектового и муниципального уровня - Рж не менее 0,95;
- для регионального уровня - Рж не менее 0,99.
4. Требования к информационному обеспечению:
- основой информационного обеспечения системы оповещения населения должны быть территориально разнесенные базы данных и специальное программное обеспечение, включающие информацию об элементах системы, порядке установления связи, оповещаемых абонентах, исполнительных устройствах своего и подчиненных уровней управления с использованием единых классификаторов объектов, свойств и признаков для описания всех информационных ресурсов;
- состав, структура и способы организации данных должны обеспечивать наличие всех необходимых учетных реквизитов объектов оповещения, разбиение информации по категориям и независимость представления данных об объектах оповещения от других функциональных подсистем;
- информационный обмен между компонентами системы должен осуществляться по сетям связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) пункту управления ГО и ТП РСЧС;
- при информационном взаимодействии со смежными системами должна обеспечиваться полная автономность программных и аппаратных средств системы оповещения населения, независимость подсистемы приема и отправки команд управления и сообщений (информации) от изменения категории информации, способов хранения и режима работы (автоматическом или ручном).
5. Требования к сопряжению:
- все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;
- при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);
- сопряжение РСО с МСО и КСЭОН обеспечивается Правительством Белгородской области;
- сопряжение ЛСО с МСО (РСО) осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.
КСЭОН, а также ЛСО, кроме сопряжения с МСО (РСО), должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
6. Требования к защите информации:
- системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 года N 31;
- в РСО и КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года N 17;
- РСО и КСЭОН должны соответствовать классу защищенности не ниже 2 класса;
- МСО и ЛСО должны соответствовать классу защищенности не ниже 3 класса.
7. Требования к средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного и введённого в действие с 1 января 2015 года приказом Росстандарта от 7 апреля 2014 года N 311-ст "Об утверждении национального стандарта";
- стандартизация и унификация технических средств оповещения должна обеспечиваться посредством использования серийно выпускаемых средств вычислительной техники повышенной надежности и коммуникационного оборудования;
- программное обеспечение в РСО и МСО должно отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- для текущего ремонта технических средств оповещения должны использоваться одиночные и (или) групповые комплекты запасных частей, инструмента и принадлежностей.
Для оповещения работников организации и иных граждан, находящихся на ее территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций применяются как технические средства оповещения, так и элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
8. Требования электробезопасности:
- технические средства оповещения должны обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при установке, эксплуатации, техническом обслуживании и устранении неисправностей;
- токоведущие составные части технических средств оповещения должны быть надежно изолированы и не допускать электрического замыкания на корпус, их корпуса должны быть заземлены в соответствии с указаниями, изложенными в эксплуатационной документации на технические средства оповещения;
- электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для электромеханических сирен источники автономного питания не предусматриваются).
Сохранность информации в системе оповещения населения должна обеспечиваться при отключении электропитания (в том числе аварийном), отказах отдельных элементов технических средств оповещения и авариях на сетях связи.
9. Требования к размещению технических средств оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала, либо в помещениях с постоянным нахождением дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала организации;
- технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии; их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей;
- установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.
10. Требования к громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения:
- технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости (при необходимости могут использоваться водные и другие транспортные средства), а также соответствующего климатического исполнения;
- подвижные, мобильные, носимые технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
- технические средства оповещения должны обеспечивать, в том числе с помощью мощных акустических систем, подачу сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и передачу речевых сообщений;
- передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.