Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы городского
округа Вичуга седьмого созыва
от 25.02.2021 г. N 10
Стратегия
социально-экономического развития городского округа Вичуга на период 2021 - 2024 гг.
Введение
Стратегия социально-экономического развития городского округа Вичуга на период 2021 - 2024 гг. (далее - Стратегия) разработана в целях повышения эффективности муниципального управления социально-экономическими процессами.
Стратегия координирует различные элементы социально-экономической политики, слабые стороны развития и ресурсные возможности городского округа.
Стратегия разработана на основе сформировавшихся тенденций развития экономики и социальной сферы, с учетом состояния и тенденций развития экономики Ивановской области и Российской Федерации. Стратегия определяет систему долгосрочных целей, важнейшие направления деятельности, приоритеты социально-экономической политики органов местного самоуправления городского округа Вичуга и механизмы достижения намеченных целей.
Стратегия разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- Национальными проектами Российской Федерации;
- Стратегией социально-экономического развития Ивановской области;
- постановлением администрации городского округа Вичуга от 29.10.2020 г. N 676 "О разработке Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга".
Основная цель Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга на период 2021 - 2024 гг. предполагает устойчивое социально-экономическое развитие, реализуемое в условиях сохранения баланса между экономическим и историческим развитием муниципального образования, ростом социального благополучия населения.
Общая стратегическая цель будет обеспечиваться через достижение комплекса целей по развитию экономического потенциала, социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и информационного общества.
1. Цели по развитию экономического потенциала:
- развитие малого и среднего предпринимательства за счет совершенствования существующих механизмов и реализации новых направлений поддержки;
- сохранение и создание новых рабочих мест в городском округе Вичуга.
2. Цели по развитию социальной сферы:
- сохранение качества и доступности предоставления образовательных услуг, соответствующих современным требованиям обучения;
- сохранение культурных ценностей и традиций, а также увеличение туристического потока;
- развитие физической культуры и спорта за счет создания необходимых условий для улучшения физического и духовного здоровья населения, поддержания их оптимальной физической активности, приобщения к занятиям физической культурой и спортом;
- реализация молодежной политики через вовлечение потенциала молодежи в социально-значимые виды деятельности, развитие волонтерского движения;
- повышение уровня безопасности населения;
- обеспечение предоставления социальных гарантий и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
3. Цели по развитию жилищно-коммунального хозяйства:
- максимально эффективное использование коммунальных ресурсов, снижение их потребления организациями и учреждениями, финансируемыми из средств бюджета городского округа Вичуга, а также предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
- поддержание на должном уровне транспортной инфраструктуры;
- обеспечение жильём молодых семей, поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
4. Цели по созданию условий для развития информационного общества:
- обеспечение населению доступа к получению государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ по принципу "одного окна";
- обеспечение населению доступа к получению муниципальных услуг в электронном виде.
1. Актуальные проблемы развития городского округа Вичуга
Город Вичуга постепенно складывался как центр текстильной промышленности, основное население которого состояло из бывших крестьян, "переквалифицировавшихся" в фабричных рабочих. Поэтому для городского округа Вичуга основным "градообразующим фактором" стало наличие текстильных фабрик, вокруг которых со временем сложился весь комплекс современной инфраструктуры, включающей в себя жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Малые города, как правило, нуждаются в активной государственной поддержке.
В последние годы существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом (например, низкие доходы населения), ряд проблем имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены, заложенными несколько десятилетий назад, трендами (например, уровень рождаемости).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 г. N 1398-р "О Перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" городской округ Вичуга является моногородом.
Среди основных проблем социально-экономического положения городского округа Вичуга можно выделить следующие:
Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В городском округе Вичуга, как и по всей Ивановской области, сохраняется тенденция естественной убыли населения, а также снижение постоянной численности населения.
Таблица 1
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, чел. на 1000 населения |
-10,0 |
-8,8 |
-10,2 |
Среднегодовая численность населения в городском округе Вичуга, тыс. чел. |
34,094 |
33,54 |
33,0 |
Соответственно с каждым годом уменьшается численность трудовых ресурсов, что увеличивает демографическую нагрузку на каждого жителя трудоспособного возраста и во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в социальные расходы.
Таблица 2
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Численность трудовых ресурсов в городском округе Вичуга, тыс. чел. |
17,3 |
16,9 |
16,6 |
К факторам, снижающим качество человеческого капитала и обуславливающим дефицит кадров для экономики городского округа в настоящее время и на среднесрочную перспективу, относятся:
- "отток" специалистов на работу в областной центр и за пределы Ивановской области (например, Москва, Московская область), где более высокий уровень заработной платы;
- несоответствие действующей системы профессионального образования потребностям рынка труда;
- высокий уровень заболеваемости населения, в том числе детей и молодежи, обусловленный образом жизни граждан и качеством медицинского обслуживания.
Трудовые ресурсы. Проблемой на рынке труда в городском округе Вичуга является недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы. Характерно несоответствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров существующим потребностям рынка труда. Наблюдается острый дефицит кадров в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, а также недостаточный уровень профессиональной ориентации молодежи, осведомленности выпускников школ о приоритетах развития городского округа и перспективах состояния рынка труда.
Существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит рабочих кадров. Постоянно сохраняется потребность в квалифицированных кадрах строительных специальностей. Стабильно высок интерес предприятий к профессиям в швейной и текстильной отраслях.
Резкий рост безработицы в 2020 году связан с введением режима повышенной готовности на территории Ивановской области, а также с увеличением количества обращений в службу занятости от граждан, имеющих регистрацию в г. Вичуга, но проживающих в других субъектах Российской Федерации (Якутия, Мурманск, Екатеринбург, Полярные зори, Ярославль, Москва и Московская область, Нижний Новгород, Кострома, Санкт-Петербург и т.д.).
Таблица 3
N |
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1. |
Уровень безработицы, % |
1,28 |
1,02 |
5,25 |
2. |
Численность граждан получивших статус безработного, чел. |
229 |
174 |
873 |
Инфраструктура. Ввиду строительства инженерной инфраструктуры еще в советский период, в городском округе Вичуга наблюдается значительный износ инженерных сетей, водопровода и канализации, износ оборудования в тепло-, энергоснабжении - от 73% до 89%. В связи с ограниченными финансовыми возможностями ремонт инженерной инфраструктуры производится только по мере необходимости на особо аварийных участках.
Инвестиционное развитие. Городской округ Вичуга, как и в целом, Ивановская область, характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Это приводит к недостаточному объему и динамике инвестиций, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и к недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе. Основную долю в инвестициях в основной капитал занимают средства малого и среднего бизнеса.
Таблица 4
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. руб. |
192,2 |
146,2 |
148,0 |
Инвестиции за счет средств бюджета городского округа Вичуга, млн. руб. |
167,7 |
126,6 |
91,7 |
2. Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
У городского округа Вичуга по сравнению с другими муниципальными образованиями есть сильные стороны, которые будут способствовать социально-экономическому развитию городского округа.
Сильные стороны:
географическое расположение - городской округ расположен практически в центре Ивановской области, в непосредственной близости от городов Иваново, Шуя, Кинешма, Костромской и Нижегородской областей;
наличие в черте города железнодорожной ветки - этот факт всегда привлекателен для потенциальных инвесторов, особенно ориентированных на производственную деятельность;
резервы электрических, тепловых, водно-канализационных и газовых мощностей;
наличие земельных участков для организации любых видов предпринимательской деятельности;
трудовые ресурсы, человеческий потенциал - большая часть населения является экономически активной;
большинство имущества жилищно-коммунального комплекса находится в муниципальной собственности, что облегчает потенциальным инвесторам подключаться к сетям коммунальной инфраструктуры;
благоприятная экологическая обстановка - хорошее состояние окружающей среды имеет ключевое влияние для выбора места жительства;
близость автодороги Ковров - Шуя - Кинешма, которая капитально отремонтирована в 2020 году;
работающие и имеющие перспективы развития предприятия.
Слабые стороны:
демографическая проблема - численность постоянно проживающего населения на территории городского округа сокращается;
отток молодежи - многие уезжают в столичный регион и другие крупные города в поисках более высокого дохода;
низкий уровень доходов жителей - порядка 24% населения имеют ежемесячный доход ниже величины прожиточного минимума;
низкая инновационная активность в промышленности;
значительный износ инженерных коммуникаций - водопроводных, канализационных, тепловых, электрических магистральных сетей;
жилищные проблемы - имеется очередь на получение жилья;
проблемы здравоохранения в больницах города недостаточное количество современного медицинского оборудования;
недостаток квалифицированных кадров - предприятия и учреждения города всех форм собственности испытывают потребность в кадрах.
Исходя из анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие городского округа Вичуга, сильных и слабых сторон муниципального образования можно определить возможности дальнейшего социально-экономического развития городского округа, а также назвать угрозы, которые могут препятствовать реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга на период до 2024 года.
Экономические возможности:
привлечение инвестиций в расширение, техническое перевооружение существующих производств, создание новых производств, новых видов продукции;
увеличение объемов промышленного производства за счет развития переработки сельхозпродукции, текстильной промышленности, металлообработки и лесопереработки;
развитие малого бизнеса в сферах, не занятых средним и крупным бизнесом;
расширение сферы сбыта и повышение качества производимой продукции;
развитие транспортной инфраструктуры;
сотрудничество органов местного самоуправления и бизнес-сообщества в целях развития экономики;
достижение максимально возможного уровня занятости населения, эффективного использования трудовых ресурсов, минимизация уровня безработицы, увеличение доли занятых в малом бизнесе.
Социальные возможности:
стабилизация и улучшение демографической ситуации (увеличение численности населения, рост рождаемости, снижение смертности, в том числе детской, миграционный прирост населения за счет притока экономически активного населения, рост продолжительности жизни);
значительный рост покупательной способности и заработной платы во всех социально-экономических сферах;
высокий уровень развития сферы услуг, высокое качество предоставления услуг;
модернизация жилищно-коммунального комплекса, работа над улучшением жилищно-коммунальных услуг и повышение уровня благоустройства муниципального образования;
формирование современной эффективной системы образования, повышения уровня образованности населения;
повышение уровня культуры, организации досуга населения;
укрепление правопорядка;
благоприятная экологическая обстановка;
Экономические угрозы:
финансово-экономические кризисы и их последствия;
нестабильность федерального и регионального законодательства;
снижение притока инвестиций в экономику;
снижение темпов развития производства;
сокращение числа вичужан, желающих открыть свое дело;
сокращение собственных доходов бюджета, в том числе за счет сокращения доли налогов, зачисляемых в местный бюджет;
рост нехватки квалифицированных кадров, рост оттока молодежи в целях поиска высокооплачиваемой работы.
Социальные угрозы:
ухудшение демографической ситуации (снижение уровня рождаемости, повышение уровня смертности, "вымирание" и "старение" населения, значительный отток активной части населения);
снижение уровня доходов населения под влиянием внешних факторов;
увеличение степени износа инженерных сетей, неплатежи за жилищно-коммунальные услуги;
снижение уровня образованности и культуры населения;
рост преступности.
3. Бюджетная политика городского округа Вичуга
Постановлением администрации городского округа Вичуга от 06.10.2020 г. N 609 утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа Вичуга на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, которые определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики в области доходов и расходов бюджета городского округа Вичуга, управления муниципальным долгом, контроля за использованием бюджетных средств и являются основой для составления проекта бюджета городского округа Вичуга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также для повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
Основополагающие цели при разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики направлены на повышение уровня жизни населения, создание более комфортных условий для проживания, обеспечение стабильности и устойчивой работы объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городском округе, дальнейшее развитие городского округа.
Исходя из основной цели обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа Вичуга бюджетная и налоговая политика будет направлена на решение следующих задач:
- обеспечение наполняемости доходной части бюджета городского округа Вичуга;
- обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
- приоритизация бюджетных расходов в целях реализации национальных проектов и достижения целевых показателей, установленных национальными проектами;
- проведение долговой политики с соблюдением ограничений действующего бюджетного законодательства и поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет на экономически безопасном уровне;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей муниципального управления, остаются муниципальные программы.
Развитие методологии разработки муниципальных программ, повышение эффективности их реализации будет продолжено по следующим направлениям:
- обязательное отражение в муниципальных программах показателей стратегических документов и их целевых значений;
- повышение качества планирования значений целевых показателей муниципальных программ;
- проведение комплексной оценки эффективности муниципальных программ, включающей оценку эффективности их реализации и оценку качества планирования каждой муниципальной программы.
4. Цели по развитию экономического потенциала городского округа Вичуга
Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - развитие малого и среднего предпринимательства за счет совершенствования существующих механизмов и реализации новых направлений поддержки.
Реализация стратегической цели в долгосрочной перспективе будет осуществляться посредством формирования инвестиционного характера развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения условий и благоприятной конкурентной среды для дальнейшего развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения заданной цели развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) необходимо обеспечить решение следующих задач:
- эффективное использование имеющихся резервов;
- обеспечение конкурентоспособности малых предприятий;
- сохранение стабильности условий их деятельности;
- создание действенной системы стратегического менеджмента, которая позволила бы определить приоритетные направления развития предприятий, максимально эффективно использовать их потенциал в условиях жесткой конкуренции и быстрой смены ситуации на рынке;
- привлечение молодежи в сферу малого и среднего бизнеса.
По состоянию на 01.01.2020 г. на территории городского округа Вичуга осуществляли хозяйственную деятельность 972 хозяйствующих субъекта всех форм собственности. Всего на 1 января 2020 года на территории города было зарегистрировано 637 индивидуальных предпринимателей и 247 предприятий, подпадающих под категорию малого и среднего бизнеса.
На территории городского округа Вичуга продолжит реализацию подпрограмма "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Вичуга", которая включает в себя предусмотренные федеральным законодательством формы поддержки МСП, в том числе финансовую, имущественную, информационную и консультационную.
Имущественная поддержка субъектов МСП является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса.
Оказание имущественной поддержки субъектам МСП будет способствовать вовлечению муниципального имущества, в том числе земельных участков, в хозяйственный оборот, укреплению имущественной базы малого и среднего бизнеса, и в то же время повысит доходность бюджета за счет поступления арендных платежей, а также последующего выкупа имущества арендаторами.
Планируется к 2024 году увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 923 единиц, в том числе количества налогоплательщиков налога на профессиональный доход (далее - самозанятые граждане)
Таблица 5
Количество малых и средних предприятий с учетом самозанятых граждан, ед. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
881 |
888 |
892 |
923 |
Занятость и рабочие места в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - сохранение и создание новых рабочих мест в городском округе Вичуга.
Положение дел в сфере занятости оказывает чрезвычайно сильное воздействие на состояние любого общества. В данной сфере формируется основная часть доходов населения, а, следовательно, от происходящих здесь процессов зависит уровень благосостояния населения.
В 2020 году на территории городского округа Вичуга создан штаб по улучшению инвестиционного климата (далее - Инвестиционный штаб), работа которого заключается в выявлении и устранении административных барьеров для бизнеса, создании условий для появления новых рабочих мест и развития благоприятного инвестиционного климата, ревизии земельных участков и нежилого фонда. Кроме того, Инвестиционный штаб станет обеспечивать взаимодействие между органами местного самоуправления и субъектами предпринимательской, инвестиционной деятельности.
Также в 2020 году постановлением администрации городского округа Вичуга утвержден План мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательской инициативы в городском округе Вичуга, который предусматривает:
1. Системные меры по улучшению инвестиционного климата на территории городского округа Вичуга (активная работа Инвестиционного штаба, предоставление поддержки (финансовой, имущественной, консультационной, информационной) субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление субсидии из бюджета городского округа Вичуга на возмещение расходов по организации временного трудоустройства безработных граждан и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, принимающих участие в оплачиваемых общественных работах).
2. Реализация инвестиционных проектов на территории городского округа Вичуга.
3. Развитие предпринимательства, торговли и туризма (организация обучения и переподготовки по необходимым специальностям с дальнейшим трудоустройством, расширение сферы услуг по дальнейшему благоустройству общественных пространств, обслуживание туристических маршрутов, расширение количества торговых мест на ярмарках для реализации продукции местных товаропроизводителей, выездные мероприятия Центра "Мой бизнес" на территорию городского округа Вичуга с целью доведения мер государственной поддержки до бизнеса, помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела).
К 2024 году планируется создание порядка 200 новых рабочих мест.
Таблица 6
Количество созданных новых рабочих мест, ед. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
32 |
39 |
59 |
70 |
5. Цели по развитию социальной сферы городского округа Вичуга
Развитие образования городского округа Вичуга
Стратегическая цель - повышение качества и доступности предоставления образовательных услуг, соответствующих современным требованиям обучения.
Система образования городского округа Вичуга состоит из 26 учреждений (организаций):
- организации, подведомственных отделу образования: - 23;
- подведомственных комитету по физической культуре и спорту - 2;
- подведомственных отделу культуры - 1.
Все учреждения имеют статус бюджетных, работают по исполнению муниципальных заданий.
В целях обеспечения гарантий граждан на получение доступного дошкольного образования на территории городского округа Вичуга функционирует 13 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Кроме групп общеразвивающей направленности функционируют группы оздоровительной направленности и группы компенсирующей направленности.
Для оказания помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания детей, не посещающих дошкольные учреждения, в шести детских садах функционируют вариативные формы дошкольного образования - консультативные пункты, мини детский центр и центр игровой поддержки.
По состоянию на 01.11.2020 года в городском округе Вичуга отсутствует очередь на получение услуги по дошкольному образованию за счет развития муниципального сектора дошкольного образования.
Таблица 7
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
На территории городского округа Вичуга образовательную деятельность осуществляют 7 школ: 5 средних общеобразовательных школ и 2 основные общеобразовательные школы.
Школы оборудованы современной мультимедийной техникой, учебным оборудованием, системами видеонаблюдения, системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре, средствами тревожной сигнализации. Во всех образовательных организациях разработаны и утверждены паспорта антитеррористической защищенности и паспорта дорожной безопасности.
Таблица 8
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
В систему дополнительного образования входят муниципальные бюджетные учреждения: МБУ ДО ЦДТ, МБУ ДО ДЮСШ, МБУДО ДЮСШ "Ногинец", МБУДО ДЮСШ "Дельфин", МБУ ДО "ДШИ г.о. Вичуга им. Б.А. Перевезенцева".
Широкий спектр программ дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы разных категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Все кружки и секции работают на бесплатной основе.
Таблица 9
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
105,9 |
105,9 |
105,9 |
105,9 |
Развитие культуры и туризма в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - сохранение культурных ценностей и традиций, а также увеличение туристического потока.
На территории городского округа Вичуга функционируют следующие учреждения культуры: МБУК "Культурный центр", МБУК ДК "Машиностроитель", МБУК "Клуб им. Шагова", МБУК "Клуб им. Фрунзе", МБУК "Централизованная библиотечная система", МБУК "Вичугский городской художественный музей", МБУДО "Детская школа искусств городского округа Вичуга им. Б.А. Перевезенцева", МБУ г.о. Вичуга "Городской архив", МКУ "Централизованная бухгалтерия отдела культуры администрации городского округа Вичуга".
Для обеспечения деятельности бюджетных учреждений культуры выделяются субсидии на софинансирование расходов связанных с поэтапным доведением средней заработной платы работникам культуры муниципальных учреждений и педагогическим работникам муниципальных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства до средней заработной платы по Ивановской области.
По достижению поставленной цели важным направлением является активизация деятельности учреждений культуры, приносящей доход от платных услуг.
На территории городского округа Вичуга разработаны следующие туристические маршруты:
- Пешеходный маршрут "Вичуга город белых колонн";
- Пешеходный маршрут "Вичуга в годы Великой Отечественной войны";
- Автобусный маршрут "Вичуга православная";
- Детские пешеходные маршруты "Вичуга город белых колонн" и "Вичуга в годы Великой Отечественной войны".
Активная работа с АНО "Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области" позволит увеличить туристический поток на территорию городского округа Вичуга к 2024 г. до 800 человек.
Таблица 10
Ежегодный туристический поток, чел. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
650 |
700 |
750 |
800 |
Развитие физической культуры и спорта в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - развитие физической культуры и спорта за счет создания необходимых условий для улучшения физического и духовного здоровья населения, поддержания их оптимальной физической активности, приобщения к занятиям физической культурой и спортом.
Физическая культура и спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту, трудовом коллективе, оказывая непосредственное влияние на формирование личности и межличностных отношений.
В сложившейся ситуации требуется наращивание усилий органов власти, учреждений физкультуры и спорта, спортивных общественных объединений для принятия эффективных мер по улучшению физического и духовного здоровья граждан, в первую очередь детей и молодежи, по формированию навыков здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Первым шагом на пути развития физической культуры и спорта в городском округе Вичуга является совершенствование спортивной инфраструктуры.
По состоянию на 01.01.2020 г. в ведомстве Комитета по физической культуре и спорту городского округа Вичуга (далее Вичугский горспорткомитет) функционирует 36 спортивных сооружений, в т.ч.: 4 стадиона, 19 спортивных залов, 10 плоскостных спортивных сооружений, 1 лыжная база, 1 бассейн, 1 стрелковый тир, однако их материально-техническая база требует укрепления и модернизации. Почти на всех объектах требуется проведение выборочного капитального ремонта, здания и сооружения, в целом, находятся в удовлетворительном техническом состоянии, однако отдельные конструктивные элементы или санитарно-технические устройства сильно изношены и нуждаются в полной или частичной замене.
В городском округе Вичуга физической культурой и спортом занимается 1252 человека в т.ч.:
- 837 детей получают дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта;
- 96 детей занимается по программе спортивной подготовки.
- 319 человек регулярно занимается физической культурой и спортом.
В городском округе Вичуга наблюдается хороший показатель общего числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом - он составляет 10881 чел. или 32,4% (от среднегодовой численности населения городского округа Вичуга).
Привлечены к занятиям физической культурой и спортом лица с ограниченными возможностями здоровья в количестве 34 человек (в т.ч. 16 детей). Данная категория населения участвует в составе сборной города в Параспартакиаде Ивановской области.
Из 291 вида спорта, официально зарегистрированных в перечне Всероссийского реестра видов спорта, в городском округе Вичуга развивается 23 вида спорта, самыми массовыми и популярными из которых являются баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, бокс, лыжные гонки. В последнее время приобретают популярность плавание, ушу, аэробика и фитнес. Для развития этих и других видов спорта требуется сохранение и укрепление имеющейся спортивной базы.
Таблица 11
Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения городского округа Вичуга, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
32,4 |
32,5 |
32,6 |
32,7 |
Молодежная политика городского округа Вичуга
Стратегическая цель - вовлечение молодежи в социально-значимые виды деятельности, развитие волонтерского движения.
Реализация молодежной политики предусматривает формирование целостного мировоззрения ("картины мира") молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни и бережного отношения к природе.
На территории городского округа, на базе школ и учреждений дополнительного образования работают молодежные объединения общественной и патриотической направленности: местный городской штаб Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы", Совет активной молодёжи, военно-патриотический клуб "Данко", местное городское Вичугское отделение Всероссийского общественного движения "Юнармия", молодёжный клуб "Лидер", волонтерские движения во всех городских образовательных учреждениях.
На территории городского округа Вичуга продолжит реализацию подпрограмма "Молодежь Вичуги" муниципальной программы "Повышение эффективности реализации молодежной политики и средств массовой информации в городском округе Вичуга", которая предусматривает пять основных направлений:
- проведение мероприятий для одаренных детей, поддержка талантливой молодежи.
- проведение мероприятий, направленных на развитие социальной практики молодежи, на приобщение молодежи к общественной деятельности, волонтерскому движению.
- проведение мероприятий для детей и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- проведение мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
- проведение мероприятий, направленных на развитие эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодежи.
Данный комплекс молодежных мероприятий позволяет все больше молодых людей вовлекать в общественную жизнь.
Ожидаемым результатом реализации комплекса мероприятий является увеличение количества молодежи, охваченной городскими мероприятиями в сфере молодежной политики.
Таблица 12
Отношение количества молодежи, охваченной городскими мероприятиями к общему количеству молодежи, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
17,6 |
19,3 |
21,0 |
22,3 |
Обеспечение безопасности населения в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - повышение уровня безопасности населения городского округа Вичуга.
В последние годы администрация городского округа Вичуга проводит мероприятия по материально-технической поддержке органов внутренних дел, созданию и обеспечению функционирования системы видеонаблюдения, созданию народных дружин для охраны общественного порядка на территории городского округа Вичуга. Устанавливаются камеры видеонаблюдения на улицах города.
В целях снижения уровня преступности и повышения результативности профилактики правонарушений, повышения уровня обеспечения безопасности населения на территории городского округа Вичуга необходимо продолжить реализацию муниципальной программы "Обеспечение безопасности населения и профилактика наркомании на территории городского округа Вичуга".
Достижению поставленной цели непосредственно будет способствовать увеличение количества уличных камер видеонаблюдения, обеспечивающих контроль за безопасностью в городе.
Таблица 13
Количество установленных уличных камер видеонаблюдения в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
5,1 |
5,4 |
5,7 |
6,0 |
Социальная поддержка населения городского округа Вичуга
Стратегическая цель - обеспечение предоставления социальных гарантий и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- полное и своевременное предоставление отдельным категориям жителей города Вичуга дополнительных мер социальной поддержки, установленных муниципальными правовыми актами;
- стимулирование социальной активности жителей города и формирование ответственного отношения к социально незащищенным гражданам;
- преодоление социальной разобщенности в обществе, повышение социальной адаптации граждан, нуждающихся в особой защите, и их успешной интеграции в общество.
В городском округе Вичуга в рамках обеспечения мер социальной поддержки населения городского округа Вичуга продолжит реализацию муниципальная программа "Социальная поддержка населения городского округа Вичуга", включающая следующие направления:
1. Предоставление адресной материальной помощи осуществляется на основе подпрограммы "Поддержка отдельных категорий жителей городского округа Вичуга".
2. Стимулирование социальной активности жителей города и формирование ответственного отношения к социально незащищенным гражданам на уровне города реализуется на основе подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций".
3. В целях укрепления социального института семьи, возрождения и сохранения духовно - нравственных традиций семейных отношений, социальной защиты детей, находящихся в социально опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию, поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении в муниципальном образовании реализуется подпрограмма "Организация акций и мероприятий для граждан, нуждающихся в особом внимании".
4. Материальное стимулирование молодых специалистов ОБУЗ "Вичугская ЦРБ" в целях привлечения медицинских работников в соответствии с подпрограммой "Оказание мер социальной поддержки медицинским работникам ОБУЗ "Вичугская ЦРБ".
Таблица 14
Доля семей с детьми, получивших адресную материальную помощь в рамках акции "Поможем собрать детей в школу", от общего количества обратившихся за помощью семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
100 |
100 |
100 |
100 |
6. Цели по развитию жилищно-коммунального хозяйства
Энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе городского округа Вичуга
Стратегическая цель - максимально эффективное использование коммунальных ресурсов, снижение их потребления организациями и учреждениями, финансируемыми из средств бюджета городского округа Вичуга, а также предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
Энерго- и ресурсосбережение достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам, основанным на внедрении наилучших доступных и инновационных технологий, и оптимизационным формам управления, а также повышением качества продукции, использованием эффективного опыта и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек, но и способствует повышению устойчивости топливно-энергетического комплекса и улучшению экологической ситуации, снижению затрат на введение дополнительных мощностей, а также способствует снятию барьеров экономического развития за счет снижения технологических ограничений.
Ожидаемым результатом проведения мероприятий в области энергосбережения является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в муниципальных учреждениях города не менее чем на 3% ежегодно.
Таблица 15
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями: |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
Электрическая энергия, кВт/ч на 1 человека населения |
43,3 |
42,6 |
41,9 |
41,0 |
Тепловая энергия, гкал на 1 кв. метр общей площади |
0,172 |
0,166 |
0,165 |
0,163 |
Холодная вода, куб. метров на 1 человека населения |
0,68 |
0,67 |
0,65 |
0,63 |
МУП "Зеленый город" города Вичуга Ивановской области оказывает услуги населению, предприятиям и организациям города Вичуга по приему, транспортировке и очистке сточных вод, являясь в городе гарантирующей организацией в сфере водоотведения.
В состав городского комплекса отведения сточных вод помимо трубопроводной системы и сооружений для очистки стоков входят 12 насосных станций, обеспечивающих перекачку стоков на главную канализационную насосную станцию, в свою очередь, подающую сточные воды на очистные сооружения для обеспечения их очистки. Перекачка сточных вод требует значительных затрат электрической энергии.
В 2021 году в бюджете городского округа Вичуга предусмотрены денежные средства на приобретение энергосберегающего комплекса оборудования, которое позволит обеспечить снижение потребления электрической энергии на перекачку стоков на 48%.
Также в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии в 2016 - 2017 гг. были заключены энергосервисные контракты.
Транспортная инфраструктура в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - поддержание на должном уровне транспортной инфраструктуры.
В городском округе Вичуга ежегодно проводятся работы по приведению дорожного полотна в нормативное состояние. Также ежегодно проводится работа по благоустройству придорожных и придомовых территорий, нанесению горизонтальной дорожной разметки, приведению в нормативное состояние тротуаров.
Основными направлениями деятельности в области дорожного хозяйства являются:
- Текущий и капитальный ремонт дорог общего пользования (капитальный ремонт и ремонт проезжей части улиц и дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений;
- Содержание дорог, проездов к придомовым территориям многоквартирных домов, а именно предупреждение, устранение и ослабление воздействий природных факторов и транспортных средств, ликвидация последствий этих воздействий, систематический уход за дорожным покрытием, повышение безопасности дорожного движения в целях обеспечения безопасности транспортного сообщения на улично-дорожной сети городского округа Вичуга.
Таблица 16
Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог общего пользования местного значения, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
44,0 |
43,7 |
43,4 |
43,1 |
Обеспечение граждан жильем в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - обеспечение жильём молодых семей, поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Неполная обеспеченность населения жильем обусловлена недостаточно высокими доходами граждан, необходимыми для приобретения жилья, ростом стоимости жилья на вторичном рынке. Для улучшения такой ситуации в городском округе продолжит реализацию муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения городского округа Вичуга".
Таблица 17
Эффективность реализации муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения городского округа Вичуга", % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
80 |
85 |
90 |
95 |
7. Цели по созданию условий для развития информационного общества в городском округе Вичуга
Предоставление муниципальных и государственных услуг по принципу "одного окна" в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - обеспечение населению доступа к получению государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ по принципу "одного окна".
В целях предоставления жителям городского округа Вичуга муниципальных и государственных услуг функционирует муниципальное бюджетное учреждение городского округа Вичуга "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МБУ города Вичуга "МФЦ"). Учреждением заключены соглашения с организациями и предприятиями, находящимися на территории городского округа Вичуга о взаимодействии на оказание услуг в МБУ города Вичуга "МФЦ", в которых предусмотрено предоставление государственных, региональных и муниципальных услуг. Оказание услуг осуществляется по принципу "одного окна".
Таблица 18
Количество государственных и муниципальных услуг, оказанных МБУ города Вичуга "МФЦ", ед. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
21000 |
21500 |
22000 |
22500 |
Предоставление муниципальных услуг в электронном виде в городском округе Вичуга
Стратегическая цель - обеспечение населению доступа к получению муниципальных услуг в электронном виде.
Развитие информационного общества в городском округе Вичуга предусматривает решение следующих приоритетных задач:
- развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан, организаций и органов местного самоуправления;
- повышение эффективности муниципального управления;
- формирование цифровой экономики.
В органах местного самоуправления широко применяются программные продукты для передачи информации, используются специальные программные средства по обработке информации. В целях обеспечения безопасности в информационном обществе органами местного самоуправления принимаются меры по обеспечению технической защиты информации и предупреждению информационно-технических угроз.
В администрации городского округа Вичуга по выделенным каналам связи VPN обеспечивается защита Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и Системы электронного документооборота (СЭДО), используются средства криптографической защиты и шифрования информации, осуществляется резервное копирование информации.
Получить муниципальную услугу в электронном виде можно на официальном сайте администрации городского округа Вичуга, а также через портал Госуслуг.
Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в администрацию городского округа Вичуга и рассматриваются работниками администрации городского округа Вичуга - уполномоченными на то лицами. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.
Таблица 19
Доля рассмотренных обращений, поступивших в администрацию городского округа Вичуга в электронном виде, % |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. Целевые индикаторы реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга на период 2021 - 2024 гг.
Таблица 20
N |
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
1. Цели по развитию экономического потенциала |
||||
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом самозанятых граждан, ед. |
881 |
888 |
892 |
923 |
2. |
Количество созданных новых рабочих мест, ед. |
32 |
39 |
59 |
70 |
|
2. Цели по развитию социальной сферы |
||||
3. |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, % |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
82,5 |
4. |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, % |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
95,5 |
5. |
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, % |
105,9 |
105,9 |
105,9 |
105,9 |
6. |
Ежегодный туристический поток, чел. |
650 |
700 |
750 |
800 |
7. |
Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения городского округа Вичуга, % |
32,4 |
32,5 |
32,6 |
32,7 |
8. |
Отношение количества молодежи, охваченной городскими мероприятиями к общему количеству молодежи, % |
17,6 |
19,3 |
21,0 |
22,3 |
9. |
Количество установленных уличных камер видеонаблюдения в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. |
5,1 |
5,4 |
5,7 |
6,0 |
10. |
Доля семей с детьми, получивших адресную материальную помощь в рамках акции "Поможем собрать детей в школу", от общего количества обратившихся за помощью семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3. Цели по развитию жилищно-коммунального хозяйства |
||||
11. |
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями: |
|
|
|
|
Электрическая энергия, кВт/ч на 1 человека населения |
43,3 |
42,6 |
41,9 |
41,0 |
|
Тепловая энергия, гкал на 1 кв. метр общей площади |
0,172 |
0,166 |
0,165 |
0,163 |
|
Холодная вода, куб. метров на 1 человека населения |
0,68 |
0,67 |
0,65 |
0,63 |
|
12. |
Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог общего пользования местного значения, % |
44,0 |
43,7 |
43,4 |
43,1 |
13. |
Эффективность реализации муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения городского округа Вичуга", % |
80 |
85 |
90 |
95 |
|
4. Цели по созданию условий для развития информационного общества |
||||
14. |
Количество государственных и муниципальных услуг, оказанных МБУ города Вичуга "МФЦ", ед. |
21000 |
21500 |
22000 |
22500 |
15. |
Доля рассмотренных обращений, поступивших в администрацию городского округа Вичуга в электронном виде, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
9. Мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга
Реализация стратегических целей и задач социально-экономического развития городского округа Вичуга требует оптимального организационно-функционального механизма по управлению стратегическим развитием.
Под механизмом реализации Стратегии подразумевается совокупность следующих стратегических документов.
1. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания:
- стратегия социально-экономического развития городского округа Вичуга, утверждаемая решением городской Думой городского округа Вичуга.
2. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования:
- прогноз социально-экономического развития городского округа Вичуга на среднесрочный период, утверждаемый нормативным правовым актом администрации городского округа Вичуга;
- бюджет городского округа Вичуга на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемый решением городской Думой городского округа Вичуга.
3. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:
- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа Вичуга, утверждаемый нормативным правовым актом администрации городского округа Вичуга;
- муниципальные программы городского округа Вичуга, утверждаемые нормативным правовым актом администрации городского округа Вичуга;
- схема территориального планирования и застройки городского округа Вичуга, утверждаемая решением городской Думой городского округа Вичуга.
Целью мониторинга реализации документов стратегического планирования является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки целевых показателей.
Порядок осуществления мониторинга реализации документов стратегического планирования и подготовки отчетов об их реализации определяется нормативным правовым актом администрации городского округа Вичуга.
Реализация Стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации Стратегии.
<< Назад |
||
Содержание Решение Городской Думы городского округа Вичуга Ивановской области от 25 февраля 2021 г. N 10 "Об утверждении Стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.