Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и пункта 7 плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
Российская Федерация с 1994 года является Стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и обязана принимать "соответствующие меры по смягчению изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов".
Отсутствие на национальном уровне законодательного урегулирования вопросов по ограничению выбросов парниковых газов сужает перспективы вхождения Российской Федерации в группы экономических, технологических и экологических лидеров на мировом и региональном уровнях и активное международное сотрудничество в этих сферах, на закрепление за страной статуса одной из лидирующих мировых держав.
Законопроектом формируется правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов. В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом Правительства РФ.
Действие законопроекта распространяется только на регулируемые организации (с выбросами парниковых газов более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год до 2024 года и 50 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год после 2024 года).
В целях установления ответственности регулируемых организаций за непредставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также за представление в отчетах о выбросах парниковых газов недостоверной информации потребуется внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено появление новой категории имущественных прав - углеродных единиц. Для установления особенностей налогообложения углеродных единиц потребуется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом вводится понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов", который будет установлен Правительством РФ в масштабе экономики Российской Федерации с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
Правительству РФ также предоставляются полномочия устанавливать порядок оценки достижения целевого показателя с целью определения достаточности мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, а при прогнозируемом недостижении этого показателя осуществлять дополнительное регулирование экономических процессов.
Законопроектом предусмотрено также право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, (проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения). Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим проектам, порядок верификации результатов климатических проектов, порядок и формы представления отчетов о реализации климатического проекта.
Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
Вводится новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов.
Предусмотрено создание и ведение реестра углеродных единиц, который будет содержать информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.
Появление этого механизма, по мнению Правительства РФ, позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции и предоставляемых услуг, а также вовлечь в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения заинтересованные организации, что будет способствовать в целом модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий и повышению качества природных поглотителей парниковых газов, включая леса.
Дальнейшим развитием данного механизма сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения после принятия законопроекта станет проведение работы на международном уровне по взаимному признанию углеродных единиц.
Предусмотренный законопроектом механизм проектной деятельности основан на российском опыте реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола. Проектной деятельностью были охвачены ключевые отрасли российской экономики, включая топливно-энергетический комплекс, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и сферу управления отходами.
В то же время Комитет обращает внимание на следующее.
Анализ предлагаемого законопроектом механизм оборота углеродных единиц вызывает опасения о возможности появления новой виртуальной "экологической" валюты, в отношении которой может сформироваться еще один спекулятивный рынок наподобие рынка криптовалют, не имеющих материального обеспечения.
При рассмотрении законопроекта необходимо уделить особое внимание рискам введения избыточных обязанностей, запретов ограничений, необоснованных расходов для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом следует учитывать, что увеличение расходов бизнеса в связи с требованиями рассматриваемого законопроекта в конечном итоге может привести к росту цен на товары и тарифов на оказываемые населению услуги.
Кроме того, законопроект предусматривает создание и ведение реестра углеродных единиц. При этом в финансово-экономической обосновании к законопроекту указано, что его реализация будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в установленной сфере деятельности. Таким образом, в финансово-экономической обосновании к законопроекту отсутствуют необходимые расчеты, обосновывающие создание указанного реестра.
С учётом изложенного, проект федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов" может быть рекомендован к принятию в первом чтении при условии учета высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.