Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
от 19.04.2021 г. N 321
Положение
о формировании, сопровождении и подготовке резерва управленческих кадров образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 636-р "Об утверждении федеральной программы "Подготовка и переподготовка управленческих кадров (2010 - 2021 годы)" и определяет процедуру формирования резерва управленческих кадров системы образования Карачаево-Черкесской Республики из числа граждан, соответствующих требованиям, указанным в квалификационном справочнике или профессиональном стандарте, предъявляемым к должности руководителя образовательной организации (далее также - гражданин, Претендент), и организации работы с кадровым резервом.
1.2. Положение определяет принципы, порядок формирования, подготовки резерва управленческих кадров для образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики.
1.3. Резерв управленческих кадров образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики (далее - резерв) представляет собой группу лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям, имеющих опыт управленческой деятельности, успешно проявивших себя в профессиональной и общественной деятельности, обладающих необходимыми личностными и деловыми качествами, высокой степенью ответственности, успешно прошедших конкурсный отбор и рекомендованных для замещения руководящих должностей.
1.4. Формирование резерва проводится в целях:
- реализации эффективной кадровой политики в Карачаево-Черкесской Республике;
- совершенствования деятельности по подбору и расстановке руководящих кадров в образовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики;
- своевременного и оперативного замещения управленческих должностей лицами, соответствующими требованиям, предъявляемым к данным должностям;
- создания стабильного состава руководителей образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики;
- повышения уровня мотивации работников системы образования Карачаево-Черкесской Республики к профессиональному росту;
- сокращения периода адаптации вновь назначенного руководителя образовательной организации при вступлении в должность.
1.5. Формирование резерва основано на следующих принципах:
- равного доступа граждан к включению в резерв в соответствии с их способностью и профессиональной подготовкой;
- объективности и всесторонней оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на включение в резерв;
- включения в кадровый резерв в соответствии с личными способностями, уровнем профессиональной подготовки, результатами профессиональной деятельности и на основе равного подхода к кандидатам;
- добровольности включения и нахождения в кадровом резерве;
- гласности в формировании и работе с кадровым резервом;
- учета текущей и перспективной потребности в замещении руководящих должностей;
- Претендент включается в кадровый резерв на три года.
1.6. Формирование резерва не является препятствием для замещения руководящих должностей лицами, не включенными в резерв.
1.7. Резерв подразделяется на категории должностей в зависимости от типа образовательных организаций:
- резерв руководителей дошкольных образовательных организаций;
- резерв руководителей общеобразовательных организаций;
- резерв руководителей организаций среднего профессионального образования;
- резерв руководителей организаций дополнительного образования.
1.8. Сбор и обработка персональных данных участников резерва допускается с их согласия в соответствии с принципами и правилами, предусмотренными Федеральным законом 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
1.9. Организационное и информационное сопровождение формирования кадрового резерва управленческих кадров осуществляет Учредитель образовательной организации (далее - Учредитель).
II. Порядок формирования резерва управленческих кадров
2.1. Порядок формирования резерва управленческих кадров на должность руководителя образовательной организации утверждается Учредителем.
2.2. Анализ потребности в резерве проводится по нескольким направлениям:
- оценка укомплектованности образовательных организаций управленческими кадрами;
- анализ рисков по действующим руководителям (несоответствие модели компетенций на вакантную должность руководителя, предпенсионный возраст);
- учет планов перспективного развития системы образования Карачаево-Черкесской Республики (ввод новых образовательных организаций, реорганизация путем объединения образовательных организаций).
2.3. Резерв управленческих кадров формируется на конкурсной основе с учетом прогноза текущей и перспективной потребности в управленческих кадрах системы образования.
2.4. Списочный состав участников управленческого кадрового резерва корректируется раз в полгода.
2.5. Резерв формируется посредством подбора кандидатов на включение в резерв на основании рекомендаций:
- руководителей образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики;
- конкурсной комиссии на замещение должности руководителя образовательной организации;
- аттестационной комиссии для проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации;
- должностных лиц Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство);
- муниципальных органов управления образованием Карачаево-Черкесской Республики;
- путем самовыдвижения.
2.6. Требования, предъявляемые к кандидатам для включения в резерв:
- гражданство Российской Федерации;
- владение государственным языком Российской Федерации;
- высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики (стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет);
- отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования;
- отсутствие медицинских противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности;
- личностно-деловые качества.
2.7. Включение гражданина в кадровый резерв осуществляется с его согласия, выраженного лично в письменной форме (приложение 1) и оформляется приказом Учредителя образовательной организации на основании решения конкурсной комиссии.
III. Организация конкурса для формирования кадрового резерва
3.1. Решение об объявлении конкурсного отбора оформляется правовым актом Учредителя и публикуется на официальном сайте Учредителя с указанием наименования должностей, на которые объявлен конкурс, требований, предъявляемых к кандидатам, места и времени приема, а также перечня документов, подлежащих представлению, срока, до истечения которого принимаются указанные документы, места и порядка проведения конкурсных процедур, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (адрес, телефон, факс, электронная почта).
3.2. Для включения в кадровый резерв Претендент представляет Учредителю письменное заявление о включении его в кадровый резерв по форме, с приложением следующих документов:
1) копия паспорта гражданина;
2) копию трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые);
3) копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту службы (работы);
4) копия аттестационного листа или выписки из приказа по итогам предыдущей аттестации (при наличии);
5) отзыв работодателя Претендента, содержащий оценку его профессиональной деятельности с учетом ее эффективности и значимости;
6) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
7) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего осуществлению педагогической деятельности.
3.3. Достоверность сведений, представленных гражданином Учредителю, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления, подлежит проверке.
3.4. Гражданин не допускается к участию в конкурсе на кадровый резерв в случае, если:
- представленные документы не подтверждают право Претендента занимать должность руководителя образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Положением;
- представлены не все документы, указанные в пункте 3.2. настоящего Положения, либо они оформлены ненадлежащим образом, либо не соответствуют условиям проведения конкурса (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоответствия его квалификационным требованиям к должности руководителя образовательного учреждения;
- по результатам проверки достоверности документов выявлено:
а) основания, препятствующие занятию педагогической деятельностью, и ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
б) расторжение трудового договора по пунктам 3, 5, 6, 8, 9 - 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.5. Документы, указанные в пункте 3.2. настоящего Положения, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте в сети "Интернет" представляются Учредителю гражданином лично, посредством направления по почте.
3.6. Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются ответственным специалистом Учредителя (далее - ответственный специалист) в день их поступления.
3.7. Формирование кадрового резерва проводится в два этапа:
1-й этап - тестирование Претендента;
2-й этап - собеседование с членами комиссии.
3.8. Ответственный специалист в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает их и направляет Претенденту письменное уведомление о допуске (отказе в допуске) к первому этапу (с указанием причин отказа в случае отказа в допуске к первому этапу).
3.9. Основаниями для отказа в допуске к первому этапу являются:
1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Положения;
2) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3.4., 3.5. настоящего Положения;
3) наличие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования.
3.10. Претендент допускается к первому этапу при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3.9. настоящего Положения.
3.11. Заявление и прилагаемые к нему документы Претендента, допущенного к первому этапу, передаются секретарю комиссии в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.
3.12. Претендент, допущенный к первому этапу, в течение 36 рабочих дней со дня регистрации Заявления и прилагаемых к нему документов проходит тестирование.
Тестирование организуется и проводится Учредителем в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта. Результаты тестирования передаются секретарю комиссии в течение 2 рабочих дней со дня его проведения.
3.13. Тестирование проводится по следующим модулям: "Управление кадрами", "Управление ресурсами", "Управление процессами", "Управление результатами", "Управление информацией".
Тестирование признается успешно пройденным в случае, если показатель общего качества выполнения теста составляет не менее 70%, показатели по каждому из его модулей - не менее 50%.
3.14. Основания для отказа в допуске ко второму этапу:
1) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3.12. настоящего Положения;
2) тестирование пройдено с результатом ниже указанного в абзаце втором пункта 3.13. настоящего Положения.
3.15. В случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 3.14. настоящего Положения, Претендент допускается ко второму этапу.
3.16. Претендент письменно информируется комиссией о допуске (отказе в допуске) ко второму этапу (с указанием причины отказа в случае отказа в допуске ко второму этапу) не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока, предусмотренного абзацем первым пункта 3.12. настоящего Положения.
3.17. Для проведения второго этапа за 7 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии секретарем комиссии формируется и направляется членам комиссии справка на Претендента по форме, согласно приложению 2, включающая в себя:
1) информацию, полученную из документов, представленных Претендентом;
2) результаты тестирования.
3.18. Секретарь комиссии в течение 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии направляет Претенденту копию справки на Претендента, информирует его о дате, месте и времени проведения заседания комиссии.
3.19. Претендент лично присутствует на заседании комиссии. В случае невозможности присутствия Претендента на заседании комиссии его кандидатура не рассматривается.
3.20. Комиссия рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы, справку на Претендента, проводит собеседование с Претендентом, заслушивает мнение членов комиссии и принимает одно из следующих решений:
1) о включении Претендента в кадровый резерв;
2) об отказе во включении Претендента в кадровый резерв.
3.21. Решение комиссии оформляется протоколом, который не позднее дня, следующего за днем проведения заседания комиссии, направляется Учредителю.
3.22. Включение Претендента в кадровый резерв оформляется приказом Учредителя в течение 3 рабочих дней со дня поступления протокола комиссии Учредителю.
Копия приказа Учредителя направляется Претенденту в течение 5 рабочих дней со дня издания приказа Учредителя.
3.23. Учредитель ведет учет граждан, включенных в кадровый резерв, по форме, утвержденной приказом Учредителя.
3.24. Информация о кадровом резерве размещается и актуализируется Учредителем на официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня издания приказа, указанного в пункте 3.22. настоящего Положения.
IV. Порядок работы комиссии
4.1. Процедура оценки и отбора кандидатов в резерв осуществляется Конкурсной комиссией по формированию кадрового резерва. Персональный состав Конкурсной комиссии утверждается нормативным правовым актом Учредителя.
4.2. Работа комиссии включает в себя следующие этапы:
- Формирование перечня должностей руководителей, на которые формируется резерв с учетом итогов работы с кадровым резервом за предыдущий календарный год, оценки и прогноза состояния управленческих кадров руководителей, прогноза исключения кандидатов из резерва;
- Оценка и отбор кандидатов в кадровый резерв;
- Составление списка кандидатов для включения в кадровый резерв;
- Включение (исключение) кандидатов в кадровый резерв.
4.3. По итогам изучения и оценки документов, а также собеседования (при необходимости) Конкурсной комиссией принимается одно из следующих решений:
- кандидат подлежит включению в кадровый резерв с составлением индивидуального плана развития;
- кандидат не подлежит включению в кадровый резерв.
4.4. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Комиссии. Решение принимается в отсутствие кандидата большинством голосов присутствующих на заседании членов Конкурсной комиссии и оформляется протоколом.
4.5. Граждане, участвовавшие в конкурсе, уведомляются о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
4.6. Документы граждан, не допущенных к участию в конкурсе, и граждан, участвовавших в конкурсе, но не прошедших конкурсный отбор могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение 30 дней со дня завершения конкурса. Информация о результатах конкурса размещается на официальном сайте Учредителя.
4.7. Учредителем ежегодно утверждается список лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителей образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики по форме согласно приложению 3 к настоящему положению.
Министерством ежегодно утверждается Сводный список лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителей образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики по форме согласно приложению 3 к настоящему положению.
4.8. Учредителем по результатам конкурса для лиц, включенных в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителей образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики, оформляется справка по форме согласно приложению 4 к настоящему приложению.
4.9. С целью повышения эффективности кадрового резерва 1 раз в полугодие проводится корректировка списков Кадрового резерва, в ходе которой оцениваются результаты подготовки кандидатов, даются заключения о возможности выдвижения кандидата на руководящую должность, целесообразности продолжения подготовки, корректировке индивидуального плана, исключении из резерва.
4.10. С лицами, включенными в резерв, проводится планомерная подготовка на основе общего и индивидуального планов (приложение 5) развития кандидатов на вакантные должности руководителей.
4.11. Индивидуальные планы развития лица, включенного в резерв управленческих кадров, (далее - индивидуальный план) составляются непосредственно кандидатами, включенными в резерв, утверждаются руководителями образовательных организаций, в которых кандидаты осуществляют свою профессиональную деятельность, составляются в 2-х экземплярах, один экземпляр хранится у резервиста, второй у руководителя образовательной организации.
4.12. Индивидуальный план может включать в себя следующие формы работы:
- самостоятельную теоретическую подготовку;
- профессиональную переподготовку, повышение квалификации;
- временное исполнение обязанностей руководителя;
- участие в работе советов, коллегий, комиссий, рабочих групп, совещаний, иных мероприятиях по вопросам управления образовательной организации.
4.13. Срок нахождения кандидата в резерве управленческих кадров не может превышать 3 лет.
V. Порядок назначения и исключения из кадрового резерва
5.1. На вакантную должность руководителя назначается кандидат, включенный в резерв по соответствующей должности. Решение о выборе из имеющихся в резерве кандидатов и назначении их на должность руководителя принимает Учредитель образовательной организации.
При этом кандидат дает согласие на замещение в форме заявления о назначении, либо в письменной форме отказывается от замещения предложенной вакантной должности.
5.2. Исключение кандидата из резерва осуществляется в соответствии с решением Конкурсной комиссии по следующим основаниям:
- добровольный отказ от прохождения процедуры назначения на должность руководителя;
- назначение на должность руководителя, на замещение которой кандидат состоял в кадровом резерве;
- увольнение с работы по п.п. 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 статьи 81, ч. 2 ст. 278, п. 1.2 ст. 336 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также увольнение за иные виновные действия;
- отказ от прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации;
- личное заявление об исключении из резерва;
- сокращение должности руководителя в связи с реорганизацией или ликвидацией образовательной организации;
- в случае смерти;
- признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
- вступление в отношении его в законную силу приговора суда;
- выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- прекращение гражданства Российской Федерации;
- в случае установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья претендовать на замещение должности руководителя;
- предоставления кандидатом недостоверных сведений на момент включения его в резерв управленческих кадров;
- по истечении 3-х летнего срока пребывания в резерве кандидат автоматически исключается из списков резерва.
5.3. Решение об исключении кандидата из состава кадрового резерва принимается Конкурсной комиссией на очередном заседании.
VI. Организация работы с резервом
6.1. Учредитель назначает ответственное лицо за организацию работы по формированию резерва управленческих кадров и обучение включенных в него граждан.
6.2. Подготовка граждан, зачисленных в резерв управленческих кадров, проводится в следующих направлениях:
- повышения уровня профессиональной компетентности;
- повышение уровня управленческой компетентности;
- овладение практическими навыками работы в должности, на которую работник зачислен в резерв;
- тренинги эффективного управления (психологические тренинги).
6.3. Обучение группы резерва осуществляется:
- на уровне муниципальной системы образования в рамках реализации утвержденной муниципальной программы (плана) подготовки резерва управленческих кадров (в том числе привлечения к работе в экспертных, проектных и творческих группах; самостоятельной теоретической подготовки, включающей получение дополнительного профессионального образования; исполнения обязанностей руководителя образовательной организации на период его отсутствия и т.д.);
- на уровне региональной системы образования:
- с отрывом от производства (очные курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, курсы переподготовки кадров до 500 часов, стажировки);
- без отрыва от производства (курсы повышения квалификации в дистанционной форме, вебинары).
6.4. Работа по формированию резерва управленческих кадров ведется постоянно, включая оформление и своевременное обновление электронной базы данных списков работников, включенных в резерв.
VII. Права и обязанности резервиста
7.1. Лица, зачисленные в резерв, имеют право:
- знакомиться с документами, определяющими их права и обязанности по резервной должности;
- получать информацию и материалы, необходимые для выполнения обязанностей по резервной должности;
- участвовать в организации и работе мероприятий, семинаров, заседаний, совещаний;
- на сохранение места работы в период стажировки, повышения квалификации, длительных командировок.
7.2. Обязанности лиц, зачисленных в резерв:
- ежеквартально представлять Учредителю отчет об исполнении индивидуального плана профессионального развития;
- качественно и в сроки выполнять план подготовки;
- в период исполнения обязанностей резервной должности обеспечивать качественное выполнение его функциональных обязанностей.
VIII. Оценка эффективности работы с резервом управленческих кадров
8.1. По результатам работы с резервом управленческих кадров не реже одного раза в год Учредителем осуществляется оценка эффективности такой работы, которая включает:
- проведение анализа показателей эффективности работы с резервом управленческих кадров (приложение 6);
- внесение предложений управленческих решений по итогам организации работы с резервом управленческих кадров в Министерство ежегодно, в установленные сроки;
- проведение первичного анализа эффективности принятых мер и его представление в Министерство ежегодно, в установленные сроки.
8.2. Основными показателями эффективности работы с резервом являются:
- доля лиц, назначенных из резерва управленческих кадров, по отношению к общему количеству лиц, включенных в резерв (отражает степень использования лиц, включенных в резерв, мобильность кадрового резерва);
- доля целевых должностей, на которые назначены лица из резерва (отражает эффективность планирования использования резерва);
- доля лиц, включенных в резерв управленческих кадров и принявших участие в реализации приоритетных региональных проектов, реализуемых органами исполнительной власти в течение календарного года (отражает предназначение резерва управленческих кадров как команды руководителей, вовлеченных в деятельность органов власти, связанной с решением задач развития (проектных задач));
- доля назначения из резерва по отношению к общему количеству назначений на руководящие должности (отражает эффективность резерва как инструмента формирования кадрового состава).
8.3. Дополнительные показатели эффективности работы с резервом:
- количество мероприятий по обучению, повышению квалификации лица, состоящего в резерве, относительно общего количества мероприятий для управленческих кадров;
- уровень текучести кадрового резерва (количество выбывших по результатам оценочных мероприятий, по собственному желанию);
- наличие документов по сопровождению деятельности по формированию кадрового резерва (например, наличие Положения о кадровом резерве, программы подготовки, системы мотивации наставничества);
- анализ качественного состояния резервистов: соответствие утвержденным требованиям, вовлеченность в программы подготовки, эффективность коммуникаций с наставником и коллегами и т.д.
8.4. Эффективность резерва обеспечивается, прежде всего, созданием условий для обучения, повышения квалификации, профессионального роста кандидатов на руководящие должности.
8.5. Отчет о работе с резервом управленческих кадров вместе с анализом показателей эффективности работы с резервом управленческих кадров, предложениями управленческих решений по итогам организации работы с резервом и первичным анализом эффективности принятых мер, а также списочный состав участников управленческого кадрового резерва направляется в Министерство ежегодно до 15 апреля.
Министр образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
И.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.