Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1115653-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект разработан в целях реализации перечня мероприятий по направлению "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р, а также в целях совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, создания комфортных условий для исполнения обязанностей страхователей.
Законопроектом вносятся изменения в следующие федеральные законы: Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ); Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ); Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ).
В Федеральный закон N 27-ФЗ и в Федеральный закон N 125-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, наряду с нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации для сдачи отчетности представителем индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Одновременно с этим, законопроектом предлагается уменьшить численность работников (с 25 до 10 человек), при которой страхователи обязаны представлять в форме электронного документа сведения на работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также расчеты по страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон N 27-ФЗ, в Федеральный закон N 125-ФЗ и в Федеральный закон N 56-ФЗ.
В целях исключения наличия в системе персонифицированного учета разрозненной информации об одних и тех же гражданах законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения, предусматривающие внесение в общую часть индивидуального лицевого счета сведений о смене фамилии, имени и (или) отчества (при наличии), реквизитов записей актов гражданского состояния, включая номер, дату составления, наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация акта гражданского состояния.
В Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" вносятся изменения, включающие Пенсионный фонд Российской Федерации в число получателей сведений о заключении и расторжении брака, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака.
Законопроектом в Федеральный закон N 125-ФЗ вносятся также изменения, направленные на наделение третьих лиц правом уплаты за страхователей (то есть за работодателей) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, без конкретизации как самого понятия "иные лица" так и механизма взаимоотношений между страхователем и "иным лицом" (на каких условиях будет производиться оплата, почему именно им, кто несет ответственность и т.д.).
Исходя из пояснительной записки к проекту, перечень иных лиц не ограничивается, а предлагаемое изменение позволит страхователям использовать дополнительные способы исполнения обязательств по уплате страховых взносов и тем самым избежать задолженности по страховым взносам.
Вместе с тем, предлагаемое правовое регулирование может создать неопределенность применения соответствующих положений.
Представляется, что при отсутствии у работодателя собственных средств для исполнения обязанности по уплате страховых взносов недостающие суммы могут быть предоставлены его учредителем, партнерами или иными лицами для исполнения самим работодателем обязанности по уплате страховых взносов.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает проект федерального закона.
У Счетной палаты Российской Федерации отсутствуют замечания и предложения по законопроекту.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.