Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается упразднить рыбоохранные зоны, предусмотренные в настоящее время законодательством в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Комитет по аграрным вопросам считает возможным поддержать концепцию законопроекта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 46 Закона о рыболовстве рыбоохранные зоны устанавливаются в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов и являются территорией, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. На таких территориях вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 743 (далее - Правила установления рыбоохранных зон), устанавливается ширина рыбоохранных зон для различных видов водных объектов (для рек - от 50 до 200 метров, для моря - 500 метров, для озер и водохранилищ - 50 метров).
Одновременно статья 65 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает водоохранные зоны, которые также являются территориями, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. На указанных территориях также устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Также Водным кодексом Российской Федерации определена ширина водоохранной зоны, которая составляет для рек и ручьев от 50 до 200 метров, для моря - 500 метров, для водохранилищ и озер - 50 метров.
Таким образом, рыбоохранные зоны являются идентичными водоохранным зонам и по определению и по предназначению, и по размерам таких территорий.
Следует отметить, что Правила установления рыбоохранных зон содержат требования об установлении на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков. При этом положения части 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации также предусматривают установление аналогичных информационных знаков по идентичным границам водоохранных зон водных объектов. Установление таких информационных знаков, содержащих, по сути, одинаковую информацию, требует дополнительных расходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключение из законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов механизма рыбоохранных зон в части дублирующей механизм водоохранных зон.
Вместе с тем правовой режим рыбоохранной зоны не совпадает с правовым режимом водоохранных зон в части запрета на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей, ванн, который предусмотрен в границах всей рыбоохранной зоны, а в водоохранной зоне распространяется только на ее часть, примыкающую к водному объекту, - прибрежную защитную полосу.
Правовое регулирование водных отношений, касающихся прибрежных защитных полос водных объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, пересматривается в проекте федерального закона N 1057393-7 "О внесении изменения в часть 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации", принятом в первом чтении 27 января 2021 года. Согласно законопроекту ширина прибрежной защитной полосы в 200 метров необходима только для реки, озера и водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места обитания, размножения, зимовки, нагула, пути миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используется для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов).
Таким образом, в случае принятия законопроектов рыбоохранные зоны будут упразднены, а прибрежная защитная полоса в 200 метров будет вводится только для некоторых водных объектов.
Следует дополнительно оценить последствия принятия указанных изменений с точки зрения обеспечения сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
При рассмотрении изменений водного законодательства в указанной части крайне актуальным является вопрос распространения установленных для прибрежных защитных полос ограничений хозяйственной и иной деятельности (запрет на распашку земель, выпас сельскохозяйственных животных) в отношении земельных участков, ранее расположенных вне границ прибрежных защитных полос.
Предлагаемые новеллы могут привести к изъятию земель сельскохозяйственного назначения (по данным Краснодарского края может выпасть 400 тыс. га земли, по данным Саратовской области - более 120 тыс. га), что окажет крайне негативное влияние на сельское хозяйство.
Также следует отметить, что законопроектом предусмотрены переходные положения в части признания рыбоохранных зон, установленных до 1 июля 2021 г., рыбохозяйственными заповедными зонами.
Вместе с тем в соответствии со статьей 49 Закона о рыболовстве рыбохозяйственные заповедные зоны - это водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, а рыбоохранные зоны - это территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Данное противоречие также предлагается устранить в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
В связи с изложенным, Комитет по аграрным вопросам поддерживает концептуально проект федерального закона N 1121284-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при условии учета изложенных в заключении замечаний.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.