Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 20 апреля 2021 года N 119
Методические указания
по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемые на территории Чукотского автономного округа
29 декабря 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемые на территории Чукотского автономного округа разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
2. Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемые на территории Чукотского автономного округа разработаны в целях определения единого порядка и методологического подхода к формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемые на территории Чукотского автономного округа.
3. Основные понятия и принятые сокращения, используемые в настоящих Методических указаниях:
организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающее услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемых на территории Чукотского автономного округа;
орган регулирования - Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа;
регулируемая деятельность - деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, осуществляемые на территории Чукотского автономного округа;
отчётный период регулирования - период регулирования, предшествующий текущему периоду регулирования;
текущий период регулирования - период регулирования в течение которого действуют тарифы на перевозку воздушным транспортом;
очередной период регулирования - период регулирования, следующий за текущим периодом регулирования;
воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;
тип воздушного судна - это категория, объединяющая определенные классы воздушных судов, обусловленных технико-экономическими показателями;
налет производственных часов - налет часов, затраченных по выполненным рейсам;
полетный час - внутренние расходы организации, связанные с содержанием и эксплуатацией парка воздушных судов в разрезе типов воздушных судов;
среднее количество пассажиров за рейс - фактический пассажирооборот организации, определяемый за три предшествующих года по типам воздушных судов и маршрутам.
4. Основными задачами введения настоящих Методических указаний являются:
установление единого механизма формирования затрат при расчете тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом;
достижение баланса интересов организаций и потребителей их услуг;
повышение ответственности организации за экономическую обоснованность предоставляемых расчетных материалов.
5. Тарифы на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях рассчитываются на срок не менее одного календарного года.
II. Сроки и основные требования к документам, предоставляемым для проведения экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях
6. Проведение экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях носит заявительный характер.
7. Организация представляет в орган регулирования предложение о проведении экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях не позднее 1 апреля, следующего за отчетным периодом регулирования.
В 2021 году организация представляет в орган регулирования предложение о проведении экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях не позднее 1 октября.
8. Предложение организации о проведении экспертизы расчета тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях (далее - предложение) включает следующие документы:
заявление организации о проведении экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом по форме согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям (далее - Заявление).
Заявление оформляется на официальном бланке организации с содержанием сведений об организации (наименование и реквизиты организации: юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество руководителя организации (или уполномоченным им заместителем руководителя) об ответственном исполнителе, их контактные телефоны и обоснование обращения.
Заявление заверяется печатью (при наличии печати) и подписью руководителя или иного уполномоченного лица.
В случае предоставления заявления в электронном виде, документ подписывается электронно-цифровой подписью указанными должностными лицами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пакет документов в оригинале или надлежащим образом заверенных копиях, согласно перечню, в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим указаниям (далее - перечень документов).
9. Документы представляются на бумажном носителе с дублированием их содержания в электронном виде. Допускается представления документов в электронном виде на электронном носителе.
10. Датой поступления от организации Заявления и приложений к нему является день его регистрации в органе регулирования.
11. В случае если в ходе анализа представленных документов организации к Заявлению возникнет необходимость предоставления уточнений или дополнительных материалов, орган регулирования запрашивает дополнительные сведения. Срок предоставления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее пяти рабочих дней со дня поступления запроса в организацию. Необходимость запроса не является основанием для отказа в проведении экспертизы.
III. Рассмотрение заявления и документов, предоставляемых для проведения экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях
12. Орган регулирования в течение 14 календарных дней со дня регистрации документов проверяет полноту представленных организацией документов в соответствии с перечнем документов.
13. Орган регулирования имеет право на возврат организации документов на доработку с письменным указанием оснований, по которым они возвращаются.
14. Перечень оснований для возврата заявления и прилагаемых к нему документов:
представление документов в нарушение срока, указанного в пункте 7 настоящих Методических указаний;
предоставление обосновывающих документов, не отвечающих требованиям, установленным настоящими Методическими указаниями, в том числе содержащих недостоверные показатели, обосновывающие тарифы.
Возврат предложения на доработку не является препятствием для повторного обращения об установлении (изменении) тарифов после устранения организацией причин, послужившим основанием для его возврата.
15. Должностное лицо органа регулирования при необходимости запрашивает дополнительные материалы, в том числе подтверждающие фактически понесенные организацией расходы в отчетном периоде регулирования, указав форму их представления и требования к ним.
16. Должностное лицо органа регулирования проводит экспертизу расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях, результатом которого является экспертное заключение.
Срок проведения экспертизы составляет 60 календарных дней от даты регистрации предложения и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.
В случае если для проведения экспертизы требуется представление дополнительных материалов, проведения дополнительных экспертиз с привлечением сторонних услуг, особой сложности расчетов, срок проведения экспертизы может быть продлен на срок до 30 календарных дней.
17. После окончания экспертизы орган регулирования направляет для рассмотрения в адрес организации расчет тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях.
В случае необходимости организация вправе направить в письменном виде мнение о представленных результатах расчетов в орган регулирования в течение двух рабочих дней после получения расчетов.
18. К делу о проведении экспертизы расчета тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях приобщается экспертное заключение.
19. Решение об установлении (изменении) тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом принимается Правительством Чукотского автономного округа.
20. Вступление в силу установленных тарифов на перевозки пассажиров и багажа определяются Кодексом о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа.
21. Подготовка проектов постановлений Правительства Чукотского автономного округа по утверждению тарифов на перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом осуществляется органом регулирования с указанием круга заинтересованных лиц, которым должно быть доведено решение Правительства Чукотского автономного округа.
Орган регулирования направляет в установленном законодательством порядке проект постановления Правительства Чукотского автономного округа на согласование с должностными лицами, указанными на листе согласование.
22. Орган регулирования направляет в адрес организации экспертное заключение и расчетные таблицы в течение 10 рабочих дней со дня установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях.
IV. Формирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях
23. Тарифы на перевозки пассажиров и багажа формируются исходя из стоимости полетного часа, расходов на обслуживание воздушных судов в аэропортах, расходов на аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации и экономически обоснованных расходов, не включенных в стоимость полетного часа.
Расчеты производятся согласно приложениям 22 - 26 к настоящим Методическим указаниям.
24. Стоимость полетного часа по типам воздушных судов, осуществляющих авиационные пассажирские перевозки, рассчитывается как сумма экономически обоснованных расходов на очередной период регулирования, приходящихся на один час. Расчет производится согласно приложениям 3 - 6 к настоящим Методическим указаниям.
25. Определение состава экономически обоснованных расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учета.
В экономически обоснованные расходы включаются планируемые на очередной период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организации и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль организаций (относимые на прибыль после налогообложения).
26. Организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по видам услуг. Основной целью раздельного учета является формирование достоверной информации о доходах и расходах по видам услуг, необходимых для формирования тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях.
27. Организация осуществляет раздельный учет расходов и доходов с учетом критериев распределения, которые устанавливаются организациями на основе действующего порядка распределения затрат согласно действующей учетной политики организации.
Рекомендуемые критерии распределения расходов:
налет часов (час.);
трудоемкость (чел./ч, в относительном измерении, в процентах);
площадь (кв. м);
объем помещений (куб. м);
периоды использования (площадей, оборудования, технических средств, систем, коэффициентами распределения и т.п.);
объем услуг в натуральном измерении (электроэнергия (кВт*час), водообеспечение (куб. м), теплоснабжение (Гкал), количества горюче-смазочных материалов (тонн, кг), количества абонентов по видам услуг связи, время использования услуг связи, количество машино-часов, мото-часов, километров пробега и другие);
прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численности структурных подразделений;
прямые затраты на оплату труда, заработную плату или численности персонала организации в целом.
28. Организация осуществляет распределение экономически обоснованных расходов по видам услуг, которые данная организация осуществляет, согласно приложениям 6 - 20 к настоящим Методическим указаниям.
Экономически обоснованные расходы, по которым отсутствуют основания (критерии) отнесения на конкретные виды услуг, организацией распределяются пропорционально доходам, получаемым от данных видов услуг.
29. В случаях если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на осуществление таких видов деятельности и полученные от них доходы (убытки) не учитываются при расчете тарифов.
30. Повторный учет расходов, относимых на разные виды деятельности, не допускается.
31. При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифа, используются экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, товаров, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):
цены, установленные в договорах, заключенных в результате торгов;
прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на рассматриваемый финансовый год;
прогноз индекса потребительских цен (в среднем год к предыдущему году);
рыночных цен на приобретаемые товары;
рыночных цен на товары, сложившихся на организационных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
данных бухгалтерского учета и статистической отчетности за предыдущие три года.
32. С целью выявления отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, величина расходов на очередной период регулирования корректируется.
33. В состав экономически обоснованных расходов учитываются:
1) расходы на оплату труда.
При определении расходов на оплату труда используются следующие сведения:
штатное расписание и фактическая списочная численность персонала;
положения локальных актов, условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
Расходы включают в себя: стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; ежемесячные премии, единовременные поощрительные начисления, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В фонд оплаты труда не включается величина премирования персонала по итогам года.
Расчет расходов на оплату труда представляется в соответствии с приложениями 8 - 8.1 к настоящим Методическим указаниям;
2) отчисления на социальные страховые нужды.
Начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды регулируются законодательством Российской Федерации и рассчитываются исходя из сформированного фонда оплаты труда, и представляются в соответствии с приложением 9 к настоящим Методическим указаниям;
3) амортизационные отчисления.
В расходы на амортизационные отчисления включаются суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов, непосредственно используемых при оказании регулируемой деятельности, которые рассчитаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Амортизационные отчисления формируют фонд, который является источником финансирования обновления основных фондов. Орган регулирования в процессе проведения экспертизы тарифа вправе проверить назначение использования фонда.
Расчет амортизационных отчислений представляется в соответствии с приложением 10 к настоящим Методическим указаниям;
4) основные материалы и эксплуатационные расходы, расходы на техническое обслуживание и ремонт самолетов, вертолётов и авиадвигателей производится в расчетных формах согласно приложению 11 к настоящим Методическим указаниям.
Расходы на приобретение материалов, запасных частей и авиатопливо включают расходы на приобретение материалов, используемых при обслуживании собственного парка воздушных судов (на правах собственности или на условиях аренды или лизинга, или на ином законном основании):
авиатопливо;
авиамасло;
материалы на техническое обслуживание и ремонт (материалы, запчасти, съемные изделия, агрегаты и т.п.).
Расходы на покупную стоимость авиатоплива определяются в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний и норм расхода авиатоплива по типам воздушных судов и действующих цен на авиатопливо в аэропортах, в которых осуществляется заправка воздушных судов.
Величина расходов на приобретение материалов, запасных частей и авиатоплива рассчитывается как сумма расходов по каждому виду товара, являющихся произведением плановых (расчетных) цен и экономически обоснованных объемов их потребления.
В отсутствие соответствующего учета доля расходов, приходящихся на авиамасла и спецжидкости, определяется на основе фактических данных за предшествующий год как отношение суммы расходов на авиамасло и спецжидкости к сумме расходов на авиатопливо;
5) прочие расходы на эксплуатацию, техобслуживание и ремонт самолетов, вертолетов и авиадвигателей.
В состав прочих расходов включаются:
расходы на аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
расходы на обслуживание воздушных судов сторонними организациями;
расходы на капитальный ремонт самолетов, вертолетов и авиадвигателей;
расходы на агентское обслуживание, расходы на питание экипажей воздушных судов, а также на оплату аренды (лизинга) воздушных судов.
При определении величины расходов используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем работ с учетом положений пункта 31 настоящих Методических указаний.
Расходы на капитальный ремонт сторонними организациями.
Затраты на техническое обслуживание, капитальный ремонт воздушных судов определяются исходя из установленных нормативными документами сроков службы воздушных судов (агрегатов) и в соответствии с утвержденным планом проведения работ (обслуживания).
В данные расходы включаются затраты по запасным частям, агрегатам и другому оборудованию для нужд воздушных судов. Расходы на капитальный ремонт определяются исходя из расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованных объемов работ, с учетом объемов работ за отчетный и текущий периоды, а также на основании договоров, заключенных организацией по результатам проведения закупочных процедур.
Расходы на услуги, оказываемые сторонними организациями при проведении технического обслуживания и ремонтов, определяются на основании договоров в соответствии с пунктом 31 настоящих Методических указаний.
При определении затрат на капитальный ремонт воздушных судов и затрат на продление ресурсов воздушных судов, в целях равномерного включения затрат в себестоимость и исключения резких колебаний себестоимости полетного часа учитывается принятый в организации порядок формирования затрат.
Представленные при расчете сведения указываются в приложениях 12 - 12.1 к настоящим Методическим указаниям.
Затраты на аренду (лизинг) воздушных судов.
Арендная плата и лизинговые платежи включаются в расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.
Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизинговых платежей определяется органом регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, транспортных налогов, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
С целью подтверждения расходов на оплату арендных и лизинговых платежей, организация представляет органу регулирования действующие договоры аренды имущества, лизинга с приложением графика лизинговых платежей;
6) содержание наземных основных производственных фондов.
Содержание наземных основных производственных фондов включает затраты на содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание собственных и арендованных зданий (помещений), сооружений, отдельно стоящих объектов, передвижных и стационарных технических средств, систем и оборудования, искусственных покрытий и земельных участков, включая оплату коммунальных услуг, других услуг сторонних организаций, стоимость топлива, покупной энергии, воды, горюче-смазочных материалов, расходных материалов, запасных частей, комплектующих изделий для технического обслуживания и эксплуатации основных производственных фондов и т.п.
Расчет производится в соответствии с приложениями 13 - 13.2 к настоящим Методическим указаниям;
7) ремонт наземных основных производственных фондов включает затраты на оплату материалов и услуг сторонних организаций для ремонта основных производственных фондов организации, кроме самолетов, вертолетов и двигателей, или отчисления в ремонтный фонд организации.
Расходы в общем случае по содержанию соответствуют части затрат организации по элементам затрат "Материальные затраты" (ремонт собственными силами) и "Прочие затраты" (оплата услуг сторонних организаций или ремонтный фонд).
Расчет расходов производится в соответствии с приложением 14 к настоящим Методическим указаниям;
8) аренда и услуги сторонних организаций.
Аренда и услуги сторонних организаций включает затраты на оплату организацией аренды государственного имущества, земельных участков, каналов связи и оплату услуг сторонних организаций по организации по телеграфной, телефонной и прочим видам услуг связи, а также затраты на оплату услуг сторонних организаций по проведению предполетного медицинского осмотра, прохождению врачебно-летных экспертных комиссий и другого медицинского обеспечения экипажей воздушных судов.
Расчет производится согласно приложению 15 к настоящим Методическим указаниям;
9) подготовка и переподготовка кадров.
К учету расходов по подготовке и переподготовке кадров принимаются расходы, документально подтвержденные договорами с образовательными учреждениями (имеющие лицензии), документами, подтверждающими факт оказания услуг и документами об образовании или квалификации сотрудников, копии первичных платежных документов.
Представление сведений по данным расходам производится в соответствии с приложением 16 к настоящим Методическим указаниям;
10) страхование.
В расчет тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом включаются расходы по обязательным и прочим (добровольным) видам страхования.
Перечень обязательных видов страхования определен Воздушным Кодексом Российской Федерации.
Предельная величина расходов по договорам добровольного страхования не должна превышать 1 процента от суммы расходов, относимых на стоимость полетного часа всех типов воздушных судов.
Представление сведений по расходам производится в соответствии с приложением 17 к Методическим указаниям;
11) прочие производственные расходы.
В прочие производственные расходы включаются затраты на оплату материалов и услуг сторонних организаций, связанных непосредственно с производством продукции, но не предусмотренных предыдущими расходами:
расходы на компенсацию проезда к месту проведения отпуска, санаторно-курортного лечения персоналу;
расходы на рекламу (не превышающие 0,01 процента от выручки);
приобретение сборников по аэронавигационной информации и другой производственной технологической и нормативно-методической документации;
изготовление и приобретение бланков перевозочной документации, авиабилетов;
услуги кредитных организаций;
расходы на обслуживание пассажиров задержанных рейсов;
услуги сертификации и лицензирования, и другие расходы производственного характера.
Расчет производится в соответствии с приложениями 18 - 18.1 к настоящим Методическим указаниям;
12) общехозяйственные расходы.
Общехозяйственные расходы включают:
налоги, сборы, платежи;
отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
командировочные расходы;
расходы на охрану труда;
канцелярские расходы;
аудиторские услуги;
прочие расходы общехозяйственного характера,
косвенные расходы.
В косвенных расходах учитываются расходы, связанные с обслуживанием и управлением организацией в целом, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности, типу воздушного судна и относятся к затратам на производство согласно учетной политике организации.
Расчет производится в соответствии с приложениями 19 - 20 к настоящим Методическим указаниям.
34. Учет доходов при проведении экспертизы предложения проводится на основании сведений предъявляемых организацией с приложением оборотно-сальдовых ведомостей за отчетный и текущий период регулирования, с разбивкой по видам услуг согласно приложению 21 к настоящим Методическим указаниям.
35. Предельный уровень рентабельности не может превышать 20 процентов от суммы расходов, относимых на стоимость полетного часа всех типов воздушных судов.
36. В случае осуществления организацией при обслуживании судов отдельных видов работ собственными силами, организация представляет расчет себестоимости указанных работ, включаемых в стоимость пассажирского тарифа.
V. Заключительные положения
Пункт 37 изменен. - Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 29 декабря 2021 г. N 563
37. Стоимость перевозки пассажиров определятся исходя из стоимости рейса, расстояний по участкам рейса, среднего количества пассажиров за рейс (по участкам рейса). На очередной период регулирования среднее количество пассажиров за рейс (по участкам рейса) определяется на базе фактических данных за три предшествующих года по типам воздушных судов и маршрутам согласно предоставляемой организацией справки-расчета.
Стоимость перевозки пассажиров рассчитывается по формуле 1:
(1),
где:
- экономически обоснованный тариф (в рублях);
- стоимость участка рейса (в рублях);
- среднее количество пассажиров на участке рейса (человек).
Стоимость участка рейса определяется по формуле 2:
(2),
где:
Ср - стоимость рейса (в рублях);
- общий пассажирооборот, образующийся как сумма пассажирооборотов по всем участкам рейса (пасс. км);
Руч - пассажирооборот на участке рейса (пасс. км).
Пассажирооборот на участке рейса определяется по формуле 3:
Р уч. = К уч. пасс * S уч. (3),
где:
S уч. - расстояние на участке рейса (км).
38. Перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от экономически обоснованного тарифа на каждый килограмм веса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.