Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 14.04.2021 N 11-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021 - 2025 годы
1. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021 - 2025 годы (далее - "дорожная карта") разработан в целях реализации:
Конвенции о правах инвалидов;
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности";
Заключительных замечаний Комитета по правам инвалидов Организации Объединенных Наций по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.
Основными целями "дорожной карты" с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов (инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения, умственного развития) являются:
поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и предоставляемых указанными учреждениями услуг в соответствующих сферах деятельности: здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, туризма, труда и занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и информации;
повышение информированности и ответственности собственников (пользователей) объектов негосударственных организаций Санкт-Петербурга по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг негосударственных организаций Санкт-Петербурга.
"Дорожная карта" содержит:
1. Таблицу повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021 - 2025 годы согласно приложению N 1 к "дорожной карте".
2. Перечень мероприятий "дорожной карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2021 - 2025 годы согласно приложению N 2 к "дорожной карте".
2. Текущее состояние сферы обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов в Санкт-Петербурге
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" численность инвалидов в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2020 - 582320 чел., что составляет более 10 процентов от общей численности населения Санкт-Петербурга, в том числе по проблемам здоровья:
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, - 18121 чел.;
инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за исключением инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 103270 чел.;
инвалиды с нарушением слуха - 19860 чел., в том числе инвалиды I группы - 720 чел.;
инвалиды с нарушением зрения - 8741 чел., в том числе инвалиды I группы - 2969 чел.
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" ежегодно проводятся опросы среди различных категорий инвалидов по оценке уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и отношения населения к проблемам инвалидов в Санкт-Петербурге.
По итогам опроса, проведенного в 2019 году, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, составила 62,3 процента (в 2015 году - 58,2 процента); доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Санкт-Петербурге составила 65,5 процента (в 2015 году - 55,5 процента).
Опыт организации работы в Санкт-Петербурге по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов формировался поэтапно.
В период с 2001 по 2005 год была реализована целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001 - 2005 годы, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2001 N 726-93.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1269 "О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом" в 2008 - 2010 годах реализовывался план мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры.
В 2013 - 2015 годах была реализована Программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп.
В 2016 - 2020 годах работа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по повышению уровня доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктур Санкт-Петербурга осуществлялась в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N 84-рп.
В соответствии с федеральным законодательством с 01.01.2016 работа по обеспечению условий доступности для инвалидов осуществляется собственниками (пользователями) объектов по отраслевому принципу в соответствии с установленными федеральными органами исполнительной власти порядками по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в соответствующих сферах деятельности по двум направлениям: обеспечение доступности объектов и обеспечение доступности предоставляемых услуг с учетом проведения собственниками (пользователями) объектов их паспортизации.
По новым объектам (строящимся либо реконструированным) - через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию.
Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктур обязательно с 01.07.2016 в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов, а также объектов, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию.
При этом обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры осуществляется с учетом действующих на момент проведения работ требований строительных норм и правил:
до 01.07.2015 обязательных к исполнению при проектировании требований СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73 (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р);
с 01.07.2015 обязательных к исполнению при проектировании требований СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений");
с 01.07.2016 обязательных к исполнению при вводе новых объектов требований СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов");
с 01.08.2020 обязательных к исполнению при проектировании СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на этапе проектирования до выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) проводится государственная экспертиза проектной документации на соответствие требованиям действующих стандартов и правил, в том числе в части обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Контроль за вводом с 01.07.2016 объектов нового строительства, соответствующих обязательным требованиям доступности, обеспечивается Комитетом по строительству и Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
По действующим объектам - в соответствии с отраслевыми федеральными порядками обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденными соответствующими министерствами, путем проведения паспортизации (обследования) объектов, проведения мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов предоставляемых на объектах услуг, обеспечения доступности объектов при проведении текущего или капитального ремонта.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с 01.01.2016 невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники (пользователи) этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Если организации, предоставляющие услуги, располагаются в арендуемых помещениях, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, руководители организаций должны принимать меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
Кроме того, Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" предусмотрена возможность возмещения арендатору стоимости работ, связанных с обустройством объектов социальной инфраструктуры средствами доступа к ним для инвалидов, в рамках заключенных Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга договоров аренды.
С 2018 года продолжают формироваться правовые механизмы обеспечения контроля (надзора) за созданием условий доступности для инвалидов объектов и услуг различных сфер деятельности.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствующих сферах деятельности: здравоохранение, образование, социальное обслуживание, труд и занятость, транспортные услуги, услуги связи, жилищная и строительная сфера, охрана объектов культурного значения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
С 29.07.2019 вступили в силу нормы Федерального закона от 18.07.2019 N 180-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" наделяющие функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг и по составлению соответствующих протоколов федеральные и региональные контрольно-надзорные органы, к сфере полномочий которых отнесено осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствующих сферах деятельности (на федеральные органы государственного контроля (надзора) в сферах транспорта, услуг связи, здравоохранения, образования, и на региональные органы контроля (надзора) в сфере жилищного надзора, социального обслуживания).
С 29.03.2020 вступили в силу нормы статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием его здоровья, возрастом, на равных с другими гражданами условиях. Полномочия по федеральному государственному надзору за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Реализация исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий по формированию безбарьерной среды для инвалидов осуществляется с привлечением общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.
Для организации взаимодействия с общественными объединениями инвалидов в Санкт-Петербурге действуют:
на уровне Санкт-Петербурга - Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданный распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.08.1997 N 867-р, в состав которого входят 11 представителей девяти наиболее крупных общественных организаций инвалидов Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных структур, предоставляющих государственные услуги для инвалидов;
на уровне районов Санкт-Петербурга - Комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и Координационные советы по делам инвалидов при 18 администрациях районов Санкт-Петербурга, в состав которых входят 85 представителей 35 общественных объединений инвалидов.
В Санкт-Петербурге реализация "дорожной карты" осуществляется на 4668 объектах 2545 государственных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на которых предоставляются услуги населению, в том числе:
на 734 объектах 284 государственных учреждений здравоохранения;
на 2487 объектах 1847 государственных учреждений образования;
на 353 объектах 32 государственных учреждений в сфере молодежной политики;
на 392 объектах 107 государственных учреждений социального обслуживания населения;
на 163 объектах 85 государственных учреждений физической культуры и спорта;
на 447 объектах 186 государственных учреждений культуры;
на 10 объектах Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городское туристско-информационное бюро";
на 24 объектах двух государственных учреждений в сфере труда и занятости населения;
на 58 объектах Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
"Дорожная карта" является продолжением Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 N 84-рп. С учетом результатов проведенной работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в 2016 - 2020 годах "дорожной картой" определены следующие приоритетные направления деятельности:
формирование реестров приоритетных объектов в соответствующей сфере деятельности, включая объекты негосударственных организаций Санкт-Петербурга, осуществление мониторинга условий доступности данных объектов;
совершенствование механизма взаимодействия с собственниками (пользователями) объектов потребительского рынка, повышение уровня их информированности по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, включая необходимость оказания ситуационной помощи и надлежащее размещение соответствующей информации об оказании такой помощи;
повышение уровня доступности вводимых в эксплуатацию объектов нового строительства, в том числе путем участия представителей администраций районов Санкт-Петербурга и общественных объединений инвалидов в их приемке;
формирование на основании обращений граждан адресных перечней индивидуальных маршрутов инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры для создания на них условий доступности;
информирование граждан о проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и государственными учреждениями мероприятиях по повышению уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
"Дорожной картой" предусматривается решение следующих основных проблем:
наличие фактов формального подхода при проведении собственниками (пользователями) объектов мероприятий по обеспечению доступности объектов и предоставляемых услуг без учета приоритетности их выполнения, адресности, соответствия конкретным потребностям инвалидов;
наличие фактов разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, не соответствующих положениям свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (до 01.08.2020) и свода правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (с 01.08.2020), недостаточное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов на этапах проектирования, приемки, дальнейшей эксплуатации объектов;
несовершенство механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с собственниками (пользователями) объектов потребительского рынка в целях повышения их информированности и ответственности по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов;
недостаточная информированность граждан о проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятиях в сфере формирования безбарьерной среды, об условиях доступности объектов государственных учреждений, о возможности и порядке обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей.
3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
повышение уровня доступности для инвалидов объектов государственных учреждений и предоставляемых указанными учреждениями услуг в сферах здравоохранения, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, туризма, труда и занятости, предоставления государственных и муниципальных услуг, качества проводимых на них мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов;
обеспечение соответствия объектов нового строительства и реконструкции требованиям доступности для инвалидов;
включение в работу по обеспечению условий доступности для инвалидов собственников (пользователей) объектов негосударственных организаций Санкт-Петербурга, повышение их информированности и ответственности в сфере формирования безбарьерной среды;
повышение уровня информированности граждан о проводимой работе по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, об условиях доступности предоставляемых услуг в государственных учреждениях, обеспечение доступности информационно-справочных услуг для граждан с нарушениями зрения или слуха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.