Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение Плана мероприятий по переходу до 2021 года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 218-р.
Согласно пояснительной записке, реализация нормы законопроекта направлена на достижение кадрового обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированными специалистами благодаря совершенствованию процедуры допуска медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности путем перехода от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к записи сведений об успешном прохождении аккредитации специалиста в федеральном регистре медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. По мнению Комитета, данная поправка обеспечит возможность квалифицированным специалистам приступить к осуществлению профессиональной деятельности сразу после успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.
Министерством здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации полномочий, установленных частью 3 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, издан приказ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (далее - Положение).
Положением установлено, что факт прохождения аккредитации отражается в итоговом протоколе заседания аккредитационной комиссии. В свою очередь итоговый протокол заседания аккредитационной комиссии является основанием для выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, дающего право на осуществление профессиональной деятельности в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 323-ФЗ.
В связи с тем, что изготовление бланков свидетельств об аккредитации специалиста и их оформление требуют определенных временных затрат, а также учитывая необходимость начала трудовой деятельности лицами, прошедшими процедуру аккредитации, фактически сразу после ее завершения, пунктом 52 Положения наряду с выдачей свидетельства об аккредитации специалиста также предусмотрен еще один механизм подтверждения факта успешного прохождения данной процедуры - это выдача в течение трех дней выписки из итогового протокола, содержащей соответствующее решение.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, наличие выписки из итогового протокола не является достаточным основанием для работодателя для трудоустройства специалиста, прошедшего аккредитацию, что, по мнению Комитета, в перспективе может негативно сказываться на своевременном привлечении в отрасль здравоохранения необходимого количества квалифицированных специалистов.
Согласно пункту 11 статьи 93 Федерального закона N 323-ФЗ обработка данных об аккредитации специалиста осуществляется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности (далее - Федеральный регистр медицинских работников). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. N 1159н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг", сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся в Федеральный регистр медицинских работников. Медицинские организации и фармацевтические организации являются пользователями информации, содержащейся в ЕГИСЗ. Таким образом, проверка факта успешного прохождения лицом аккредитации специалиста может осуществляться работодателем путем получения соответствующей информации из Федерального регистра медицинских работников при трудоустройстве указанного лица в медицинскую или фармацевтическую организацию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1159н следует читать как "31 декабря 2013 г."
Комитет отмечает, что законопроектом в целях обеспечения возможности квалифицированным специалистам приступать к осуществлению профессиональной деятельности сразу после успешного прохождения процедуры аккредитации специалистов предлагается внести изменения, позволяющие считать основанием допуска к осуществлению профессиональной деятельности не наличие свидетельства об аккредитации специалиста, а факт прохождения процедуры аккредитации специалиста, зафиксированный в Федеральном регистре медицинских работников. Внесение сведений о прохождении лицом аккредитации специалиста в ЕГИСЗ обязательно и не зависит от реализации возможности получения свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе.
Из пояснительной записки следует, что выдача свидетельства об аккредитации специалиста или выписки из итогового протокола прохождения процедуры аккредитации осуществляется по заявлению и является не обязательной для допуска к профессиональной трудовой деятельности, кроме случаев трудоустройства за пределами Российской Федерации.
Также в целях обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста в отношении отдельных категорий лиц, данные сведения в ЕГИСЗ не вносятся.
Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 69, а также пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ исключить требование о соответствии образовательных программ, осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, федеральным государственным образовательным стандартам.
По мнению Комитета, вносимые изменения позволят снять ограничения на осуществление профессиональной деятельности лицам, завершившим обучение по программам медицинского и фармацевтического образования до 2016 года, что в свою очередь положительно скажется на кадровом обеспечении отрасли здравоохранения квалифицированными специалистами.
Согласно материалам к законопроекту, вносимые изменения позволят сократить расходы федерального бюджета на закупку бланков свидетельств об аккредитации специалистов.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности" потребуется внесение изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности, в два нормативных правовых акта Правительства Российской Федерации касательно сферы ЕГИСЗ и разрешительной деятельности, в четыре нормативных правовых акта Министерства здравоохранения Российской Федерации относительно порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и организации проведения аккредитации специалистов.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности".
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 15 апреля 2021 года (протокол N 163).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.