Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1076542-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части определения правовых оснований и условий оборота охотничьих угодий, закрепленных в рамках охотхозяйственных соглашений), внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Н.П. Николаевым, Р.Г. Шайхутдиновым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 1076542-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определить правовые основания и условия вторичного оборота охотничьих угодий, закрепленных в рамках охотхозяйственных соглашений.
В частности, законопроектом предусмотрено, что права и обязанности по охотхозяйственному соглашению могут передаваться в отношении части либо всей площади закрепленных охотничьих угодий на основании гражданско-правового соглашения, заключаемого между участниками оборота, при условии получения согласия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С целью соблюдения баланса интересов долгосрочного охотпользования и экономической эффективности охотничьих хозяйств законопроектом проектируются следующие особенности вторичного оборота охотничьих угодий:
- не допускается увеличение первоначально установленных сроков действия охотхозяйственного соглашения при передаче прав и обязанностей по нему;
- с лицом, которому передаются права и обязанности по охотхозяйственному соглашению в отношении части закрепленных охотничьих угодий, заключается отдельное охотхозяйственное соглашение;
- передача прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению в отношении части закрепленных охотничьих угодий возможна не ранее 7 лет со дня заключения данного соглашения;
- для случаев передачи прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению в отношении части закрепленных охотничьих угодий, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти наделяется правом устанавливать минимальную площадь передаваемых угодий с учетом географических, биологических и экономических факторов.
Законопроектом также предусматривается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственное соглашение и добросовестно его исполнившие, по истечении срока его действия имеют преимущественное право на заключение охотхозяйственного соглашения на новый срок без проведения аукциона.
При этом единственным критерием добросовестности охотпользователя законопроектом предлагается определить ежегодное подтверждаемое обеспечение наличия на территории охотничьих угодий определенной численности охотничьих ресурсов, установленной заключенным охотхозяйственным соглашением. При невыполнении этого требования охотхозяйственное соглашение подлежит расторжению в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа.
Комитет отмечает актуальность затрагиваемых законопроектом вопросов. При наличии объективных сложностей долгосрочного экономического планирования отсутствие возможности передать права и обязанности по охотхозяйственным соглашениям третьим лицам является серьезным препятствием для развития охотничьей отрасли, где заключено порядка 5200 охотхозяйственных соглашений, в рамках которых закреплено более 400 млн. га охотничьих угодий. Важно отметить, что Законом об охоте прямо установлена основная цель заключения таких соглашений - привлечение инвестиций в охотничье хозяйство, а сроки их действия носят императивно долгосрочный характер (от 20 до 49 лет).
Важнейшим условием дальнейшей капитализации охотхозяйственной отрасли является введение правовых механизмов обеспечения гарантий прав и интересов добросовестных инвесторов в части обеспечения преимущественного права заключения охотхозяйственных соглашений на новый срок по аналогии с иным действующим природоресурсным законодательством.
Таким образом, Комитет вцелом поддерживает предлагаемую концепцию законопроекта. Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд замечаний, которые необходимо учесть при его дальнейшей доработке ко второму чтению.
Предлагаемое авторами законопроекта обоснование предоставления преимущественного права на заключение охотхозяйственного соглашения на новый срок без проведения торгов является недостаточным и подлежащим дополнительной проработке, в том числе, с учетом действующего регулирования аналогичных правоотношений в природоресурсном законодательстве (например, статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 15 Водного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Также, предлагаемый законопроектом единственный критерий добросовестности охотпользователя (обеспечение минимальной численности охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий), с одной стороны, требует большей нормативной определенности понятия "минимальная численность", а с другой стороны, нуждается в дополнении с целью обеспечения возможности прекращения охотхозяйственного соглашения в связи с существенными нарушениями его других условий.
Кроме того, в целях обеспечения взаимных прав и интересов государства и охотпользователей при передаче прав и обязанностей по охотхозяйственному соглашению в отношении части закрепленных охотничьих угодий в законопроекте необходимо предусмотреть дополнительные права и обязанности уполномоченного органа по установлению либо аудиту предоставляемых сведений об охотничьих ресурсах в границах передаваемых охотничьих угодий и порядку использования таких сведений при заключении отдельного охотхозяйственного соглашения с новым лицом.
Представляется необходимым также уточнить ряд юридически некорректных терминов, применяемых в проекте федерального закона ("часть территории охотничьих угодий", "общие границы").
Законопроект поддержан Минприроды России. На законопроект подготовлен положительный проект официального отзыва Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1076542-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.