Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части повышения эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации) внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко; сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Турчаком, А.А. Клишасом, И.Ю. Святенко
(утв. решением Комитета от 16 марта 2021 г. N 161/8)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 марта 2021 года (протокол N 305, пункт 92) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 1114509-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести ряд существенных изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1), обусловленных развитием информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения и системы межведомственного электронного взаимодействия, необходимостью снятия межрегиональных барьеров при трудоустройстве, подборе персонала и оказании государственных услуг в сфере занятости, а также направленных на решение задач комплексной модернизации государственной службы занятости.
В соответствии с нормами законопроекта расширяются полномочия Правительства Российской Федерации в сфере занятости населения, в частности, в установлении порядка и условий признания гражданина безработным, установлении перечня видов информации, содержащейся в регистрах получателей государственных услуг в сфере занятости, в установлении требования к подбору подходящей работы, развития рынка труда в субъектах Российской Федерации.
Нововведением является то, что государственной службой занятости гражданину не может быть дважды предложена одна и та же работа или профессиональное обучение, более четко прописано право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности.
В связи с созданием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" устанавливаются особенности взаимодействия работодателей, граждан и органов службы занятости в электронной форме, что особенно важно в условиях, когда введены ограничительные меры, закрыты или переведены на удаленную работу (с сокращением перечня предоставляемых услуг) органы государственной и муниципальной власти, иные организации.
Полагаем, требует уточнения введенное законопроектом полномочие субъектов Российской Федерации по развитию рынка труда. Понятие "рынок труда" обычно определяют следующим образом: совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Основной целью рынка труда является развитие экономики посредством оптимального согласования сторонами партнерства социально-трудовых отношений на рынке рабочей силы и рынке рабочих мест. Субъектами рынка труда являются наемные работники, работодатели, государство. Исходя из понятия, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по своей природе и в силу законов рыночной экономики не могут в полной мере развивать рынок труда. В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место, он является одним из индикаторов, позволяющих судить о социально-экономическом благополучии, стабильности и эффективности управления. Несомненно, принятие рассматриваемого законопроекта будет способствовать повышению эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда Российской Федерации.
Отдельно отметим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и права органов местного самоуправления. В соответствии с предлагаемыми нормами органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать взаимодействие с иными организациями (включая частные агентства занятости) при реализации полномочий в области содействия занятости населения, а также должны участвовать в создании условий для межрегиональной мобильности трудовых ресурсов. Отдельно отмечено, что они вправе предусматривать в бюджетах средства на развитие рынка труда. Однако, источники финансирования таких средств не указаны. В связи с дотационностью большинства бюджетов субъектов Российской Федерации (72 субъекта из 85 по состоянию на 2020 год) возможность эффективного исполнения новых полномочий в сфере занятости населения и развития рынка труда будет зависеть от поступающих из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Особое внимание Комитет обращает на вопрос участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органам местного самоуправления не предоставлены собственные полномочия или права в области содействия занятости, в то время как некоторые права устанавливаются Законом N 1032-1.
Нормами законопроекта предлагается предоставить органам местного самоуправления право участвовать в организации и финансировании мероприятий, предусмотренных статьей 7.1-1 Закона N 1032-1, которая определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения. Таким образом, значительно расширяется круг прав (с 4-х до 17-ти) органов местного самоуправление на участие в реализации полномочий органов государственной власти субъектов федерации.
Данные права не являются ни вопросами местного значения, ни переданными государственными полномочиями. Полагаем, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ, направленные на четкое закрепление прав органов местного самоуправления. Как полномочия, так и права органов публичной власти разных уровней должны быть четко закреплены в базовых федеральных законах (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон N 131-ФЗ), что особенно важно в условиях недостатка финансовых и материальных ресурсов в региональных и местных бюджетах. Полагаем необходимым минимизировать перечень прав органов местного самоуправления, в том числе и в сфере занятости населения, исчерпывающе закрепив их в положениях Федерального закона N 131-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.