Постановление Правительства Мурманской области от 20 апреля 2021 г. N 209-ПП
"Об утверждении Положения о системах оповещения населения Мурманской области"
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство Мурманской области" постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения Мурманской области (далее - Положение).
2. Определить Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области уполномоченным органом исполнительной власти Мурманской области по заключению с операторами связи и редакциями средств массовой информации договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению оповещения населения Мурманской области при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального или межмуниципального характера.
3. Определить государственное областное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области" (далее - ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области") уполномоченным органом по направлению заявок операторам связи для передачи сигналов оповещения и редакциям средств массовой информации на выпуск в эфир (публикацию) сигналов оповещения и (или) экстренной информации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального или межмуниципального характера на территории Мурманской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области:
4.1. Привести нормативные акты в части, касающейся порядка оповещения и информирования населения, в соответствие с Положением.
4.2. Организовать создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения муниципальных образований.
4.3. Направлять в организации, эксплуатирующие на территории муниципального образования опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайной опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, технические условия по сопряжению (присоединению) и проводить работы по сопряжению муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения муниципальных образований с локальными системами оповещения, эксплуатируемыми указанными организациями.
4.4. Заключить с операторами связи и редакциями средств массовой информации договоры (соглашения) о взаимодействии по обеспечению оповещения населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
4.5. Назначить орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня уполномоченным органом по направлению заявок операторам связи для передачи сигналов оповещения и редакциям средств массовой информации на выпуск в эфир (публикацию) сигналов оповещения и (или) экстренной информации при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
5. Рекомендовать руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайной опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, запрашивать в муниципальном образовании, на территории которого находится организация, технические условия по сопряжению (присоединению) эксплуатируемой локальной системы оповещения с муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения населения данного муниципального образования и проводить работы по сопряжению систем оповещения.
6. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Мурманской области от 10.07.2017 N 352-ПП "О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера";
- пункт 14 приложения к постановлению Правительства Мурманской области от 06.05.2020 N 268-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Сердечкина Ю.В.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
Положение
о системах оповещения населения Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 20 апреля 2021 г. N 209-ПП)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", совместным приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", совместным приказом МЧС России, МВД России, ФСБ России от 29.08.2016 N 461/494/521 "О комиссиях по координации деятельности при создании и организации эксплуатации современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации" и Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 585-01-ЗМО "О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения Мурманской области, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. Резерв технических средств оповещения - специализированная упорядоченная совокупность изделий средств оповещения, в том числе оборудования, запасных частей, сменяемых узлов, типовых элементов замены, территориально распределенная и размещенная как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на объектах операторов связи, базах и складах промышленных и иных предприятий и организаций, с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
II. Состав, назначение и основные задачи систем оповещения Мурманской области
7. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС Мурманской области:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Мурманской области (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения муниципального образования Мурманской области (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональную систему оповещения создает Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - опасные производственные объекты).
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия региональной и муниципальной системы оповещения являются административные границы Мурманской области и муниципального образования соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
8. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Комитетом по обеспечению безопасности населения Мурманской области, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. Основной задачей региональной системы оповещения Мурманской области является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и Мурманской территориальной подсистемы РСЧС (далее - МТП РСЧС);
Главного управления МЧС России по Мурманской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Мурманской области;
единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований;
специально подготовленных сил МТП РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Мурманской области;
дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
людей, находящихся на территории Мурманской области.
11. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и звена МТП РСЧС, созданного муниципальным образованием;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;
ДДС организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
12. Основной задачей локальной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
13. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения Мурманской области
14. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления МТП РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
16. Решение на задействование систем оповещения принимается:
региональной системы оповещения Мурманской области - Губернатором Мурманской области - председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области;
муниципальной системы оповещения муниципального образования - должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительные орган муниципального образования):
локальной (объектовой) системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей данный объект.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Комитетом по обеспечению безопасности населения Мурманской области, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Мурманской области - председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области, должностного лица местного самоуправления, возглавляющего местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления МТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с заключенными договорами (соглашениями);
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления МТП РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
19. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения (далее - тексты речевых сообщений) населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" и органы местного самоуправления Мурманской области разрабатывают и организуют их запись на магнитные и иные носители информации.
Тексты речевых сообщений разрабатываются на каждый сигнал гражданской обороны и возможные типы техногенных чрезвычайных ситуаций в организациях Мурманской области.
Перечень организаций, на которых возможно возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций регионального и (или) межмуниципального характера, разрабатывается Комитетом по обеспечению безопасности населения Мурманской области и утверждается решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области.
Перечень организаций, в которых возможно возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций муниципального характера, разрабатывается органом местного самоуправления.
Тексты речевых сообщений по сигналам гражданской обороны и о возможных техногенных чрезвычайных ситуациях регионального и (или) межмуниципального характера на химически опасных и (или) радиационно опасных объектах утверждаются Губернатором Мурманской области - председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области (заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим вопросы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций).
Тексты речевых сообщений о возможных техногенных чрезвычайных ситуациях муниципального характера на химически опасных и (или) радиационно опасных объектах утверждаются должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
20. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
21. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения в составе региональной системы оповещения Мурманской области используются:
комплексы технических средств оповещения ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области";
комплексы технических средств оповещения введенных в эксплуатацию муниципальных систем оповещения муниципальных образований Мурманской области;
комплексы телекоммуникационных средств и каналов связи Мурманского филиала ПАО "Ростелеком", включая радиотрансляционные установки сетей проводного вещания и радиовещательные передатчики;
комплексы телекоммуникационных средств и каналов связи операторов подвижной радиотелефонной связи;
комплексы телевизионного и радиовещания филиала ФГУП "ВГТРК" "ГТРК "Мурман", каналы вещания: программа телевизионного вещания "Россия-1", программы радиовещания "Радио России" и "Маяк". Режим передачи сообщений - автоматизированный;
комплексы телевизионного и радиовещания филиала ФГУП РТРС "Мурманский ОРТПЦ", сервер оповещения, радиовещательные передатчики, установленные в городах Мурманской области;
комплексы технических средств оповещения локальных и объектовых систем оповещения, сопряженных с муниципальными системами оповещения муниципальных образований Мурманской области;
комплексы технических средств передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Мурманской области.
22. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
23. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления МТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, Правительства Мурманской области, муниципальных образований и организаций.
24. Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления МТП РСЧС, органы повседневного управления МТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
25. Поддержание региональной, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области", органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими локальные системы оповещения, соответственно.
26. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
27. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения в Мурманской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
В Мурманской области при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления МТП РСЧС и органов повседневного управления МТП РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований, предъявляемых к системам оповещения населения, а также положений о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной, муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления МТП РСЧС и организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование)), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
V. Организация запасов (резервов) технических средств оповещения населения
28. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Резерв (запас) технических средств оповещения, как правило, включает в себя резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения и комплекты запасных частей и принадлежностей (ЗИП).
Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических средств систем оповещения населения.
Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения. Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и других транспортных средствах.
Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и неплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и скомплектованы в зависимости от назначения и особенностей использования.
29. Номенклатура, объемы, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения на региональном уровне определяются постановлением Правительства Мурманской области.
На муниципальном уровне и в организациях рекомендуется определять номенклатуру, объемы, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения правовым актом органа местного самоуправления и решением руководителя организации соответственно.
Разрабатываемые номенклатура и объемы резерва технических средств оповещения должны учитывать:
состав эксплуатируемого оборудования оповещения, надежность и взаимозаменяемость его отдельных узлов, а также временное отсутствие необходимых изделий в местах хранения;
населенные пункты (районы), в которых отсутствуют автоматизированные системы оповещения населения, их количество, площадь, количество проживаемого там населения, характер застроек;
возможности выхода из строя технических средств оповещения с учетом прогнозируемых возможных чрезвычайных ситуаций, сроков эксплуатации систем оповещения и других факторов;
прогнозируемые возможные чрезвычайные ситуации;
эффективность использования резервов технических средств оповещения.
VI. Организация финансирования мероприятий по созданию, совершенствованию и поддержанию в готовности систем оповещения населения
30. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности и развития систем оповещения населения, создания и содержания запасов технических средств оповещения, возмещение затрат, понесенных организациями, операторами связи, редакциями средств массовой информации, а также организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения населения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены требования к системам оповещения населения Мурманской области, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Системы оповещения населения создаются на трех уровнях:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Мурманской области (создает Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения муниципального образования Мурманской области (создаются органами местного самоуправления).
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и аналогичные сооружения высокой опасности.
Решение на задействование систем оповещения принимается Губернатором Мурманской области, должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию, руководителем организации, эксплуатирующей данный объект - в зависимости от уровня системы оповещения.
Постановление Правительства Мурманской области от 20 апреля 2021 г. N 209-ПП "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Мурманской области"
Вступает в силу с 20 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 20 апреля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2021 г. N 5100202104210007, в газете "Мурманский вестник" от 21 апреля 2021 г. N 56
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 29 июня 2023 г. N 478-ПП
Изменения вступают в силу с 3 июля 2023 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 28 ноября 2022 г. N 931-ПП
Изменения вступают в силу с 28 ноября 2022 г.